11. Wave Gotik Treffen 2002
17 - 20 мая 2002,
Лейпциг, Германия
Фотогалерея
Впечатления coroner
Впечатления Сергея Меренкова
Впечатления Brain's Strained
Впечатления MadMax2
Впечатления Brain's Strained
Вопрос «ехать или не ехать на 11-й Wave-Gotik-Treffen» в этом году не стоял. Он вообще уже давно не стоит. Особенно если ты уже побывал хотя бы на одном фестивале. Поездки в Лейпциг из года в год стали для меня неотъемлемой частью жизни: с одной стороны, всё уже обыденно, но с другой - опять-таки приятно и полезно! Может быть, это не совсем корректно сравнивать, но чтобы вам было понятней... Все вы изо дня в день, да что там - по нескольку раз в день посещаете туалет, зная, что ничего принципиально нового и доселе невиданного там не узрите! Ваш процесс доведён до автоматизма, хотя на подсознательном уровне вы ощущаете его приятную и полезную сущность, особенно на выходе из туалета! А теперь попробуйте-ка пару деньков воздержаться от посещения этого волшебного места! Спустя каких-нибудь часов 20 вы ни о чем другом думать не сможете, вы будете грезить о нем, унитаз вам будет мерещиться... Посетив туалет, вам гарантированы буря эмоций и море наслаждения! Это я к тому, что, может, и мне стоило бы годик-другой не поездить в Лейпциг, глядишь, потом бы получил бы больше удовольствия... А я всё езжу и езжу, и никак не могу остановиться! Вот попёрся уже в четвёртый раз, что само по себе для России случай беспрецедентный и достоин занесения в местечковую книгу рекордов Гиннеса! Опять истратил целую кучу денег, которую так долго и бережно, складывая евро к евро, откладывал на чёрный день...
Ну, а теперь, собственно, сухой отчёт с 11-го WGT от человека, которого уже трудно поразить 20-тысячными-толпами-людей-в-чёрном и концертными выступлениями андерграундных артистов....
Wave-Gotik-Treffen не имеет какой-то точно установленной даты проведения. Она высчитывается как-то весьма хитромудро: по звездам. В этом году устроителям фестиваля (всё той же компании In-Move) звёзды сообщили следующие сроки: с 17 по 20 мая, и всё типа будет ОК. Ещё они сообщили, что от Russian Gothic Page на фестиваль заявятся пятеро членов: coroner, Brain’s Strained, Claire, MadMax2, Сергей Меренков и примкнувшие к ним старинные друзья Merime & Olly, а также что четверым RGP-шникам нужно дать журналистскую аккредитацию, и тогда всё будет ОК.
Все услуги по проживанию дорогих российских гостей и все хлопоты, с этим связанные, взяла на себя международная сеть гостиниц повышенной комфортности Novotel, выделив лучшие номера в своём Лейпцигском отеле, расположенном в самой сердцевине города, прямо напротив ж/д вокзала. И в целом, надо признать, отель нареканий не заслужил, балуя россиян каждую ночь шоколадками у изголовья кровати и круглосуточным показом свежих (и несвежих) порнофильмов по pay-tv.
Получив с утра 17 мая аккредитацию и программу фестиваля, все члены RGP разъехались кто куда. Программа на этот день была составлена довольно коряво, и выступлений каких-либо величий не ожидалось. Без особого энтузиазма поехал я к 16 часам в Werk II, где день проходил под знаком EBM, на концерт SOLITARY EXPERIMENTS. Народу немного - ползала: не так много желающих послушать стандартный немецкого пошиба body с элементами future pop. В живом исполнении их песни производили совсем удручающее впечатление. Настолько всё было заурядно, что сейчас я могу констатировать: я совершенно не помню этого концерта! Прям как в кино - будто мне стёрли память: всплывают какие-то смутные обрывки, не могу припомнить лиц музыкантов, во что были одеты, что пели... Я сфотографировал этих трех артистов пару раз, но фотографии почему-то не получились. И я вообще начинаю сомневаться: а был ли я на SOLITARY EXPERIMENTS?!
