12. Wave Gotik Treffen 2003
6 - 9 июня 2003,
Лейпциг, Германия
Фотогалерея
Впечатления coroner
Впечатления Сергея Меренкова
Впечатления Brain's Strained
Впечатления MadMax2
Впечатления Al
Впечатления Alexdark
Впечатления coroner
Фестиваль Wave Gotik Treffen 2003, ставший пятым по счёту для делегации Russian Gothic Project и четвертым лично для меня, прошёл более чем успешно, однако ничего особенного он также не принёс - не было чрезвычайных происшествий типа избиения поклонников дарк-фолка антифашистами, как на прошлогоднем фестивале, не было скандальных выступлений, как появление на сцене "фальшивого" Била Либа (FRONT LINE ASSEMBLY), не было и погодных катаклизмов типа проливных дождей, смывавших несчастных обитателей кемпинга несколько лет назад. Так что в известной степени фестиваль получился более скучным - ровным, отлично организованным и лишенным каких бы то ни было сюрпризов.
Волею судеб коллектив gothic.ru в этом году разделился, и все добирались до Лейпцига различными путями - MadMax2 избрал традиционный путь на самолёте до Берлина и далее поездом до Лейпцига, Сергей Меренков и Brain's Strained перед фестивалем посетили Австрию и добирались до Лейпцига на поезде, "дебютировавшая" на WGT Al воспользовалась наиболее экономичным способом - автобусом, а мы с merime, прилетев на самолёте в Мюнхен, несколько дней путешествовали по Баварии, разглядывая местные достопримечательности, поглощая вкуснейшее баварское пиво и сидр, и добирались до Лейпцига на машине. Несмотря на различные по сложности маршруты, все мы добрались успешно, и в день начала фестиваля - в пятницу шестого июня - уже были готовы "к бою".
1 день - пятница.
Для тех, кто не читал предыдущих впечатлений о поездках на Треффен, следует сделать небольшое лирическое отступление и рассказать о самом фестивале. Фестиваль Wave Gotik Treffen в этом году проходил уже в 12-й раз - проходит он традиционно в немецком городе Лейпциг, и является самым крупным готическим фестивалем - есть и более представительные (по уровню групп) мероприятия - типа Mera Luna или Zillo Festival - но они, к сожалению, не могут похвастаться таким размахом. WGT проходит 4 дня, в этом году фестиваль проходил на более чем 10-и площадках, и выступило на нём более 150 групп и несколько десятков DJ-ев! Неудивительно, что Wave Gotik Treffen является по-настоящему интернациональным фестивалем как по составу выступающих групп, так и по аудитории - конечно же, большая часть посетителей из Германии, но и иностранные гости со всех концов света составляют внушительный процент. Впрочем, лично я далёк от идеализации Треффена - при всех его плюсах (фестиваль проходит в крупном городе, выступают множество групп, хорошая организация), у него есть и немало серьезных минусов, в основном связанных с программой фестиваля - масштабное действо разворачивается на десятке площадок, некоторые из которых весьма удалены друг от друга, и выступления на них проходят одновременно - так что если вы просматриваете состав фестиваля и пребываете в эйфории от того, что вы сможете увидеть все эти замечательные группы, вынужден вас разочаровать: посетить вам удастся от силы 20%, а то и меньше.
Фестиваль, естественно, начинается с приобретения билетов и получения аккредитаций для прессы. В первой половине дня мы оперативно получили свои аккредитации и, отправившись гулять по фестивальному Agra Halle, обнаружили, что знаменитый Треффенновский готический рынок уже работает. (Рынок заслуживает очередного отступления - во вместительном ангаре располагаются стенды множества готических магазинов предлагающих всё, что готической душе угодно - одежду, обувь, аксессуары, диски, журналы и т.д. Состав торговцев каждый год меняется, и лично я помню и более "богатые" рынки на Треффене в прошлые годы, но всё равно, ассортимент впечатляет.) На рынке я прогулял до семи часов вечера - в главном зале Agra некое праздничное действо, открывающее фестиваль, началось ещё в четыре часа, однако посетить я решил лишь нечто, озаглавленное в программе как "Die Kleine Gruftschlampe - Fantasy Fetisch Show" - в приблизительном переводе "маленькая гот-шлюшка". То, что скрывалось под этим интригующим названием, меня, честно говоря, разочаровало - группа девушек на сцене разыгрывала небольшие сценки на вампирскую тематику. Ничего особо фетишного не наблюдалось - видали шоу и получше, я надеялся увидеть нечто более брутальное или эротично-зрелищное.
Честь открыть фестиваль на большой сцене досталась американской death/gothic rock группе CINEMA STRANGE. Они любимы в Германии - уже выступали на WGT в 2001 году и издают альбомы на немецком Trisol. Сцена была украшена различными милыми игрушками - расчлененными зайцами и резиновыми куклами. Вокалист Lucas в дурацкой шапочке бился в эпилептических припадках; остальные участники группы старались от него не отставать. И несмотря на то, что группа в живую звучит очень хорошо, на концерте они смотрятся комично, явно переигрывая на сцене, но это отнюдь не смущало толпы дарк-панков с метровыми ирокезами, заполнившими первые ряды у сцены, которые прыгали и бесились под ударные дэт-роковые хиты.
