11. Wave Gotik Treffen 2002
17 - 20 мая 2002,
Лейпциг, Германия
Фотогалерея
Впечатления coroner
Впечатления Сергея Меренкова
Впечатления Brain's Strained
Впечатления MadMax2
Впечатления coroner
11-ый фестиваль Wave Gotik Treffen стал четвертым по счёту для корреспондентов Russian Gothic Page: в первый раз десант RGP высадился в немецком городе Лейпциге в 1999 году, с тех пор каждый год, в том или ином составе, коллектив gothic.ru присутствовал на этом знаменательном для готической субкультуры событии. Для меня лично этот фестиваль стал третьим по счёту - предыдущий, юбилейный Wave Gotik Treffen я пропустил, - так что, к счастью, у меня уже есть, с чем сравнивать. Забегая вперед, скажу, что фестиваль прошёл вполне удачно, но лично у меня особых восторгов не вызвал - то ли уже я привык к подобному, то ли действительно программа оказалась слабее, чем в прошлые годы. Этот фестиваль был также знаменателен тем, что в первый раз на WGT были заявлены сразу две русские группы - dark folk проекты NEUTRAL и ROMOWE RIKOITO. Правда, как позже выяснилось, NEUTRAL немецкие визы не получили и на фестиваль не приехали.
До Лейпцига мы добирались без особых приключений - правда, в этот раз мы провели в Берлине несколько дней, а раньше были в столице объединенной Германии лишь проездом. Честно говоря, Берлин меня разочаровал - он сейчас больше напоминает не столицу великого европейского государства, а пригород Стамбула из-за обилия лиц турецкой наружности. Но пара посвященных Берлину дней закончилась, на быстром и комфортабельном поезде ICE менее чем за два часа мы домчались до Лейпцига и, расселившись в Novotel’е (ставшим штабом RGP на всё время фестиваля), отправились набираться сил перед грядущим мероприятием.
16 мая - день 0
За день до фестиваля мы отправились за билетами для тех участников поездки, которые не были аккредитованы на фестивале - билеты были куплены оперативно, без всяких очередей, так как готы в городе уже наблюдались, но в походном виде, с рюкзаками и палатками, лишь небольшими кучками вывалившиеся из здания Лейпцигского вокзала; колоритных персонажей пока не наблюдалось. Как мы выяснили, аккредитации для прессы будут выдаваться в первый день фестиваля - что было весьма странно, так как уже на 16-е число в программке, счастливыми обладателями которой стали те, кто купили билеты, были запланированы выступления THANATEROS и несколько party. Собственно остаток дня прошёл в блуждании по городу и изучению программы, которая ничего радостного не несла - как обычно, выступления были на разных сценах, основных сцен насчитывалось пять, причем все в разных концах города, что, конечно же, было печально: раньше фестиваль был организован куда более компактно - некоторые сцены и в 1999, и в 2000 году находились буквально в десятке метров друг от друга, можно было перемещаться свободно и смотреть выступления разных коллективов без особой потери времени на долгую дорогу. В новой программе между самыми удаленными сценами был часовой путь на трамвае, что делало абсолютно невозможными посещение программ на нескольких сценах, привязывая зрителей и прессу к одной (максимум двум) сценам на весь день - это, пожалуй, самый негативный момент нынешнего фестиваля. То, что на выступления многих групп, которые я очень хотел посмотреть, я просто физически не смогу попасть - конечно же, разочаровывало. Надеюсь, что в следующем году организаторы учтут этот негативный опыт и сделают расположение более компактным. Традиционно кроме концертных выступлений в программе фестиваля значились показы готической моды, лекции, различные party и dj сэты, ролевые игры, показы кинофильмов, раздачи автографов групп и еще много чего интересного.
17 мая - день 1
День начался с поездки в выставочный комплекс Agra Halle (основную площадку фестиваля и кемпинг) за аккредитациями. Получили мы их сравнительно быстро, и я направился на площадку, где собирался провести первую половину дня - Haus Leipzig, где были заявлены выступления различных готик-рокеров. Готов в городе заметно прибавилось, уже стали ездить знаменитые "черные трамваи" - то есть трамваи-то были обычных цветов, просто публика в них на 99% состояла из готов, правда особого перевеса, когда казалось, что "обычных людей" в городе вдруг оказалось меньше, чем готов, не наблюдалось. Думая, что ситуация к вечеру исправится и завтра я увижу привычный "schwarze" Лейпциг, я добрался до Haus Leipzig. Когда я вошёл в зал, выступление первого коллектива - неких THE LOVELESS - уже началось. Сам зал Haus Leipzig, как ясно из его названия, является своего рода Лейпцигским ДК - обычной конструкции, напоминая уменьшенный ДК Горбунова. Народу в зале наблюдалось немного - человек сто; аудитория кисло аплодировала тухлой музыке THE LOVELESS, исполнявших крайне занудную инкарнацию ортодоксального готик-рока.
Но к концу их выступления народ стал прибывать в зал - так как за ним следом должны были выступать восходящие звезды лэйбла Bloodline - проект UNHEILIG. Когда бритый и накачанный вокалист UNHEILIG появился на сцене, зал уже был битком набит, хотя его приблизительная вместимость, думаю, не превышает тысячи-полторы человек. То, что UNHEILIG прописались на дарк электро/ebm/фьючер-поповом Bloodline, несколько удивляет, так как метят они в своего рода готический RAMMSTEIN, и следует признать, у них это получается на славу: музыка гитарная, тяжелая и драйвовая, с запоминающимися мелодиями и грамотными электронными вставками; особо харизматичен вокалист, мощным голосом оравший содержательные композиции типа песни "Иди ко мне" - собственно из одних этих слов и состоявшей. Но магия немецкого языка и мощные риффы сделали своё дело - аудитория ликовала и рубилась вовсю. После бурных оваций и ухода UNHEILIG со сцены практически все покинули зал! Видимо, направившись в Agra Halle на торжественное открытие фестиваля.
Во время концерта UNHEILIG я встретил двух московских корреспондентов "Украинского Готического Портала", сообщивших, что на фестивале также выступит украинский коллектив КОМУ ВНИЗ. Выступление должно было стояться в подземном многозальном клубе Moritzbastei, где выступали по две-три группы в день - как выяснилось позже, на украинском портале КОМУ ВНИЗ были заявлены чуть ли не как хедлайнеры дня, что, конечно же, истине не соответствовало. Так как концерт этого коллектива на польском фестивале Castle Party меня совершенно не впечатлил, их выступление я успешно пропустил.