Следом за ними на сцене появился дуэт из Словакии K.I.F.O.T.H. Их уже приходилось наблюдать, в прошлом году. За прошедшее время они не создали новых песен, не выпустили ни одного альбома, зато обзавелись деньгами. Которые потратили на покупку красок и новых нарядов для своего небольшого шоу. То ли стараясь во всем походить на своего старшего товарища из Канады г-на Ogre, то ли просто неаккуратно пообедав, солист группы предстал перед публикой в совсем непотребном виде - в замызганной белой футболке и заляпанных джинсах. В изображении психически больного он явно использовал систему Станиславского - то игрался, стоя на четвереньках, с поясом от плаща, словно собачка, то резко превращался в пьяного бомжа, которого колбасит из стороны в сторону. И так на протяжении всех 45 минут выступления. Этого времени было предостаточно, чтобы исполнить все свои хиты с последних двух пластинок, изданных немецким лейблом Out Of Line.
После этого концерта я получил информацию, что в AGRA начал функционировать «блэк маркет». И срочно туда выехал, где и пролазил до часу ночи, иногда заглядывая на главную сцену фестиваля. Одним глазком видел шведских AARON SUTCLIFFE, перепевающих рок-н-ролльные хиты Э. Пресли, а также новое фольковое детище Ernst’a Horn’a - HELIUM VOLA. Довольно кисло... Nicht gutt...
Наутро 18 мая нас ждало пренеприятнейшее известие: властям Лейпцига показалось, что проведение одного фестиваля - готического - будет для жителей города как-то маловато. И руководящие органы решили провести в те же самые сроки альтернативный фестиваль для «белых» людей, чтобы не только готы могли оттянуться по-черному. В прошлые годы, помнится, все местные обыватели во время WGT старались как можно быстрее унести ноги из города. Теперь же они, словно тараканы, лезли изо всех щелей в город, и первым делом захватили центр и вокзал. На его платформы то и дело подходили переполненные поезда, доставляющие мерзотного вида новоявленных «спортсменов» всех возрастов, ибо их фестиваль позиционировался как соревновательно-спортивный. Жизнерадостные до отвращения пожилые люди в скаутских штанишках и груженые огромными рюкзаками оккупировали все отели, наводнили все улицы и рестораны, забили собой весь транспорт. Их цели и задачи - угробить готическую атмосферу параллельного фестиваля, оставив готов-панков-электрофриков-медиэвальщиков в полной растерянности; обожраться бигмаками; загадить центр; развлечься самым примитивным образом, играя в игры для детей дошкольного возраста - были выполнены на 100%! Все прелести проживания с такого рода соседями в одном отеле мы прочувствовали на своей шкуре. Например, утром 18 числа я минут 15 прождал лифта, чтобы спуститься на завтрак. Лифты со смехом проносились мимо меня вниз-вверх, не останавливаясь. А если и останавливались, то только чтобы продемонстрировать, как много туда уже набилось, и смех становился еще громче, и оттого еще более невыносимым. Пришлось спускаться в ресторан пешком, благо жил я на втором этаже. А спортсмены уже тут как тут: выжираются по полной программе, сметая всё самое вкусное со шведского стола. И так было каждый день после. Не хочу больше об этом говорить! Подонки!
После завтрака я уехал в Агру и решил остаться там на весь день, лишь бы не выезжать в город и не видеть противных морд. Побродив немного по рынку, я пошел в главный фестивальный зал, чтобы улицезреть группу ACCESSORY и разделить с толпой восторги по поводу исполнения ими хитов в стиле electro/EBM. Но толпы особо не наблюдалось, да и восторгов не было. Два длинных, похожих друг на друга словно близнецы, парня гоняли по сцене и пели, стараясь расшевелить присутствующих. Но если их пластинки “Jukka 2147.de” и “Deadline” еще можно назвать слушабельными, то выступление в живую отбило желание их слушать в дальнейшем и на CD.