Следующий коллектив был одним из сюрпризов Треффена - мексиканская группа DULCE LIQUIDO (это HOCICO наоборот, вокалист - наш любимый "чертик из табакерки" - рубится за клавишными, ну а клавишник соответственно вокализирует). К сожалению, особой сенсации не вышло - несмотря на эффектные сценические костюмы, музыка у "реверсивного" дуэта получилась менее интересной - DL понесло в rhythm'n'noise область, и даже присутствие фирменных "мексиканских" HOCICO-всих звучков не спасало положение - это не какие-то мои домыслы или критика - я отлично помню как принимали HOCICO на Треффене в прошлом году и реакция аудитории просто несопоставима! Это конечно же не провал, но и однозначно не успех.
Метал-готы из UMBRA ET IMAGO не радовали народ своим фирменным эротическим шоу (видимо, формат фестиваля не позволил - эффектные девушки лишь вынесли горящие свечи в начале выступления). В целом концерт UMBRA ET IMAGO можно описать так - хорошо, но мало, впрочем это относится к большинству хороших выступлений на фестивале, за исключением хэдлайнеров. Харизматичный лидер группы, Моцарт, предстал перед публикой в эффектном цилиндре и кроме того радовал глаз акробатическими кульбитами, видимо, пытаясь показать, что и с отросшим брюшком он ещё о-го-го! То, что Umbra на родине любима, было видно по реакции зала - принимали их очень хорошо, а кавер на Rock me, Amadeus вообще встретили бурными овациями. В финале Моцарт повторил коронный номер Rogue из THE CRUXSHADOWS - забравшись под самый верх сцены по осветительной ферме.
Далее должны были выступать некие неизвестные мне SILENCIUM и металлисты из THE GATHERING - и я предпочёл удалиться кушать и рассматривать готов. Вообще, в каждом году можно отметить свои тенденции - тенденция этого года - повальное оголение готов женского пола, самые популярные наряды - обнаженная грудь под прозрачной сеткой или же прозрачная юбочка, демонстрирующая эффектную заднюю часть обладательницы наряда. Традиционно много дарк-панков, в то время как широко рекламируемых "модных" кибер-готов на всём фестивале было замечено лишь человек пять. Много jeans'n't-shirt goths - то есть людей, щеголяющих в футболках любимых групп. По-прежнему лидер среди футболок - HOCICO, загадочно только то, что многие люди, ходящие в этих футболках, выглядят как загорелые мачо - не могли же они все приехать из Мексики? На втором и третьем местах - WUMPSCUT и TERMINAL CHOICE, очень много людей футболках культовых старых групп - THE SISTERS OF MERCY, JOY DIVISION, BAUHAUS. Видел даже одного человека в футболке DVAR, видимо самодельной. А вот столь любимых в Москве поклонниц группы HIM на фестивале я вообще не увидел ни одной! И это несмотря на выступление THE 69 EYES, ими столь любимых. Что касается экстравагантных нарядов и более подробного описания посетителей, то это боюсь не ко мне - видимо, слишком я привык к этому фестивалю, и многотысячные толпы готов уже не производят должного впечатления - лишь легендарный "король с пиписькой" радовал глаз.
Вдоволь налюбовавшись готическими толпами и напившись вкусной и ободряющей guarana cola, я двинулся в зал на выступление хэдлайнеров дня - культового проекта DAF, недавно возродившегося из пепла. Народу на выступлении собралось весьма прилично - я думал, что DAF менее популярны, но видимо то, что основная часть посетителей фестиваля - не малолетние девочки, как у нас, а люди старше 25, сказалось на посещаемости этого концерта и желающих поностальгировать собралось немало. Исполнив две песни с последнего альбома, выпущенного в этом году, DAF выдали культовую "Der Mussolini" - и уж тут я имел все шансы оглохнуть не от громкости музыки, а от восторженных воплей зала. Вообще, в Германии маршевые боевые ритмы очень любимы, и своеобразный милитаристский электро-поп от DAF народ принимал более чем позитивно.
На этом концертная программа заканчивалась - очень хотелось посетить клуб Moritzbastei, в котором диджеил мой хороший друг Mari O. из THE LAST DAYS OF JESUS, но сил хватило только на то, чтобы доползти до танцевального зала Agra Halle, где зажигали DJ Peggy и девушка DJ (как их обозвали в программе - DJane) Inga из клуба Return of the Living Dead, после чего я отправился спать.
Лучшие концерты дня: UMBRA ET IMAGO и DAF
Разочарования дня: DULCE LIQUIDO
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: PSYCHE, FUNHOUSE, IN STRICT CONFIDENCE
2 день - суббота.