После UNHEILIG немецким готик рокерам THE CASCADES пришлось выступать буквально перед тридцатью людьми, хотя группа не унывала: вокалист вел себя так, будто выступает перед многотысячной толпой - общался с залом (напоминаю, аудитория - тридцать человек) и держался молодцом, хотя внешним видом и напоминал прокуренного педерастического рок-стара. Но вот музыка у группы скучновата, достаточно традиционный "Филдз-оф-зе-Нефилим-овский" готик-рок - я уже был на их концертах, и, как и тогда, так и сейчас, никто, кроме особенно преданных поклонников группы, особенного восторга не выражал.
Следующими выступали мои хорошие друзья-словаки THE LAST DAYS OF JESUS, я был на двух их концертах в Польше и не скажу, что этого концерта я ждал с нетерпением, но послушать их мне всегда приятно. К счастью, к началу их выступления народу прибавилось, и играли они уже не перед пустым залом. Вокалист Mario как всегда отличился шоу одного актера, радуя не пластикой, а артистизмом и экспрессией. Исполняли они программу с последнего альбома, вышедшего на локальном чехословацком отделении EMI. Признаюсь, выступление мне понравилось меньше, чем их предыдущий концерт в Польше. Не знаю, что этому виной - может, недостаток аудитории или какие-то еще причины, но их концерт на Castle Party был куда сильней. Музыка TLDOJ довольно своеобразна - коллектив, в основном состоящий из поклонников death rock и post punk, пытается осовременить эту музыку, представив оную в более современной гитарно-электронной обработке - этим и обусловлена отмеченная многими агрессия и дисгармоничность. Как бы то ни было, аудитория реагировала весьма живо.
Дальше должен был выступать коллектив, из-за которого я и предпочёл эту сцену другим - бельгийская готик рок-сенсация STAR INDUSTRY. Группа недавно выпустила отличный альбом "Velvet", к сожалению, не получивший широкого резонанса в прессе. И если ранее группа была больше известная как удачный клон THE SISTERS OF MERCY, то сейчас у них появилось собственное лицо, и они с полным правом могут считаться одной из надежд современного готического рока. Отыграли бельгийцы ударно, исполнив лучшие хиты как с дебютного альбома, так и с "Velvet". (Конечно, сильное влияние Сестёр Милосердия по-прежнему ощутимо - закрыв глаза, на некоторых композициях можно было себе представить, что на сцене не STAR INDUSTRY, а сами великие и ужасные боги готического рока.) Группа очень уверенно чувствует себя на сцене, а их "драйв" вполне был достоин и большей площадки - обидно, что выступали они в зале, заполненном на четверть.
После выступления STAR INDUSTRY я двинулся в Agra Halle, чтобы успеть на выступление HELIUM VOLA - нового проекта Эрнста Хорна (Ernst Horn) (DEINE LAKAIEN / QNTAL), являющегося своеобразной новой инкарнацией QNTAL. Честно говоря, дебютный альбом HELIUM VOLA на меня особого впечатления не произвёл, но на концерт я прибыл из простого любопытства, ничего особенного не ожидая. То, что гигантский зал Agra Halle оказался заполненным весьма слабо - не больше, чем тысячью человек - меня не удивило; видимо, проникшихся диском HELIUM VOLA оказалось не так много. После затянувшего саундчека, на сцене появился сам Эрнст Хорн, запрятанный в глубину сцены в окружении горы всеразличных синтезаторов, а также два вокалиста и вокалистка. Из загончика для фотографов в мощный телеобъектив я с удивлением разглядывал лицо Хорна, делавшего такой вид, будто он как минимум Моцарт или Бетховен - он столь самозабвенно закатывал глаза и патетически запрокидывал голову, что я действительно поверил в то, что его эта музыка "плющит". К сожалению, во мне она таких эмоций не вызвала - выступление оказалось скучным, и даже вокалисты как-то смущенно улыбались, когда зал им аплодировал. В отличие от драйвового QNTAL, HELIUM VOLA звучат этереально, причём этереально-скучно, а хуже, чем скучный этериал, нету в готике музыки! Не выдержав и пяти композиций, я покинул зал и оправился на расположенный по соседству готический рынок.
В этот раз готический рынок выглядел скромнее, чем в прошлые годы - помнится, некогда он занимал несколько просторных павильонов, но и сейчас зал был немаленьким. Представьте себе какой-нибудь вещевой рынок, ну, скажем, рынок "Динамо", где все палатки торгуют различными готическими штуками - компактами, винилами, одеждой, обувью, украшениями, различными кожаными аксессуарами, книгами, журналами, всякими игрушками и украшениями для дома, s&m атрибутикой и даже катафалками! Настоящий готический рай - здесь действительно было представлено всё, что угодно даже самому требовательному готу - тысячи раритетных и новейших CD на стендах от Tesco, Triton, Out of Line, Loki, De Luidspreker и других; одежда всех стилей - от романтической и панковской до кибер- и фетишистской самых различных готических брэндов со всей Европы; новейшие модели ботинок New Rock и Underground Shoes; тонны серебряных украшений (вообще, возникает подозрение, что готы составляют чуть ли не большую часть потребителей продукции из этого благородного металла); сотни ошейников и прочих любимых готами украшений. Хотя надо признать, что многие готические магазины и фирмы по каким-то причинам в этом году не доехали до Лейпцига.
Попутно рынок представлял собой место сбора самых колоритных посетителей. То ли мне так показалось, что ли это действительно правда, но возникло ощущение, будто количество "королей" (готов с уникальным и экстраординарным имиджем) значительно повысилось - если раньше их были десятки, и, запомнив их, дальше я весь фестиваль натыкался на них, то сейчас просто сотни людей поражали воображение своим видом. Хотя уже через полчаса возникал эффект привыкания к бесчисленному числу причёсок самых разных цветов, драным колготкам, кружевным платьям, ботинкам на платформах и прочему. В Agra Halle изредка встречавшиеся люди в обычной одежде уже смотрелись как фрики с другой планеты среди всего этого черно-могильного разнообразия. И хотя чисто визуально посетителей в этом году было меньше, чем в 1999 или 2000 году, их "качество" было даже более высоким - здесь практически невозможно было встретить так часто встречающихся на московских party персонажей с нелепо размалеванными лицами или в одежде абсолютно не соответствующей имиджу - за весь фестиваль я встретил лишь трех персонажей, чей вид, благодаря своей нелепости, вызвал у меня улыбку - на мой взгляд, причиной этому является неплохо развитое чувство стиля и богатая фантазия немецких (да и вообще западных) готов. Хотя, конечно, обилие примеров для подражания и доступность самой разнообразной готической одежды и аксессуаров стимулируют работу над имиджем, но без чувства стиля и без правильного восприятия субкультуры и эстетики и это не поможет.