Потом на сцену вышел Sascha Mario Klein aka NEUROTICFISH - один из представителей новой гвардии future pop. Его лозунг: “Electronic body music is dead!” И сразу стало видно, что он на своём поприще преуспевает - во всяком случае, за последний год-полтора он наел приличную ряху и поправился минимум на 20 кг. К тому же перекрасился в блондина. Но музыка его от этого не пострадала. Народу в зале явно поприбавилось. И ему явно от души аплодировали за песни “Wake me up!”, “Velocity”, “M.F.A.P.L.”, а также за новую “Prostitute”. В июле Sascha выпускает новый альбом “Les chansons neurotiques”, и у него есть реальная маза совсем заплыть жиром.
Следующему далее бельгийскому проекту NEON JUDGEMENT я предпочел баварские сосиски на свежем воздухе, а после посетил концерт опять же бельгийцев SUICIDE COMMANDO. Вижу Johan Van Roy уже в третий раз, и не надоедает! Несмотря на то, что все свои выступления он строит по одной и той же схеме - рубилово под the best. Публика визжит.
А потом был FUNKER VOGT. И хотя я их недолюбливаю за откровенную штамповку и некоторую коммерциализацию жанра, программу отсмотрел без лишнего напряга. Исполнялись все хиты со всех альбомов, начиная с самых ранних, и исполнялись они в довольно жесткой гитарной манере, нетипичной для их пластинок.
Готы набивались в Агру всё плотнее - всем интересно было увидеть сенсационных мексиканских электро-амигос HOCICO. Всем хотелось послушать чумовых электробоевиков с последнего супердиска “Signos de aberracion”. Всем хотелось отсмотреть брутальную видеонарезку, проецирующуюся на здоровый экран сзади и состоящую из смеси кровавых фильмов ужасов и хардкор-порно. И всё это было увидено, услышано, отсмотрено, и это было хорошо! Я даже оглох на одно ухо! Народ рубился неимоверно, особенно те, кто был одет в футболки с надписью HOCICO и находился недалеко от сцены. По-моему, людей именно в таких футболках на фестивале было больше, чем с логотипами других групп.
Но главными хедлайнерами дня были вообще-то не HOCICO, а специально приехавшие в Германию дать эксклюзивный концерт короли electro/industrial из Канады - великие FRONTLINE ASSEMBLY. Смею предположить, что несколько тысяч меломанов со всего света приехали бы в Лейпциг, чтобы взглянуть на легенду, даже если бы кроме FLA никто больше не выступал. Только вот увидели ли они настоящих FLA - это вопрос! А дело вот в чём. Сначала на сцене появились наполовину обнаженный Chris Peterson и ударник с клавишником. Ну, и после из дыма возник Bill Leeb. Хотя я его скорее назвал бы человеком, похожим на Билла Либа в возрасте 25 лет. Он весь концерт отпел в черных очках и преимущественно стоя задом к публике. Конечно, может, это публика заслужила такое отношение к ней суперзвезды, а может, это просто обычная исполнительская манера выступления Либа. Не в этом дело. Билла всё-таки мы знаем, видали на фотографиях - у него несколько другая форма черепа, другая прическа и телосложение... Да и возраст уже не тот. Конечно, он мог сделать операцию и омолодиться, если средства позволяют (а Биллу они позволяют), сейчас за бабки тебя превратят хоть в грудного ребёнка. Но вряд ли он пошел по стопам Майкла Джексона. Но даже если это был клон Либа, надо отдать ему должное - спел он неплохо. И вообще программа, созданная на основе “Implode” и гениального “Epitaph”, была отыграна на высшем уровне. Весь зал был в эйфории.