В этот день программа обещала быть более насыщенной - вообще, в этом году группы не очень удачно были распределены по дням фестиваля, он получился чуть ли не двухдневным, так как основные радости и вкусности были плотно напиханы в программу субботы и воскресенья.
Наиболее интересные для меня программы были заявлены на двух сценах - в Agra Halle - future-pop/electro с NEGATIVE FORMAT, ASSEMBLAGE 23 и VNV NATION, и в Parkbruhne - готик-рок с INKUBUS SUKKUBUS, IKON и WAYNE HUSSEY (THE MISSION). Хэдлайнеры на обоих сценах по какой-то загадочной причине мало соответствовали стилистике остальных групп - в Agra в самом конце должны были выступать LAIBACH, а в Parkbruhne - BLUTENGEL. На других площадках предлагали: фетиш party в Werk II, дарк-фолк с IN GOWAN RING, FIRE + ICE и CHANGES в Haus Leipzig и ритуально/шумовой индастриал с DIVE, AH CAMA-SOTZ и NOISEX в Haus Auensee. Не имея физической возможности разорваться на пять коронеров, пришлось довольствоваться концертами в Agra и Parkbruhne.
Электронную программу в Agra открыл британский коллектив REVOLUTION BY NIGHT, который мало кто слышал, но о котором все знают - это результат блестящей PR-компании, проводимой лидером группы британским dj-ем Steve, резидентом главного британского готик-клуба Slimelight. Лично я на эту группу возлагал большие надежды, которые, к сожалению, не оправдались - британская электроника вообще вещь специфическая, и удачные примеры типа INTRA-VENUS суть скорее исключения, чем закономерность - музыка оказалось скучной и однообразной, однако типично британской, так что поклонникам электроники с берегов туманного Альбиона RBN имеют все шансы приглянуться. Можно долго спорить о стиле группы, утверждая, что это electro-goth на основании того, что вокал Стива готичен и вполне бы вписался в готик-рок группу, но вот музыка - ближе к второсортному фьючер-попу. Еще разочаровал логотип группы и общий визуальный стиль, явно инспирированный APOPTYGMA BERZERK.
Вторая группа ещё трудней в классификации - проект CHINESEBLACK на своём дебютном CD намутили модный future-pop/electro саунд с элементами drum'n'bass! Не менее эффектно они звучали и смотрелись на концерте - лысый вокалист в юбке и серебристой футболке метался по сцене, выделывая руками забавные танцевальные па, а суровый мужик в военной каске за ударной установкой и клавишными, украшенными двумя телевизорами, выбивал сложный ритм. Звук был очень плотный и мощный - я бы с удовольствием бы досмотрел это выступление до конца, но вынужден был сорваться с середины в Parkbruhne.
Площадка Parkbruhne, находящаяся в очаровательном парке, названном в честь Клары Цеткин, представляет собой амфитеатр под открытым небом, и когда на Лейпциг не обрушиваются ливневые дожди, представляет собой идеальное место для концертов, хотя в этом году мешали уже не ливни, а испепеляющее солнце, площадка всё равно, как ни крути, хороша - хотя бы тем, что сцену отлично видно из любой точки. В Parkbruhne я успел как раз на первую песню INKUBUS SUKKUBUS - этот британский коллектив, некогда бывший одним из самых удачных и оригинальных проектов современного готик-рока, в последние несколько лет основательно запятнал свою репутацию чередой клонированных невнятных альбомов, но я надеялся, что их программа будет основана на классических композициях. К счастью, так и оказалось - группа исполняла готик-роковые боевики, представив весь "the best" набор хитов. Candia - настоящая фронт-вумен и вообще очень красивая и милая дама - ведёт себя на сцене очень хорошо, естественно, просто живёт на ней, ну, а то что вокал у неё не хуже внешности, знают все, кто хоть раз слышал альбомы группы. До этого я уже был на концертах INKUBUS SUKKUBUS и в этот раз опять же нисколько не пожалел о том, что попал на этот концерт - IS отличная концертная группа, и при возможности я ещё и ещё раз схожу на их выступления, хотя дальнейшие их успехи в записи альбомов для меня сомнительны. После выступления INKUBUS SUKKUBUS, на котором плотность народа в небольшом амфитеатре оказалась близкой к критической, практически все зрители с площадки в срочном порядке удалились - видимо, большая часть приехала на концерт Инкубов с Суккубами, так что австралийской группе IKON пришлось выступать перед полупустым залом.