Утомившись тяжелым днем, я отбыл в гостиницу отсыпаться, не дождавшись выступления SEX GANG CHILDREN, которых на дух не переношу, и на полчасика забежав в удаленный зал Agra, где происходило dj-ейское party под руководством DJ Martin Sprissler (Gothic Magazine) и DJ Ronan Harris (VNV NATION).
Лучшие концерты дня: UNHEILIG и STAR INDUSTRY.
Разочарования дня: HELIUM VOLA.
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: SIECHTUM, CENOBITA, THE GENITORTURES, THE BREATH OF LIFE, LAST RITES, STENDAL BLAST.
18 мая - день 2
То, что началось в этот день, омрачило весь дальнейший фестиваль. Оказалось, что с 18-го мая в Лейпциге открывался некий спортивный фестиваль. С утра город уже напоминал сумасшедший дом - на вокзале старушки катали на тележках надувные морковки, маленькие дети плясали нечто типа аэробики, толпы подростков, поглощающих пиво, болтались по улицам, выкрикивая какие-то речёвки... Я не знаю, сколько этих дебилов понаехало в Лейпциг, но есть подозрение, что этот "Дебил Треффен" собрал раз в пять больше народа, чем WGT. Конечно, обстановка была вполне мирной и дружелюбной - веселые спортивные дедки интересовались у готов, с чего это они так одеты, маленькие дети с испугом глазели на черные толпы, но никаких инцидентов не наблюдалось. Центр города был оперативно захвачен спортивными дебилами, и ничто в центре не напоминало о том, что в городе готы - в этом году на четыре дня WGT Лейпцигу не суждено было превратиться в город готов. А вообще, это, конечно, показатель культуры общества: вы можете себе представить, что было бы с готами, проходи WGT или его аналог у нас, скажем в Самаре или Ростове-на-Дону (Лейпциг-то город провинциальный, отнюдь не столица), и туда приехали бы на матч фэны Спартака и Динамо? Да даже без "спортсменов" готов ликвидировали бы весьма оперативно, а тут ничего: прохаживаются себе в центре иногда личности немыслимого вида - народ, конечно, глазеет, но вида не подает, что нечто необычное видит.
Опечаленным отбыл я в Agra, где, к счастью, о спортсменах ничто не напоминало - толпы готов позволили забыть о неприятных впечатлениях. Хедлайнерами этого для в Агре были HOCICO и FRONTLINE ASSEMBLY - и то, что именно сегодня будет концерт ужасных электронных мексиканцев, напоминали изредка попадавшиеся на глаза брутальные латиноамериканские мачо, явно прибывшие в качестве поддержки соотечественников HOCICO. Первыми в этот день должны были выступать WESTWERK - пока еще новички, но многообещающие. Правда, в самом факте их выступления первыми в этот день был какой-то нонсенс - дело в том, что остальная программа в Agra Halle была полностью электронной, включавшей выступления FUNKER VOGT, HOCICO и FLA, как в такую компанию затесались фолково-синти-гитарные WESTWERK, мне совершенно непонятно. Хотя таких ляпов в программе было немало: например, Diamanda Galas должна была выступать на следующий день перед оравой синти-поп групп... Впрочем, WESTWERK выступили удачно: они весьма оригинально соединяют в своём творчестве фолковые элементы, электронное и гитарное звучание, причём всё это подаётся как самобытный вариант немецкого darkwave. Один из немногих коллективов на фестивале, уделяющий имиджу немалое значение - группа эффектно смотрится на сцене, хотя концертного профессионализма им, на мой взгляд, всё же недостаёт.
Брутальные техно-электронщики ACCESSORY завели зал, в котором было пока еще мало народа - человек пятьсот - с пол-оборота. ACCESSORY славятся тем, что, основывая своё звучание на electro/ebm, они столь эффектно модернизировали и "проапгрейдили" наследие этого стиля, что звучат супер-модерново и футуристично - эдакий future-ebm. Два вокалиста, активно заводивших короткими и боевыми речёвками, и человек за клавишными - вот и весь арсенал этого брутального проекта. Мощнейший саунд и дикий драйв - этого оказалось достаточно, чтобы большая часть аудитория задвигалась в такт ACCESSORY-вским ритмам. Это один из характерных примеров электронной группы, живьем звучащей гораздо интересней, чем в записи - их дебютный альбом особого впечатления на меня не произвел, хотя был вполне хитовым; но вот на концерте такая музыка производит совсем другое ощущение!
Вслед за ними выступали фьючер-поперы NEUROTICFISH. Группа не выдающаяся, но вполне неплохая, тоже оказалась хороша в живую - колоритный вокалист кучерявой внешности размеренно прохаживался по сцене, что контрастировало с динамикой и прыжками ACCESSORY, и вдохновенно исполнял фьючер-поповые баллады и боевики - судя по реакции аудитории, выступление удалось.
После этого я направился на ранее мне неизвестную площадку Haus Auensee, дорога до которой на трамвае от Agra Halle заняла час, а потом еще минут десять пешком до самого зала, так что фактически Haus Auensee находится на противоположном от Agra Halle конце города. Зал оказался удобным и просторным, но его расположение было далеко не самым выигрышным. К счастью, я успел на начало выступления IMPRESSIONS OF WINTER - ethereal группы, творчество которой можно отчасти сравнить с DEAD CAN DANCE: тоже мужской и женский вокалы, тоже использование этнической окраски. Недавно группа выпустила альбом электронных ремиксов, и я боялся, что на их выступлении это каким-то образом отразится, но к счастью, исполняли они программу со своего последнего "нормального" диска. Не скажу, что этот концерт произвел на меня сильное впечатление, но определенное удовольствие я получил, хотя более камерный зал был бы для IMPRESSIONS OF WINTER вполне подходящим местом.