Последним выступающим этого вечера был Marc Almond со своей вновь возрожденной из пепла группой SOFT CELL, игравшей в далеких 80-тых. Almond, вместе с входящим в состав группы синтезаторщиком Dave Ball’ом, уже успели выпустить в начале года пластинку “The Very Best of SOFT CELL”, которую сейчас активно промоутируют. Выступление начиналось в 00:45, но на количестве зрителей это никак не отразилось. По-моему, их стало даже больше, чем на FLA, так как в час ночи перекрыли вход на черный рынок. Поначалу я не собирался полностью смотреть этот концерт, думал, вот только взгляну одним глазком на Алмонда и быстрее в мягкую постельку! Спать хотелось неимоверно, ноги гудят, ещё как назло порвался один из мозолей (заработанный ещё в Берлине) на правой ноге, левое ухо после HOCICO уже ни хрена не слышало... Уж никак не мог подумать, что Marc Almond настолько популярен в готической среде. Он завел зал с пол-тычка, исполняя в современной электронной обработке давнишние хиты “Say Hello, Wave Goodbye”, “Sex Dwarf”, “Somebody, Somewhere, Sometime” и незабвенную “Tainted Love”. Я, не будучи фэном, дал себе установку - уеду в отель после первой же дерьмовой песни! Но таковых, как это ни парадоксально, за полтора часа не оказалось! И вообще, выступление SOFT CELL, от которого ничего особенного не ждал, сильно порадовало! После бурных и продолжительных оваций в честь триумфального концерта англичан, я около 2:30 ночи бухнулся в такси и приказал водиле держать курс на Novotel...
19 мая - день, расписание которого составлено так, что надо делать трудный выбор и колесить по Лейпцигу. Решил начать с концерта самого главного норвежского тролля в Агре. Но Mortiis, видимо, так сильно рвался на сцену, что его выпустили раньше положенного ему срока. В связи с чем на его выступлении в зале было не так много народу, как должно было быть. Я и сам прозевал около трети концерта. Но в сущности, ничего сверхгениального тролль не предложил, исполнив песенки со своего удачного альбома “The Smell of Rain”, прозвучавшие несколько метализированно по сравнению с компакт-диском.
В 18:00 попадаю в Haus Leipzig на DANCE OR DIE. Существуя уже больше десятка лет и имея за собой несколько удачных песен и множество посредственных альбомов, группе так и не было суждено пробиться в высший эшелон. Вот и приходится им играть перед аудиторией из максимум 500-600 человек на вот таких сценах городских ДК, как эта, перепевая свои самые известные вещи. Исходя из своего названия, группа предлагает нам танцевать или умереть, но танцевать с ними было как-то не по кайфу, а умирать, похоже, пора бы им самим! Всё очень близко к самодеятельности и не выдерживает никакой критики, хотя справедливости ради надо отметить, что в зале были замечены отдельные элементы, которые имитировали жалкое подобие танца.
Но времени ни минуты лишней нет - в темпе двигаюсь в зелёный парк Клары Цеткин, где с 19:30 играет ARCANA - вышедший из заморозки проект Peter’a Pettersson’a, более известный в последнее время со своей группой SOPHIA. SOPHIA я видел в прошлом году, и, помнится, они отыграли весьма достойно. Поэтому было интересно посмотреть теперь ARCANA и сравнить, тем более, что ранние её альбомы мне даже очень нравились. Но ранним своим творчеством Peter нас не особо побаловал. Группа, считавшаяся всегда дуэтом, в живом варианте разрослась до семи человек, включая Thomas’a “ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO” Pettersson’a за перкуссией. Похоже, что Peter сам уже запутался в своей музыке, и теперь ARCANA звучит как менее мрачная и более фольковая версия SOPHIA. Раньше в ARCANA преобладал женский вокал из серии heavenly voices, сейчас поёт больше сам отец, бренча под гитарку. Шведы стараются, всё грамотно, но не цепляет. Может, оттого, что к вечеру стало холодать и заморосил противный дождь?!