Так получилось, что на концерты культового австралийского готик-рок проекта у меня был шанс уже не раз попасть, но всё почему-то никак не удавалось. Побывав на этом концерте, я понял, что не зря пропускал и предыдущие концерты. Честно говоря, у этого коллектива мне нравится лишь один альбом - полностью электронный "This Quiet Earth", и конечно же, было бы наивно предполагать, что группа, уже давно вернувшаяся к гитарному готик-роковому звучанию на этом концерте ударится в электронику, но всё же разочарование было. Живое звучание IKON ближе даже к пост-панку, чем к готик-року, и могло порадовать скорее любителей гитарного драйва, нежели изысканных мелодий. Но вот что мне понравилось, так это то, как на сцене смотрится сама группа - в центре сцены возвышался монументальный лысый Крис МакКартер, ныне водящий дружбу с Дугласом Пирсом, сам чем-то напоминающий Тони Вэйкфорда, - фото Криса вообще можно выдавать за выступление Тони с SOL INVICTUS. Слева расположился юркий гитарист Энтони Гриффитс, откровенно глэмового вида, забавно выгибавший свои тонюсенькие ножки в обтягивающих штанах. Справа - басист Дино Молинаро, с которым сотрудничали отечественные поп-стары Шура и Лева Би-2 в проекте CHIRON; своим видом он больше походил на офисного работника, неожиданно очнувшегося на сцене и с недоумением обнаружившего у себя в руках бас-гитару. Эта троица (плюс спрятавшийся за ударной установкой перкуссионист), возможно, и исполнила бы что-то, что мне понравилось бы, но и этот концерт мне не суждено было дослушать, так как пора было направляться назад в Agra Halle на выступление ASSEMBLAGE 23.
Дородный детина Том Шир оправдывает свою фамилию и радует глаз шириной и упитанностью, игриво поблескивая лысиной (я уже не раз писал о том, что никак не могу понять, почему столько вокалистов в готик/индастриал группах - лысые), своим мелодичным голосом (который, к сожалению, иногда давал сбой) исполнял хиты собственного сочинения, начиная с первого альбома ASSEMBLAGE 23 и заканчивая последними работами. Ему помогали перкуссионист за установкой с электронными барабанами и клавишник. Вообще future-pop от A23 лично мне очень импонирует, и от концерта я получил достаточное удовольствие, но всё же чего-то не хватало - не знаю, как это описать, но видимо ASSEMBLAGE 23 просто-напросто не концертная группа, и лучше слушается в студийном варианте, кроме того, звук на этом концерте подкачал.
После этого пришлось возвращаться назад в Parkbruhne, чтобы попасть на выступление популярного synth-gothic/electro проекта BLUTENGEL. К сожалению, даже последних аккордов Уэйна Хасси (THE MISSION) я не услышал, так что до сих пор пребываю в неведении - что же исполнял сей почтенный муж? Неужели акустические версии нетленных хитов THE MISSION UK? Как бы то ни было, на BLUTENGEL я успел к самому началу и отслушал и отсмотрел концерт целиком. И как ни странно, смотреть было куда интересней, чем слушать - Крис Пол превратил выступления BLUTENGEL в настоящие театрализованные секс-шоу! Конечно, у него всё не так похабно и откровенно, как у отечественных ремесленников из КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА или SATARIAL, которые тоже называют свой аккомпанемент из женских тел словом "секс-шоу", да и даже менее эффектно, чем у соотечественников из UMBRA ET IMAGO, но Крис берёт не количеством обнаженной плоти на квадратный метр сцены, а забавными сюжетами и эффектными нарядами девушек, ни одна из которых, к моему огромному сожалению, за всё шоу так и не обнажилась. Если же говорить о музыке, то выступление BLUTENGEL без шоу оказалось бы откровенно скучным - исполняли одни по сути одну большую длинную песню, и теперь я прекрасно понимаю, зачем вообще нужно это шоу - чтобы зрители не зевали и не разбегались.
И вновь мне пришлось возвращаться в Agra - на этот раз чтобы посмотреть хотя бы часть выступления всенародно любимой группы VNV NATION. Я не зря написал про всенародную любовь - ни одну группу ни до, ни после не принимали так, как принимали британцев. Честно говоря, музыку VNV NATION я просто-напросто не понимаю - у меня нет ни одного альбома этой группы, мне не нравится вокал Ронана Харриса, да и ни один их "хит" лично для меня хитом не является, поэтому подобный приём для меня был просто шоком! Зал внимал каждому слову, каждому движению Ронана - стоило поднять ему руки и пару раз хлопнуть ими - как весь многотысячный зал начинал захлебываться в продолжительных овациях, стоило пару раз тихонечко подпрыгнуть - и весь зал уже прыгает что есть сил - просто какое-то массовое зомбирование! Надеясь хоть на концерте понять загадочную прелесть этой группы, я потерпел неудачу и впал в ещё большее недоумение - ведь многотысячная ликующая толпа не галлюцинация! Загадка - да и только!