ESCAPE OF ROMEO были для меня загадкой - название это я слышал много раз, и насколько я понимаю, группа пользуется определенной популярностью - так как к их выступлению народа в зале ощутимо прибавилось. Оказалось, что играют они меланхоличный готический рок с солидной добавкой электроники, но не новомодный electro-goth, а просто более романтизированную "синти"-версию готического рока. И хотя выступление прошло успешно - своих ощущений я сейчас уже не помню - скорее всего, ни негативной, ни позитивной реакции оно не вызвало.
А вот следующего выступления я ждал с нетерпением - готический новичок ASP, ударно раскручиваемый лэйблом Trisol, недавно выпустивший второй альбом - это надежда немецкой готики. Хотя ни имидж (сверкающая лысина нынче в моде), ни музыка (хитовый сплав металла, электро и готики) особо новаторскими не назовёшь, главное у ASP’а не это, а то, что 90% композиций тотальные, абсолютные хиты - и это было понятно и по реакции аудитории: лишь только лысый фрик в нелепых юбке-шортиках появился на сцене, зал взорвался овациями. Как ни странно, на сцене также присутствовали два бэк-вокалиста да и еще кучка музыкантов, создававших крайне тяжелый саунд, что в сочетании с изначальной хитовостью композиций дало свой эффект: зал с восторгом встречал каждую композицию, подпевая как англоязычным, так и родным немецким хитам. По энергичности и по степени "завода" зала это был один из лучших концертов на Wave Gotik Treffen - у ASP’а явно большое будущее, на альбомах он хорош, но в живую еще лучше! Сразу после окончания ударного концерта, не дожидаясь выступления ILLUMINATE, CLAN OF XYMOX и DIVA DESTRUCTION, почему-то поставленных в конце, как хедлайнеры, хотя группа едва только выпустила в Европе свой дебютный альбом всего лишь с парой хитов, я двинулся в обратный путь в Agra Halle, чтобы успеть на выступления электронных звезд.
Чувствуя что опаздываю, я вбежал в зал на первых аккордах "Бруталос Мексиканос Электрос" - HOCICO, в загончик для фотографов уже ломились тучи фотокорреспондентов, и фотографировать HOCICO пришлось в полевых условиях. Вот это характерный пример того, как всего двое людей (один за синтезаторами, а второй с микрофоном) могут накачать энергией многотысячную аудиторию: в зале набралось тысяч пять фэнов dark-electro-ритмов, и всей этой аудиторией мастерски управляли упомянутые две фигурки на сцене. Программа, конечно же, в основном состояла из хитов с новейшего альбома "Signos De Aberracion" - музыку сопровождал провокационный некро-hardcore-порно видеоряд, проецировавшийся на огромном экране. Уникальность звучания HOCICO в сочетании элегантных и захватывающих мелодий с диким и брутальным дарк-электро-драйвом; и этим выступлением они доказали, что фактически являются королями dark electro - мало какой коллектив сможет сравниться с ними по силе воздействия. Еще одно очень сильное впечатление фестиваля.
Программу дня в Agra Halle замыкали FRONTLINE ASSEMBLY - без сомнения, одни из инноваторов электронной музыки и признание звезды жанра электро/EBM всех времен. В живую они выступали расширенным составом - с живым ударником, дополнительным человеком за клавишными, помогавшим Крису Петерсону извлекать футуристические электронные звуки, и Биллом Либом на вокале, большую часть бормотавшим, повернувшись к залу спиной. При всех заслугах и культовости этой группы, их музыку я совершенно не воспринимаю, поэтому адекватно оценить выступление не смогу - отфотографировав FLA буквально меньше минуты (так как концентрация фотографов на один квадратный метр была умопомрачительной, и времени выделяли мало), я со спокойной душой отправился спать, по традиции предварительно заглянув в dj-йский зал, где публику развлекала битва dj-ев - знаменитая американская dj Rexx Arkana vs. не менее именитый dj Steve Weeks из Лондонского клуба (Slimelight).
В этот же день состоялось выступление калининградцев ROMOWE RIKOITO предпоследними в Haus Leipzig (они выступали перед ARCANA). По словам Владимира Игошина, хозяина лэйбла Brudenia, выступление прошло с успехом, но, к сожалению, из-за плотности программы никто из корреспондентов gothic.ru не смог попасть на этот концерт.
Лучшие концерты дня: ACCESSORY, HOCICO и ASP.
Разочарования дня: нет.
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: FUNKER VOGT, ILLUMINATE, CLAN OF XYMOX, DIVA DESTRUCTION.
19 мая - день 3
Третий день фестиваля выдался самым сложным, в первую очередь по насыщенности программы - очень хотелось разорваться хотя бы на семь кусочков: одного отправить в Agra Halle, где на большой сцене должны были выступить THE MISSION, GOETHES ERBEN, THE CRUXSHADOWS, SILKE BISCHOFF и MORTIIS, второго - на фетиш-пати в Werk II, третьего - на Cold Meat Industry фестиваль с RAISON D'ETRE, ARCANA, DESIDERII MARGINIS в Parkbruhne, четвертого - на электро-мини-фест с DANCE OR DIE, ANGELS & AGONY, ABSURD MINDS и HAUJOBB в Haus Leipzig, пятого - на синти-поп концерт с TECHNOIR, T.O.Y., ELEGANT MACHINERY, DE VISION и S.P.O.C.K., шестого - в Moritzbastei на концерты FADING COLORS и O QUAM TRISTIS... и, наконец, седьмого - в монументальное сооружение Krypta на выступления Rose McDowell и FORSETI. Совместить хотя бы половину этого душераздирающего многообразия не представлялось возможным, и даже погода была против меня - начать день я хотел с площадки под открытым небом, где проходил мини-Cold Meat Industry фестиваль. Однако посещение выступлений IRM, DESIDERII MARGINIS и SOPHIA пришлось проигнорировать из-за дождя, моросившего всю первую половину дня. Так что пришлось выбрать сцену в Agra Halle, тем более, что вечером там должны были выступать наиболее интересные для меня коллективы.