Продолжает концерт Peter Andersson или RAISON D’ETRE. Гуру стиля dark ambient-industrial, исполняя свои длинные тягучие ритуальные композиции с перезвонами колоколов и монашескими песнопениями, предоставил возможность присутствующим прочувствовать атмосферу, полную боли, печали, одиночества и надвигающегося конца. Высший класс, хотя мне кажется, что такая интимная музыка не предназначена для открытых больших площадок.
Из Parkbuhne я помчался в Haus Auensee, где уже начинали выступать ещё одни шведы - ELEGANT MACHINERY. Полумертвая группа специально объединилась, чтобы дать свой последний официальный концерт. Все три её участника заняты в других синти-поповых проектах, и времени на ELEGANT MACHINERY уже нет. Отпев все свои основные шлягеры, включая “Strange Behaviour”, “Save Me”, “Feel the Violence”, “Like Leaves” и др., напоследок члены группы обнялись и объявили: “ELEGANT MACHINERY is dead!” Бурные аплодисменты.
Завершали синти-вечер местные любимцы DE/VISION. В Германии они пользуются огромной любовью - почти каждую песню группы (а исполнялись хиты со всех альбомов) готы знали наизусть и пели вместе с солистом. За час DE/VISION отыграли море и танцевальных вещей для расколбаса, и грустных баллад, под которые не западло вытащить зажигалку и поразмахивать огоньком. В общем, не самое плохое окончание третьего фестивального дня...
Время летит незаметно - вот и наступил последний день WGT. В 14:00 в Werk II начинает своё выступление словацкая группа LAHKA MUZA, существующая с 1984 года. Жалко только, что при полном отсутствии народа. Наверно, готы еще спят. В зале от силы человек пятьдесят. А жаль - очень качественный сплав готик-рока и дарквейва. Правда, немного однообразный, и все композиции похожи друг на друга как две капли одной и той же жидкости. Небольшое шоу с горящими факелами и полуголой девушкой, стоящей позади музыкантов. Которая к концу выступления сбросила легкую белую накидку и закружилась в ритуальном танце с уже немолодой, но эффектной солисткой группы по имени Гудрун, после чего обе как бы превратились в летучих мышей.
Затем еду в Агру на рынок на последние закупы и посмотреть на MILA MAR. Так получается, что перед ними немножко наблюдаю за выступлением MERLONS. Людей в зале тоже мало. Некогда неплохая группа после разных перетасовок состава превратилась в полное барахло, стараясь походить на IN EXTREMO, CORVUS CORAX или TANZWUT. Больше трёх песен выдержать трудно, и ноги, хоть с трудом, но пока еще передвигающиеся, выносят меня на свежий воздух.
Наконец-то наступает 18:30, и на сцене MILA MAR. Хотелось увидеть их в живую, потому что, по сути, на сей момент они остались одними из немногих, кто не даёт стилю ethereal/heavenly voices, некогда столь популярному, окончательно загнуться. Я оказался далеко не одинок в своём желании. В первые ряды, поближе к солистке Anke Hachfeld, вышедшей в сексуальном красном платьице, пробиться очень трудно. В глазах тысяч готов явно прочитывается порыв овладеть столь симпатичным созданием женского пола. Тем временем, после исполнения пары вещей с дебютного альбома, Anke плавно переходит к суперхитам с абсолютного шедевра “Elfensex”. Готам демонстрируется вся красота и мощь вокальных данных солистки MILA MAR, которым, при другом жизненном раскладе, могли бы рукоплескать в “Ла Скала”. Отличный концерт - все счастливы.