Немножко подкрепившись перед ночным выступлением, я дождался начала выступления без всяких оговорок культовой группы - "братьев-славян" из Словении - LAIBACH. Этот коллектив, заслуженно известный и любимый в нашей стране, уже две раза выступал в Москве в ДК "Горбунова", и у меня было с чем сравнивать - к сожалению, как обычно, сравнения не в пользу нашей страны - может быть, в горбушке и удобно смотреть концерты, но вот звук в Лейпциге был в сто раз мощней и качественней. Вообще, удивительно, что эта группа, исполняющая индастриал и постфактум зачисленная в ряды "изначальных" индустриальных групп, оказалась популярной на готическом фестивале, да ещё и была поставлена в качестве хэдлайнера всего дня! Конечно, немцы любят индустриально-милитаристское звучание, но всё же я почему-то не ожидал, что LAIBACH так уважают и ценят; честное слово - очень приятно за товарищей из бывшей Югославии. Начали они своё выступление с трех своих наиболее популярных каверов - Final Countdown, In the Army и Dogs of War, далее представив хиты Alle Gegen Alle, God is God, Jesus Christ Superstar и другие. Вообще, программа была основана на двух последних альбомах - "Nato" и "Jesus Christ Superstars", что, впрочем, неудивительно.
Утомившись от тяжелого фестивального дня, я покинул Agra в компании коллег, в направлении кафе и гостиницы.
Лучшие концерты дня: INKUBUS SUKKUBUS и LAIBACH
Разочарования дня: VNV NATION и IKON
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: DECODED FEEDBACK, WAYNE HUSSEY, FIRE + ICE, AH CAMA-SOTZ, NOISEX
3 день - воскресенье.
День с самой насыщенной программой - в Agra Halle подборка звёзд готик-сцены самых разных стилей - DIARY OF DREAMS, BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL, THE 69 EYES, DEINE LAKAIEN, в Werk II мини-фестиваль Cold Meat Industry с RAISON D'ETRE, IN SLAUGHTER NATIVES и ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO, в Parkbruhne парад electro/ebm с GOD MODULE, E-CRAFT и PRAGER HANDGRIFF, в Haus Leipzig резвятся металлисты из EVENFALL, THEATRES DES VAMPIRES и DARKWELL, в Haus Auensee развлекаются синти-попперы MESH, BOYTRONIC и MELOTRON, в Лейпцигском Оперном Театре шаманят этериальщики LOVE IS COLDER THAN DEATH и QNTAL. Очень хочется разорваться между сценами, но опять придётся выбирать между двумя. Вообще, этот день можно было с гордостью назвать "День Групп, выступавших в России", и что поразительно, скучковались они по двое на площадке: в Agra - DIARY OF DREAMS и THE 69 EYES, в Haus Auensee - MELOTRON и MESH, в Werk II - RAISON D'ETRE и DEUTSCH NEPAL.
Большую часть дня я решил провести слушая энергичные синти-поп ритмы в Haus Auensee. Сам зал - одна из лучших концертных площадок фестиваля - большое просторное строение с хорошей акустикой, расположенное на берегу живописного озера, вокруг которого изредка пробегает туристический "паровозик из Ромашкова", но, как обычно на Треффене, нет худа без добра - находится он в противоположном от Agra Halle конце города - полная дорога "от двери до двери" с одной площадки на другую на общественном транспорте занимает почти полтора часа! В условиях фестивального жесткого графика - непозволительная роскошь: тут уж не поездишь туда-сюда, как в субботу - да и для перемещения в Arga Halle придётся воспользоваться такси.
Программу открывали DUST OF BASEMENT - мне даже немного жалко эту группу, ведь последние альбомы у них всё попсовей и попсовей, да и дисков они выпустили уже порядочно, а до сих пор выступают в самое невыгодное время. Хотя народу на их концерте собралось достаточно - конечно не аншлаг, но и не полупустой зал. DUST OF BASEMENT расширили свой состав - кроме идеолога Свена Вульфа и милой вокалистки Бригитты, теперь имеется флегматичный гитарист в белом и импозантный вокалист в костюме. Вокалист выглядит действительно эффектно - будто, ошибшись дверью, случайно вышел на сцену Haus Auensee прямиком со светского раута! Вел себя на сцене расслаблено и вальяжно - благодаря этому смотрелся очень хорошо и естественно. Ну и Бригитта тоже не подкачала, хотя в начала выступления были проблемы со звуком. Много композиций с нового альбома - правда, после прослушивания живого выступления слушать его почему-то нет особого желания.
Далее выступали шведские фьючер-попперы COLONY 5, концерт произвёл очень странное впечатление - вроде бы и сыграно всё качественно, и вокалист по сцене носится и руками махает, и хиты свои, звучащие на готических танц-полах по всему миру, исполнили, а не вставляет совершенно - скучно почему-то.
Следующий коллектив, своего рода серая лошадка на синти-площадке, группа DAYS OF FATE, хоть и имеет в запасе как минимум один вполне достойный CD (может, и больше есть - но у меня всего один имеется), по какой-то причине абсолютно неизвестна даже поклонникам жанра. На сцене группа смотрелась эффектно, причем это мягко говоря, вообще я с трудом могу припомнить более многочисленную синти-группу - в составе целых пять человек! Вокалист, три клавишника и драммер за настоящей (не электронной) барабанной установкой - тоже решение для синти музыки нетривиальное. Жизнь на сцене была хаотичной и напоминала вакханалию - попеть выползали чуть ли не все участники группы, за исключением ударника. Основной вокалист тоже не скучал и изредка подыгрывал на гитаре - жизнь, как говорится, била ключом. Однако с музыкой не всё так хорошо - спору нет, на сцену не скучно было смотреть (это вам не традиционный синти состав с двумя статичными мужиками за синтезаторами и бегающим по сцене вокалистом), но вот слушать их было скучновато - не спас даже кавер на "Let me Entertаin You" Робби Уилльямса.