Прибыл я в Agra Halle уже во время первого выступления; один из самых экзотических коллективов, чуть ли не каждый год выступающий первыми, - японский готик-роковый проект EVE OF DESTINY. Японские готы - это, конечно же, экзотика, не менее экзотичен и их внешний вид - гитарист в J-Rock стиле а-ля MALICE MIZER (такой суперэффектный японский глэм-поп) и вокалист в цыганско-готическом прикиде. Музыка? Действительно готический рок, явно инспирированный CHRISTIAN DEATH и Rozz Williams, хотя иногда гости из страны восходящего солнца всё-таки вспоминали о своих национальных корнях и начинали ненавязчиво шуметь - видимо, гены japa-noise у японцев в крови! Немногочисленная публика, среди которой доминировали dark punk’и, рубилась под боевые ритмы, так как фишкой EVE OF DESTINY является и удачное совмещение электронной ритмичной подложки с хаотичным дэз-роковым драйвом.
Правда, лично я особо не проникся и отправился гулять на готический рынок - кстати, совет для тех, кто собирается посетить следующий Wave Gotik Treffen: не надо думать, что вы единственный посетитель, которому нужно что-то купить на оном - готы вырубают интересные позиции и среди обуви, и среди одежды, и среди аксессуаров и компакт-дисков столь оперативно, что уже на третий день вы можете и не обнаружить того, что присмотрели.
Тем временем на сцене уже вовсю настраивались THE HOUSE OF USHER, и по количеству народа было видно, что эту группу здесь любят. Вообще, THE HOUSE OF USHER загадочные аутсайдеры - существуя уже немало лет и имея определенный культовый статус, группа до сих пор малоизвестна широкой готической аудитории и вынуждена выступать не в самое выигрышное время. Хотя, на мой взгляд, основная причина тут в скучности музыкального материала группы - их версия готик-рока выглядит какой-то замученной и выстраданной и вызывает скорее чувство жалости. Аналогичные чувства вызывает и вокалист, выглядящий как незаконнорожденный сын Вилле Вало и Брэндона Ли.
Вслед за THE HOUSE OF USHER должны были выступать THE LORDS OF THE NEW CHURCH - коллектив мной, мягко говоря, нелюбимый, однако я терпеливо ждал в зале, лишь для того, чтобы исполнить свой профессиональный долг, сделав несколько фото. И то, что я остался в зале, было явной удачей, так как по какой-то причине концерт Лордзов был отменён и на сцену после затянутого интро выползло ушастое и носастое чудо - MORTIIS! Норвежский нео-тролль с эффектными ушами и носом (и как они только у него держатся? Я всё надеялся, что на сцене они отвалятся; но может быть, он сделал пластическую операцию? =), длинными дрэдами и в драном пиджачке ударно исполнил под чистую весь новый альбом "Smell of Rain", так как, собственно, кроме него ему исполнять нечего - старые композиции вряд ли можно переработать в тот электро-гитарный коктейль, которым ныне MORTIIS потчует публику. В качестве инструментов, представленных на сцене, были два гитариста и живой ударник, что, конечно же, сказалось на саунде - материал звучал куда более металлистично, чем на диске, и этот металлизм, пожалуй, единственный минус - звучание получилось более шаблонным, и даже хиты из представленных на альбоме, здесь, в живом исполнении, звучали скучней и занудней. Скажу честно - я был разочарован.
После MORTIIS’а на сцену должны были подняться старинные пост-панки из группы THE FALL, к которой я ну просто абсолютно равнодушен и, сделав пару кадров, я с чистой совестью оперативно ретировался из зала, дабы перекусить и отдохнуть перед концертами звёзд готической сцены, которые должны были состояться раньше. Лирическое отступление о насущном - о еде. К счастью, с этим в Agra Halle проблем не было: в небольших фургончиках на специальной площадке продавалось все, что угодно - от мороженого и горячих вафель до всяческих пицц, шницелей, сосисок и различной вегетарианской еды. И еще полезный совет для посещающих фестивали - на большинстве концертов пластиковые стаканчики не входят в стоимость пива, и после осушения оного его можно сдать назад в палатку, получив причитающуюся сумму (обычно 50 евро-центов), так что если цена пива указана как 2,30 евро, а с вас требуют еще 50 центов, не пугайтесь! Их вам вернут в обмен на использованный стакан.
К счастью, выступление THE FALL, которое продолжалось больше часа, закончилось, и я поспешил занять удобное место в фотозагончике, так как дальше должна бала выступать американская electro-goth сенсация THE CRUXSHADOWS! Я их слушаю уже несколько лет, но звездами они стали только буквально вчера; и честно говоря, я за них весьма рад, так как коллектив этот, без сомнения, талантливый и оригинальный и достоин самого широкого признания. Народу в зале набралось уже порядочно - несколько тысяч человек; вообще, сейчас у THE CRUXSHADOWS звездный час - они только-только стали известными в Европе и уже едут в грандиозное турне чуть ли не по пятидесяти городам! И вот наконец на сцене появилась группа - вокалист Rogue, радовавший глаз экстравагантным кафтаном и прической "взрыв на макаронной фабрике", скрипачка Rachel, гитаристка Stacey и Chris Brantley за клавишными. Картину добавляли две блондинистые шоу-герлз, всё выступление лихо отплясывавшие по краям сцены. Собственно, сам состав инструментов уже вполне описывает то, как звучат THE CRUXSHADOWS - музыка на электронной основе, на которую наложены партии скрипки и готик-роковой гитары, ну и плюс, конечно же, харизматичный вокал Rogue. Лично для меня их выступление, без сомнения, стало лучшим из концертов 11-го Wave Gotik Treffen - во-первых, музыка THE CRUXSHADOWS мне неслабо вставляет и на записях, а на концерте её воздействие оказалось на несколько порядков сильней! Жесткий электронный бит, чувственная мелодика скрипки, мощный гитарный драйв - это надо слышать! Но, конечно же, всё внимание было приковано к харизматичному вокалисту Rogue (если не считать сексапильных танцовщиц, тоже зажигавших на славу). То, что вытворял Rogue, является своеобразной проекцией неожиданно нахлынувшей на группу звездности - коллектив, еще недавно никому, как "Неуловимый Джо", был нафиг не нужен (не считая небольшого числа ценителей), вдруг стал известным и востребованным; и было явно видно, как саму группу плющит оттого, что они наконец-то востребованы и любимы аудиторией. Rogue лазил по фермам под самый потолок, перелезая через ограждение, "ходил в народ", пытался вытаскивать особо преданных фэнов на сцену (чему активно препятствовала охрана), снимал публику видеокамерой и вообще вёл себя так, что зал просто "стоял на ушах". Конечно, когда THE CRUXSHADOWS заматереют и будут давать сотни концертов, группа уже привыкнет к известности и от подобного не останется и следа, так что я очень рад, что попал на этот концерт и застал один из этапов большого пути.