Беру такси и мчусь в парк им. Клары Цеткин, чтобы посмотреть полную противоположность Anke - LYDIA LUNCH. Уже, наверное, около 20 лет, Лидия, не обладающая ни суперголосом, ни внешностью супермодели и не исполняющая каких-то запоминающихся хитов, умудряется приковывать к себе внимание большой армии ценителей андерграунда. Любительница скандалов, она, похожая скорее на приёмщицу бутылок из вашего ближайшего пункта приёма стеклотары, запросто снималась в порно и делала себе экстремальные клипы. И перформанс у нее примерно такого же рода, какой при желании может учинить любой наш, слегка поддатый, приёмщик стеклотары. Здесь же, в случае с LYDIA LUNCH, выступающей с группой ANUBIAN LIGHTS, мы имеем случай, когда все минусы в конечном итоге дают плюс. Получаем классный трэш-кабаре с пропито-прокуренным вокалом, сопровождающий его на протяжении всего шоу неуклюжий танец живота в исполнении приглашенной немолодой леди, новую пластинку примадонны “Champagne, Cocaine & Nicotine Stains” и большое-большое удовольствие! Правда, все-таки возраст берёт своё, и Лидия особого экстрима не продемонстрировала. В этом смысле всё ограничилось неоднократным показом своего длинного языка, а также жирной ж... А ведь могла бы, допустим, оставить на сцене после себя большую кучу... И это было бы вполне в её духе!
В 21:00 началось выступление культовых итальянцев KIRLIAN CAMERA. Играющие уже тоже больше 20 лет, они не зацикливаются на каком-то определённом стиле, работая в таких жанрах, как darkwave, strange pop, darkfolk, industrial, dark ambient. Почитатели нацистской символики вышли на сцену в черных масках с вырезами для глаз и рта и в соответствующей форме. После вступительной симфонии маски были сняты, и оказалось, что в рядах группы нет главной солистки - Emilia Lo Jacono, а вместо неё какая-то новая дива. Возможно, что Angelo Bergamini, а именно он - мозг группы, решил убрать её по политическим мотивам: ведь Эмилия всегда была отъявленной коммунисткой. И этот момент, наряду с некоторыми накладками по звуку, оставил немного неприятный осадок. Хотя забитый до отказа Parkbuhne очень воодушевлённо аплодировал милитаристской программе KC, состоявшей из известных хитов.
Закончился фестиваль для меня концертом LEGENDARY PINK DOTS, которых организаторы совершенно необоснованно запихнули в хороший, но слишком маленький клуб Moritzbastei. Приехав туда в самый притык, я обнаружил огромную массу людей, набившихся битком в небольшой камерный зал и в предшествующий ему предбанник. Поначалу подумалось, что увидеть настоящих гениев (а Edward Ka-Spel являлся таковым уже в 3 года, когда его IQ равнялся 160) сегодня мне не суждено, так хоть послушаю ихние хиты, доносившиеся из-за кирпичной стены. Однако поток готов двигался в обоих направлениях. Многие не выдерживали электронной психоделии, которую развёл Ka-Spel и компания, и убирались пить пиво. Таким образом, спустя минут 50 я оказался в метрах пятнадцати от сцены. LPD играли в усечённом составе - вчетвером, но на качестве исполнения отсутствие двух членов оригинального состава, слава богу, не сказалось. Они держались очень свободно, во время действа покуривали травку, прикалывались, общались без всякого пафоса с публикой, и было видно, что они сами прутся от всего происходящего, получая нереальный кайф. Это же настроение они передали и всем присутствующим, которые вызывали их несколько раз на бис. И LPD, с каждой песни срываясь в импровизацию, заигрались настолько, что вместо положенных им по регламенту 1 часа и 15 минут отыграли ровно 2 часа! Совершеннейшая чума для их истинных поклонников!
Вот таким выдался 11. Wave-Gotik-Treffen. Все члены RGP сильно устали, стёрли до костей ноги, оглохли, на протяжении всех дней недосыпали, недоедали (кроме Merime) и пытали себя актами воздержания (кроме Сергея Меренкова). Но всё это, возможно, и стоило терпеть, хотя бы только потому, что посетители gothic.ru, прочитав все наши отчеты, останутся хоть чуточку довольны!
Brain's Strained