Группа BEBORN BETON никаким образом не попадала в сферу моих интересов, поэтому, отсняв их выступление, я с чистой совестью покинул зал и отправился на берег озера подкрепляться и дожидаться выступления следующего коллектива, из-за которого я предпочёл эту сцену другим - MELOTRON. К сожалению, выступление MELOTRON по времени совпадало с выступлением DIARY OF DREAMS на основной сцене, но ничего не поделаешь - пришлось выбрать, и я не капельки не жалею, что предпочёл MELOTRON - единственное, что разочаровывает, - сорок минут всё-таки ужасно мало для такой отличной группы. Энди Крюгер, как всегда, зажигал на сцене - он вообще действительно "живёт" на ней, но на этот раз энергия у него так и била через край - забавно то, что в ответ радостным воплям зала и бурным овациям он говорил "спасибо" (целых три раза) на чистейшем русском языке! Возможно, до сих пор не может прийти в себя после концерта в Москве или готовится к триумфальному возвращению в столицу России после выхода нового альбома? Кстати, диск должен выйти осенью, но группа на выступлении на Треффене уже представила пару композиций с него - судя по всему, диск будет как всегда сногсшибательным, продолжая линию "Weltfrieden".
WELLE:ERDBALL - вторая причина, по которой я предпочёл эту сцену другим - на выступление ретро-электро-романтиков, до сих пор ностальгирующих по допотопному компьютеру Commodore C64, набрался полный зал поклонников и, я думаю, мало кто из них пожалел о том, что посетил этот концерт. Сцена была уставлена тучей хитроумных приспособлений - вращающиеся светящиеся треугольные конструкции, подиумы, нагромождения аппаратуры. Всё выступление смотрелось как хорошо срежисированный техногенный спектакль - участники коллектива запускали в зал самолётики и огромные воздушные шары, перемещались по сцене, использовали диапроекторы - внятно описать представленное действо у меня точно не получится, скажу лишь, что выступление было на 5 с плюсом, как визуальная часть, так собственно и музыка - программа практически полностью была основана на последнем альбоме группы.
Очень хотелось остаться в Haus Auensee и хоть немного посмотреть выступление BOYTRONIC - но перевесило желание увидеть широко разрекламированное первое выступление американского ethereal-проекта BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL в Германии. Выбежав из зала, я попал под проливной ливень и, юркнув в такси, был оперативно доставлен в Agra Halle не по-германски прытким таксистом. К сожалению, успел я к самому концу выступления BTFABG, и не в обиду Лизе и Сэму Розенталю, которые без сомнения милые люди, это выступление было полным провалом - в огромном зале Агры было совсем немного народа и даже можно было подойти вплотную к сцене! Такого не было в Агре даже на концертах групп открывавших выступления - не говоря уж о том, что BТFABG выступали после популярных ERBLAST и DIARY OF DREAMS. Звучали они тоже не очень убедительно - было видно, что группа очень скованно держится на сцене, так что это явный прокол организаторов - культовый этериал-коллектив гораздо лучше бы смотрелся на более камерной площадке.
Соотечественники BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL, FAITH & THE MUSE, были своего рода серой лошадкой фестиваля - известная ethereal/gothic rock группа в начале июля выпускает альбом, который, по слухам, будет полностью электронным! Так что оставалось только гадать, что они представят на фестивале - исполнят ли традиционную "the best" роковую программу или же представят новое электронное звучание? А возможно, попытаются представить и то, и другое? Как ни странно, об электронной составляющей группа словно забыла, правда, в самом начале выступления Моника Ричардс сделала маленькую оговорку, что, мол, скоро выходит наш альбом, который не будет похож на предыдущие, и мы решили вам представить наши старые композиции во всей красе. И надо сказать, что звучание было не просто роковым, а очень роковым! Уильям Фэйт будто решил вспомнить было пост-панковое прошлое в составе CHRISTIAN DEATH и утяжелил состав ещё одним гитаристом - так что на сцене группа предстала в эффектном составе из баса и целых трёх гитаристов! А вот Моника разочаровала, но не своим вокалом (он-то у неё как всегда хорош), а внешним видом - раньше она любила эффектные экстравагантные наряды, и до выхода группы на сцену я уже предвкушал, как я запечатлею на пленку всё это визуальное буйство - ан нет: вышла она в строгом костюме, со скромной по готическим меркам причёской. Группа исполнила действительно "the best" - включая композиции с моих любимых альбомов "Elyria" и "Annwyn, Beneath the Waves" - 1994 и 1996 годов.