SILKE BISCHOFF недавно переименовались в 18 SUMMERS и в ближайшее время собираются выпустить альбом уже под этим названием. Вообще, имя для группы странное - прямо-таки какое-то "Ты целуй меня везде, 18 мне уже!", ну да ладно - им видней. На мой взгляд, это выступление было одним из самых провальных на всём фестивале. Не скажу, что я дикий фанат SILKE BISCHOFF, но иногда их послушать люблю, однако в живую они оказались просто ужасны! Мало того, что они полчаса не могли начать своё выступление - точнее, три раза начиная, а потом долго извиняясь за технические неполадки. После очередной неудачной попытки дуэт вытащил на сцену акустическую гитару и решил исполнить несколько песен "анплагд", пока техники решали проблемы с оборудованием. Ужасней этого анплаггда на Треффене ничего не было, даже нелепые готик-роки первого дня не идут ни в какое сравнение - просто позор! А собственно электронная программа, всё же исполненная чуть позже была ненамного лучше - один из редких примеров, когда группа, вполне пристойно звучащая на диске, в живом варианте оказывается убогой.
Следующее выступление я особенно ждал - до сих пор я не был на концертах "готических небожителей", и, к сожалению, всемирного "табеля о рангах" готических групп не существует, но если бы такой был, THE MISSION стояли бы в нём на 3-4 месте - сразу после BAUHAUS, THE SISTERS OF MERCY и FIELDS OF THE NEPHILIM. К тому же, THE MISSION - это единственные из родоначальников современной готики, сумевшие в полной мере возродиться: если все остальные "отцы", даже воссоединившись, лишь устраивают гастрольные "чёсы" и выпускают сборники ремиксов и прочую лабуду, то группа под руководством Уэйна Хасси (Wayne Hussey) недавно записала новый альбом "Aura", который вполне может встать в один ряд с лучшими работами THE MISSION из далеких 80-х! Hussey выполз на сцену в смешном мохнатом свитере и вёл себя как заправская звезда - по его фразам и поведению было видно, что фразы типа "Hello Leipzig" он произносил тысячи раз, и пластика, и манера исполнения - всё говорило о том, что этот человек чувствует себя на сцене, как рыба в воде. Как и следовало ожидать, звучание THE MISSION оказалось тяжелей, чем на последнем альбоме - группа выдавала мощный драйвовый готический рок - героическую "мужскую" музыку, новые песни - "Evangeline", "Lay Your Hands of Me", "(Slave to) Lust" - звучали вполне удачно, чего нельзя сказать о композициях из раннего периода творчества THE MISSION - они всегда были самой лирической из ранних gothic rock’овых групп, а тут мощный гитарный саунд просто убил и заглушил всю лирику - "Severina" и "Wasteland" были переделаны в агрессивные готик-роковые боевики, но основной шок я испытал оттого, что в подобном же ключе была переработана акустическая композиция "Garden of Delight" - это же просто кощунство какое-то! Я, без сомнения, получил удовольствие от этого выступления, но мои ожидания оно некоторым образом обмануло: видимо, старый THE MISSION уже давно в прошлом, пора привыкнуть к тому, что группа уже никогда не будет звучать, так как раньше. На бис, как ни странно, они исполнили кавер DEPECHE MODE "Never Let Me Down Again".
Ну, и замыкали программу этого дня GOETHES ERBEN. Я уже был на их концерте и, несмотря на дикую усталость и духоту (в зале уже было набито более пяти тысяч человек!), терпеливо ждал начала выступления. Кроме того, что сам музыкальный материал GOETHES ERBEN мне весьма симпатичен, концертные выступления GE интересны скорее "театром одного актера", так как наблюдение за экспрессивным поведением Освальда Хенке (Oswald Henke) на сцене доставляет настоящее удовольствие! В этот раз концерт был гораздо скромнее, чем тот, на котором мне удалось побывать несколько лет назад - тогда вся сцена была заставлена сотней свечей, и Хенке бесился на сцене в "моцартовской" рубахе в сопровождении шоу-группы балерин! Вторая участница GOETHES ERBEN, Mindy, оказалась как всегда глубоко запрятанной за синтезаторы, кроме того, на сцене присутствовала целая кучка музыкантов, но все они были лишь фоном для экспрессивного лидера группы - с первых же секунд Хенке взял в дело в свои руки, прыгая по сцене, корча дикие рожи, крича в микрофон, предавая в зал свечки... Экспрессии этого человека можно позавидовать! Но, конечно же, одной экспрессии мало для удачного выступления, а концерт, без сомнения, получился высшего уровня - немецкий darkwave всегда славился своей эмоциональностью, а тут эмоции просто били через край! К сожалению, напряжение тяжелого дня давало о себе знать и, не дожидаясь конца выступления, я был вынужден отбыть в направлении отеля, ибо до следующего дня очень хотелось дожить - ведь там меня ожидали выступления MERLONS и MILA MAR!
Лучшие концерты дня: THE CRUXSHADOWS, GOETHES ERBEN.
Разочарования дня: 18 SUMMERS.
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: DESIDERII MARGINIS, ARCANA, DANCE OR DIE, ANGELS & AGONY, ABSURD MINDS, DIAMANDA GALAS, OBSC(Y)RE, TECHNOIR, T.O.Y., S.P.O.C.K., O QUAM TRISTIS..., FORSETI.
20 мая - день 4
Заключительный день фестиваля выдался сравнительно спокойным - особых пересечений в этот день не было, и хотя в программе в одно и то же время были заявлены ZERAPHINE и NIOWT в Werk II и ESTAMPIE с QNTAL в Haus Leipzig, я особенно не колебался с выбором - ведь в Agra Halle в это время должны были выступать MERLONS и MILA MAR!
Утренние (точнее дневные) концерты для меня начались с открытого амфитеатра Parkbuhne, расположенного в парке имени Клары Цеткин =). Это одна из моих любимых площадок; так уж получилось, что на прошлых фестивалях многие из интересных мне концертов проходили именно здесь, и удовольствие от просмотренных выступлений в немалой степени обусловлено удобством и комфортом просмотра: во-первых, сцена под открытым небом, и когда погода хорошая, смотреть на ней концерты просто наслаждение! Во-вторых, очень удобен сам амфитеатр - с длинными каменными рядами, на которых удобно сидеть, если на концерте немало народа, да и даже если стоять в последнем ряду, то сцена всё равно как на ладони! В этот день в Parkbuhne была представлена странная солянка из нео-фолк и дарквэйв групп - PILORI, ATARAXIA, NAEVUS, CHANTS OF MALDOROR, HAGALAZ RUNEDANCE, LYDIA LUNCH и KIRLIAN CAMERA.
Программу дня открывали PILORI - коллектив в общем-то уже достаточно известный, и незавидное положение в программе обусловлено скорее тем, что группа до сих пор не может определиться, собственно, что же они играют - дарк фолк или клубную синти-готику. На альбомах PILORI пытаются сочетать и то и другое; то, как оценивать результат - вопрос спорный, но, на мой взгляд, получается у них неплохо. На этом концерте PILORI представляли акустическую программу с практически классическим дарк-фолковым составом - виолончель, скрипка, акустическая гитара и вокал. То, что дарк-фолк-тусовка игнорирует этот коллектив - в большой мере обычный снобизм, так как их живое выступление было ничуть не хуже, а во многом и гораздо лучше концертов некоторых локальных и мировых коллективов из этой области.
То, что я вот уже в четвертый раз попал на концерт ATARAXIA, не говорит о том, что я такой уж фэн этой группы - честно говоря, будь на других площадках в это время, что-нибудь более интересное, я бы с удовольствием предпочёл посмотреть концерт группы, на выступлениях которой я раньше не был. Но тут выбора особого не было, и спустя месяц после московского концерта, я опять попал на выступление ATARAXIA. Не знаю, чем объяснить столь незавидное положение известного итальянского нео-фолкового коллектива в программе этого дня, разве что тупостью организаторов... Это я говорю не по причине личной симпатии к группе, просто если на концерте PILORI в зале было от силы две сотни человек, спокойно сидевших на ступеньках, то к выступлению ATARAXIA зал был набит весьма плотно, несколькими тысячами стоявших посетителей. Вы думаете, они все пришли на концерт какой-нибудь другой группы, которая должна была выступать после ATARAXIA? Если бы... После выступления итальянцев толпы как и не бывало, и выступавший следующими NAEVUS смотрели те же пара сотен человек, что и PILORI. Но не буду забегать вперёд - много чего еще нужно сказать о выступлении ATARAXIA. Концерт сильно отличался от московского - не в том, что этот был лучше или наоборот, просто он был совершенно другой. Для московского выступления группа готовила специальную программу, своеобразный "the best", а в Лейпциге были представлены практически исключительно новые песни. Еще одно отличие - в концерте принимал участие один участник группы, отсутствовавший в Москве по причине болезни - перкуссионист и кларнетист Франческо Банчини (Francesco Banchini), с которым Франческа Николи (Francesca Nicoli) несколько песен спела дуэтом. Ну и, конечно же, на сцене резвился знаменитый мим, на этот раз в новых костюмах. Лично мне концерт очень понравился, обидно лишь, что длился он лишь полчаса.
Почему нафиг никому не нужной группе NAEVUS дали выступать 45 минут и поставили после ATARAXIA - загадка. Группа и на дисках не блещет, а в живую оказалась еще более скучна - играют они странный при-SWANS-ованный dark folk, и минут за пять распугали всю аудиторию, в числе которой был и я. Правда, я не столько испугался невнятной музыки NAEVUS, сколько торопился в Agra Halle на MERLONS и MILA MAR. Конечно, хотелось увидеть моих любимцев CHANTS OF MALDOROR, но, видимо, не судьба. Как-нибудь в другой раз.
В Agra Halle я прибыл к концу выступления какого-то невнятного металла под названием FINISTERRA - честно говоря, я поражен, что такое убожество вообще выпустили на сцену, фотопленку на них мне было даже лень тратить, посему история не сохранила фото патлатых нечесаных мужиков, пытавшихся играть что-то а-ля фолк-метал. Готический рынок стал спасением! Там я дожидался начала концерта MERLONS.
Группа MERLONS - коллектив непростой судьбы. Некогда они назывались MERLONS OF NEHEMIAH и исполняли готический нео-фолк, потом началось нечто странное: название сначала сменилось на THE MERLONS, а потом и вовсе на MERLONS, параллельно этому шла смена звучания, и если бы она была последовательной - так ведь нет! Среди композиций группы последнего времени есть и фолк-метал, и фолк-поп-баллады, и даже техно-трансовые эксперименты! Лично я питаю симпатию к раннему творчеству группы и к фолк-готик-электро-боевикам с женским вокалом типа "Blinder Blick". Так что концерт был из разряда ожидаемых, и после появления на сцене группы суровых мужиков, я терпеливо ждал, пока появится вокалистка. Потом лысый мужик запел, но я продолжал ждать. После трех песен с вокалом лысого мужика стало понятно, что вокалистки видимо, не будет - так и оказалось; честно говоря, за последним творчеством группы я следил слабо, поэтому тот факт, что вокалистка ушла из группы, просто пропустил. Но, конечно же, не в вокалистке счастье - лишь бы музыка была хорошая! А вот она, как это ни печально, оказалась ужасной: фолк-метал инкарнация - это то, чего я надеялся от MERLONS не услышать. Ничего не имею против фолк-металла, но лишь тогда, когда он драйвовый и интересный - а то, что представили MERLONS, было до посинения скучно - даже зал, уже более или менее заполненный, реагировал на их музыку, мягко говоря, вяло.