Финские готик-рокеры THE 69 EYES, любимые в том числе и многомиллионной армией фанаток поп-группы HIM - одно из громких имён фестиваля, и лично мне было интересно посетить этот концерт ещё и для того, чтобы сравнить его с их недавним выступлением в Москве. К сожалению, сравнение не в пользу московского концерта - в Германии группа более живо вела себя на сцене, Юрки раскрепощенно общался с залом, да и звук был на порядок лучше. (Я не хочу сказать, что концерт в Москве был плох, но он получился рядовым, вряд ли отличающимся из череды концертов в туре, а на выступлении на WGT было видно, что для группы нынешнее выступление - событие.) Был исполнен весь набор ударных боевиков, которыми группа собственно и знаменита, плюс новая композиция "Lost Boys", отличающаяся от остального материала более рок'н'рольным драйвом в ущерб готической сумрачности. На концерте первые ряды заполнили маленькие девочки, и вообще на этом концерте аудитория Треффена явно "помолодела". Группа отыграла больше часа и удалилась - однако по уровню оваций до VNV NATION они явно не дотянули.
Завершали фестивальный день (уже заполночь - начало концерта в час ночи) легенда немецкой готической сцены - DEINE LAKAIEN. Ныне группа уверенно покоряет не только готические, но и общенациональные чарты и издаётся на мэйджоре Sony, однако на качестве музыки и популярности коллектива это сказалось только в лучшую сторону. Некоторое время назад состав квартета сократился до дуэта - ныне DEINE LAKAIEN - это "готической вокалист номер 1" харизматичный македонец Александр Вельянов и мультиинструменталист Эрнст Хорн, правда, на концертах народу на сцене стало ещё больше - им помогают две скрипачки, виолончелист и гитарист (смотреть на которого, из-за его забавных танцевальных па, куда интересней, чем на фронтмена Вельянова). Естественно, программа была основана на материале последнего альбома "White Lies" - Вельянов вальяжно прохаживался по сцене (с которой были убраны концертные мониторы - видимо, чтобы дать певцу простор для перемещения) и таскал за собой микрофонную стойку. За грудой техники скрылся Хорн, такое ощущение, будто он специально отгородился от группы и половины зала. Основные плюсы концерта - потрясающий вокал Александра и всем хорошо знакомые хиты DL, минус - буйный инструментализм Хорна, вставлявшего занудные клавишно-шумовые пассажи чуть ли не в каждую композицию. Подобное хорошо слушается дома на CD, но на концерте утомляет.
После концерта мы (merime, Brain's Strained, Сергей Меренков и девушка Марина) засиделись в кафе почти до пяти часов утра.
Лучшие концерты дня: MELOTRON, WELLE:ERDBALL, THE 69 EYES и DEINE LAKAIEN
Разочарования дня: COLONY 5 и BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: ERBLAST, DIARY OF DREAMS, COPH NIA, ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO, IN SLAUGHTER NATIVES, GOD MODULE, THE ETERNAL AFFLICT, OOMPH!, BOYTRONIC, MESH и LOVE IS COLDER THAN DEATH
4 день - понедельник.
Программа последнего дня фестиваля располагала к полному расслаблению - с двух часов для в Agra Halle резвились различные фолк-металлисты типа SALTATIO MORTIS, SUBWAY TO SALLY и SCHANDMAUL, и особого желания посещать эту сцену (кроме концерта TANZWUT поздно вечером) у меня не было. В Werk II давали странный коктейль из электронных групп - от THIS MORN OMINA и IMPLANT до PLASTIC NOSE EXPERIENCE и NEBULA-H, в Haus Leipzig - dark folk/experimental программа с LUX INTERNA и OF THE WAND AND THE MOON, и лишь Оперный Театр предлагал что-то по настоящему стоящее - концерты LA FLOA MALDITA, CHANDEEN и STOA.
Вообще, объединение этих трёх коллективов в одном концерте изначально мне показалось странной идеей, но отслушав все три выступления, я готов согласиться, что задумка вышла весьма удачной: в действительности, несмотря на то, что все три группы играют в разных стилях, у них очень много общего. В каждой центральным лицом группы является вокалистка (к сожалению, не в обиду дамам, поющим во всех трёх группах, вокальные данные у них куда лучше внешних), во всех трёх группах лидеры коллектива - скромно прятались за синтезаторами.
Эти три концерты в Оперном Театре для меня, без сомнения, стали самыми удобными из всех, что были на фестивале - зал с отличной акустикой, мягкие кресла, прохладный воздух - смотреть и слушать было одно удовольствие! До начала концертов я в течение получаса наблюдал за монтажом монстрообразного устройства, оказавшегося хитроумными креплением для кинокамеры - выступление LA FLOA MALDITA, видимо с целью последующего издания на DVD, снималось на целых три камеры! LA FLOA MALDITA предстали на сцене в виде квартета - постоянным участникам группы вокалистке Rhea и клавишнику/гитаристу Guido помогали два человека - миловидная красавица за синтезаторами и спрятанный за ударной установкой перкуссионист. Честно говоря, ничего особенного от этого концерта я не ожидал - когда-то я очень любил эту группу, но в последнее время потерял к ним интерес, да и последний альбом - CD+DVD "Salut Jacques" меня в какой-то степени разочаровал. Однако концерт превзошёл все, даже самые смелые ожидания! Одним из секретов воздействия стало использование огромного многометрового экрана, возвышавшегося за музыкантами, на который проецировался клиповый видеоряд к каждой композиции. Теперь мне в полной мере понятен смысл DVD "Salut Jacques" - это не просто клипы, это концертная видео-подложка! Смотреть её как клипы скучно и неинтересно, но на концерте она даёт совсем обратный эффект - очень красивый видеоряд удачно сочетался с живым концертным действом, а моменты, когда на экране появлялись изображения Guido и Rhea, играющих и поющих в той же одежде, что и на концерте, вообще достойны высочайшей оценки! Я даже не жалею, что практически весь концерт состоял из нового материала - из классических хитов были исполнены лишь "L'Oasis" и "Sorciere" - кстати тоже с очень удачным видеорядом. Так что, как ни странно, но это выступление, от которого я по сути ничего особенного не ожидал, стало для меня одним из лучших концертов нынешнего Wave Gotik Treffen.
В отличие от синти-готических LA FLOA MALDITA, немецкий поп-этериал проект CHANDEEN не мог похвастаться эффектным видеорядом - экран они не убрали, а просто сделали на него подсветку голубым цветом. На сцене группа предстала в виде трио - вокалистка, клавишник и гитарист. Вокалистка непринужденно общалась с залом и шутила, но к сожалению, по причине незнания немецкого языка, её остроумие я оценить не могу. Программа была основана на материале последних двух альбомов, и половина композиций исполнялась с минималистичным аккомпанементом акустической гитары. Не могу сказать, что этот концерт мне не понравился, но и бури эмоций он не вызвал.
Группа STOA, некогда очень любимая у нас в стране, вот уже второй раз собирает на WGT аншлаг - до этого я был на их концерте в 1999 году, и зал Оперного Театра был набит битком (хотя бдительная охрана пускала в зал только на свободные сидячие места). Оказалось, что и в родной Германии группу не забывают, тем более что был повод напомнить о себе - новый альбом "Zal", выпущенный после долгого перерыва. Исполнявшиеся на концерте композиции равномерно представляли все три альбома группы. Как и пять лет назад, на сцене появился Олаф Парусел за клавишными плюс виолончелистка и вокалистка. Видеоряд тоже практически не изменился - состоит из абстрактных фото и различных живописных полотен, пожалуй, только эффектной разноцветной подсветки, которую они некогда использовали, не хватало. Отличное выступление - хорошее и добротное, никто не бился в экстазе, но бурные овации группе были обеспечены.
После концерта STOA я поехал в Agra Halle - последний раз пройтись по рынку и посетить концерт TANZWUT - не то чтобы я очень хотел попасть на их выступление, но вот сфотографировать экстравагантных электро-фолк-металлеров было интересно. Группа очень любима в Германии - зал ревел, прыгал, подпевал - мало какие из концертов вызывали столь бурную реакцию. Была представлена программа, основанная на последнем альбоме "Ihr Wolltet Spass". Внешний вид группы, думаю, всем хорошо знаком - много обнаженных мужских тел в экстравагантных псевдо-medieval/fetish костюмах. Я уже был на двух концертах TANZWUT, так что ничего нового не ожидал и, не дожидаясь конца их выступления, покинул Agra Halle.
Завершением фестиваля для меня стало выступление THE FAIR SEX в Werk II, культовая электро группа, недавно вернувшаяся с новым альбомом после долгого молчания, не является моим фаворитом, но некоторые их хиты, например "Not Now, Not Here", я очень люблю и увидеть их в живую было интересно. Очень порадовал вокалист - эффектно смотрится на сцене - отрывается по полной программе! А вот музыка оставила равнодушным - они зачем-то сделали своё звучание роковым, даже металлизированым, да и известные мне старые композиции исполняли в новых непривычных аранжировках.
Досмотрев концерт до конца, мы по традиции отправились в ресторанчик. На этом и завершился мой очередной Wave Gotik Treffen.
Лучшие концерты дня: LA FLOA MALDITA и STOA
Разочарования дня: нет
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: THIS MORN OMINA
Заключение.
В целом фестиваль прошёл более чем удачно, хотя каждый год меня дико раздражает то, что я так и не могу попасть на тучу концертов групп, которые мне хотелось бы увидеть. Посещать WGT без сомнения стоит - отличное лекарство от российской местечковости - критикам локальной готик сцены могу только рекомендовать - отрезвляет и освежает.
PS. Огромное спасибо merime за средство передвижения и за отличную компанию в Баварском путешествии и на фестивале.
coroner