В такой ситуации я ждал выступления MILA MAR с опаской, можно даже сказать боялся, как бы облома не было и на этот раз. Кроме концерта мне было интересно посмотреть и на реакцию аудитории - ведь отечественные "критики" утверждают, что ethereal-группы надо пихать в концертные залы, а на больших, стадионных площадках им делать нечего. На выступление MILA MAR в зале собралось на удивление много народа - тысячи две-три, и вот на сцене ОНА! Та, кто в течение 45-и минут будет то петь глубоким, потрясающе мощным голосом, то "по-детски" (а может быть, и "по-эльфийски"?) шептать - Anke Hachfeld. Зал ликовал - честно говоря, я уж никак не ожидал, что MILA MAR настолько популярны. Стиль ethereal, по сути, уже давно умер, хотя MILA MAR нельзя назвать классическим ethereal’ом; скорее, они исполняют некий power-ethereal (только не надо никаких пошлостей! никакого металла тут и близко нет - под power’ом я имею в виду мощь электронного звучания и силу вокала, в противовес мягкости и воздушности традиционного этереального звучания). Один из моих коллег по gothic.ru, посетив этот концерт, отозвался о нём следующим образом: "Как не стыдно, выпустить одну хрупкую девушку на такую толпу народа", - однако хрупкая девушка Анке на сцене вела себя более чем уверенно - голосила вовсю, улыбалась залу и действительно управляла аудиторией - после каждой композиции большая часть зала просто "стояла на ушах". Что особенно приятно, программа представляла собой альбом "Elfensex" практически целиком - конечно же, с моими любимыми "Was bleibt" и "Like a Cannibal". Концерт далеко превзошёл даже самые скромные мои ожидания и продвинул MILA MAR далеко вперед в моём личном готическом top 100.
Каюсь, концерт SCHANDMAUL я даже кощунственно собирался прогулять - незамеченным выскользнуть из зала и отправится лопать мороженное или совершить последний променад по готическому рынку. Однако я всё же решил сделать несколько фото для архива, и сейчас благодарен себе за такую исполнительность. Дело в том, что диски SCHANDMAUL меня совершенно не вдохновили - вполне стандартный фолк-рок, музыка несколько скучная и занудная. Но то ли дело живой концерт! Оказалось, что в живую SCHANDMAUL звучат куда интересней и живей, хотя готического в этой музыке ничего и нет, и выпускать эту группы можно куда угодно - хоть на металлический концерт, а хоть и на пивной фестиваль - видимо, студийная запись на корню убила живую фолковость, которая на концерте предстала во всей красе. На концерте группа смотрится довольно забавно: кроме харизматичного жизнерадостного лысого вокалиста (что такое творится в Германии? Может, у них с радиацией что-то или с водой? Почему у них половина вокалистов лысая?), наличествовали также очаровательная скрипачка и девушка-волынщица (не совсем женский инструмент - нагрузка на лёгкие нешуточная), а также пара гитаристов. Основное шоу группы заключалось в том, что её участники периодически начинали весело и синхронно прыгать на сцене - смотрелось это комично, но собственно цель такого концерта в переносе сугубо позитивных эмоцией, чему это шоу вполне удачно способствовало. Основной прикол - главный хит SCHANDMAUL, вызвавший наиболее бурную реакцию многотысячной аудитории и бурные овации: это ни что иное как... "Калинка-Малинка"! Может быть, эта "средневековая" композиция каким-то образом отразилась и в немецком фольклоре? Загадка... Как бы то ни было, концерт был отличный, хотя на CD я эту группу вряд ли буду слушать.
К следующему выступлению гигантский зал Agra Halle был набит битком - сколько собралось народа? Тысяч пять, а может быть, и все семь... Выступать должны были IN EXTREMO. Признаюсь: группу эту я просто не перевариваю, я уж лучше TANZWUT послушаю, но концерт - это совсем другое дело! После такого концерта даже самый упертый ИнЭкстремо-ненавистник способен расплакаться, раскаяться и купить себе футболку IN EXTREMO. Секрет успешности концертного выступления IN EXTREMO заключается в двух словах - "драйв" и "шоу". Драйв наличествует дикий - специально для хедлайнеров был выведен звук погромче, так что оглушительные гитарные риффы просто сотрясали зал, да и шоу на уровне - такой маленький фолковый Раммштайн: пиротехники на сцене было хоть отбавляй - тут тебе и языки пламени, взмывающие ввысь, и фейерверки, и даже игра на кожаном барабане горящими барабанными палочками, ну, а зал блёстками засыпать - уж дело нехитрое. На этом концерте даже те композиции, встречая которые на сборниках, я сразу нажимаю кнопку перемотки, я прослушал с удовольствием - после этого понимаешь, какая гигантская разница между живым концертом и компакт-диском.
На выступление SUBWAY TO SALLY я уже не остался - причиной тут и усталость, и то, что и этот коллектив я на дисках не перевариваю. Говорят, зря: шоу и выступление были на высоте! Поехал я в Moritzbastei (подземный многозальный клуб в центре города), где уже вовсю шло выступление THE LEGENDARY PINK DOTS. Не то чтобы я был фэном Ка-Спела (Ka-Spel), да и уже был я на его концертах, но всё же хотелось хоть немного посмотреть. Увы, в зал попасть не удалось: народу там набилось битком, не войти и не выйти. Встретив ATARAXIA и проведя несколько часов с группой, я отправился спать - на этом и закончился мой очередной Wave Gotik Treffen.
Лучшие концерты дня: ATARAXIA, MILA MAR, SCHANDMAUL, IN EXTREMO.
Разочарования дня: MERLONS.
Концерты, на которые хотелось попасть, но не получилось: ZERAPHINE, NIOWT, CHANTS OF MALDOROR, KIRLIAN CAMERA, ESTAMPIE, QNTAL.
Заключение. То ли фестиваль изменился, то ли я к нему уже привык, но как событие экстраординарное я его уже не воспринимаю. Посмотрел много удачных концертов, хотя было и немало разочарований. Встретил массу друзей со всего мира и познакомился с новыми интересными людьми - это, конечно же, плюс. Однако минус - спортивный дурацкий фестиваль и мало звездных коллективов в программе, да и сама программа, с вечными пересечениями и площадками на разных концах города, нервирует. По заявлению организаторов, народа было около 17000, т.е. меньше, чем в прошлые годы, что и неудивительно: спортивный фестиваль и то, что концерты многих звезд были отменены (KMFDM, VOMITO NEGRO, ALIEN SEX FIEND), сделали своё дело. Но, конечно же, фестиваль прошёл удачно - действует крайне отрезвляюще, после пребывания в отечественном "готическом болоте".
coroner