В последнее время у нас в стране готические группы плодятся как грибы после дождя, но коллектив, представленный в этом интервью, уже не относится к русским готическим группам "новой волны" - дебютное демо сольного проекта Елены Правиковой (город Орел) - GOTHIC LETHARGY "Breathless and Abandoned" датируется 1998 годом, однако нам, о существовании этого проекта стало известно совсем недавно. Будучи one-girl-project проект, уже вызывает несомненный интерес, однако стилистика демо записи еще интересней - это практически первый отечественный релиз из ethereal области. На вопросы coroner отвечает Elena Shadow.
- Расскажи, пожалуйста, историю возникновения твоего проекта.
"- Ну, сначала меня зачали и я родилась, а потом оказалось, что, наверно, не зря. Всю жизнь пыталась хоть как то оправдать свое появление на свет и оставить след, печать, знак в этом противоречивом мире, который тогда казался мне то живым, завораживающе-красочным и неповторимым в каждую минуту своего существования, то серым и уродливым до безобразия. Мое внутреннее состояние всегда определяло то, как я воспринимаю действительность, оно же и подсказывало возможные пути выражения чувств и эмоций. Так постепенно я приходила к разным результатам своих поисков вне бытовой жизни, улавливая моменты периодически возникающего озарения, используя их. Так появилась и потребность реализовывать себя в музыке вслед за потребностью не только созерцать красоту, но и активно участвовать в ее творении. Я не хочу вдаваться в малозначимые и малоприятные подробности моего музыкального прошлого - стоит лишь отметить, что некогда я играла в
орловской DOOM-банде SHADOW, которая приказала долго жить в 1996-ом году, после чего меня стала беспокоить навязчивая идея по поводу собрания своей группы, так как музыкального материала накопилось в голове предостаточно, и хотелось хоть каким то способом его оформить. В приближенном варианте мне хотелось сделать нечто вроде SAMAEL с женским вокалом по типу THE GATHERING с добавлением некоторой доли "аморфисовщины", действительно НЕЧТО, но это были лишь сказочные мечты, идеал, которого я пока не смогла достичь из-за отсутствия единомышленников с хотя-бы
хорошими инструментами и многих других проблем в быту. Все эти годы после распада SHADOW меня приглашала играть не одна команда, и приходилось слышать множество упреков по поводу своего эгоизма вследствие отказов "участвовать в музыкальной жизни города". Но я как бы ушла от всего меня окружающего в пространство, ограниченное стенами комнаты в которой живу, осталась наедине со своими идеями. А "ego-проект" GOTHIC LETHARGY как раз то, что родилось после долгих ночей проведенных с музыкальным инструментом."
- Твой проект относится к категории так называемых one-man-band - то, что ты в группе все делаешь самостоятельно это сознательное решение, вызванное творческими причинами или просто стечение обстоятельств?
"- Я уже сама невольно затронула эту наболевшую тему, отвечая на твой первый вопрос. В добавление хотелось бы только отметить, что мое нежелание привлекать других музыкантов в этот проект обусловлено скорее техническими причинами, которые, на мой взгляд, в такой стране как Россия всегда были на первом месте. GOTHIC LETHARGY, настоящих дней моих отрада, думаю, навсегда останется one-woman-project (будет правильнее именно так его охарактеризовать), а если когда либо случится мне играть не одной, то это будет уже другая история и другое имя."
- Ты играла и в группе, а сейчас продвигаешь свой сольный проект, какую форму ты считашь более продуктивной и плодотворной - творческий союз нескольких людей (группа) или one-man-project? Какая из них больше подходит для тебя?
"- На эту тему можно разговаривать бесконечно долго, выявляя положительное и отрицательное в этих двух различных формах работы. Да, эти года показали, что несмотря на малое количество стимулов, сольное творчество мне как-то ближе, роднее. Даже в жизни вообще я никогда не любила больших компаний и бестолкового шума, когда без конца тебя перебивают и обламывают. Игра в группе мне пригодилась в одном - чтобы понять как именно все происходит, какую роль кто выполняет. Сейчас, когда прошло несколько лет после распада SHADOW, группы, где я только "воспитывалась и
присматривалась", и сгладились некоторые неприятные впечатления, полученные мною от тирании одного из участников команды, меня вновь стало привлекать коллективное творчество. Интересно было бы вновь поиграть в группе, но боюсь, что на этот раз тирания будет именно с моей стороны."
- В чем состоит концепция твоего первого демо, или это просто сборник разнородного материала?
"- Во-первых, я бы не сказала, что весь материал получился абсолютно разнородным, хотя при внимательном прослушивании легко улавливаются различия в качестве звука каждой из вещей (это, в свою очередь, следствие записи альбома в течение более восьми месяцев). Во- вторых, я никогда не задавалась целью подгонять материал под какую-либо единую сверх-мысль, тем более что сама по себе в рамках творчества она у меня так и не возникла. Я могла бы сейчас выпить чашки две крепкого кофе для стимуляции работы серо-клетчатого содержимого черепной коробки и посидеть часок-другой в мучениях искусственного придумывания концепции альбома специально для этого разговора. Но проблема состоит в том, что большой кусок честности перед собой, застрявший во мне еще во времена взросления превратился бы в этом случае в большой угрожающий кулак, не дающий мне покоя."
- Не то чтобы "абсолютно разнородным", не определенная разнородность чувствуется, продолжая тему - альбом создавался в каком-то определенном настроении, что послужило причиной такой долгой его записи или это просто стечение обстоятельств?
"- Быстро записать альбом было невозможно, так как объем памяти моего инструмента небольшой. Очень часто приходилось менять аранжировку, урезать интересные мелодии, менять темы местами для того, что-бы хотя бы одна целая вещь уместилась. А на это нужно было время, которого мне катастрофически не хватало из-за чересчур напряженной учебы и личных проблем. Иногда получалось так, что почти вся вещь записана, и вроде все отлажено, и нравится, а тут возьми да отключат электричество - и вся красивая музыка "улетела в трубу"."
- Демо кассета "Breathless and Abandoned" содержит всего два трэка с вокалом - остальные композиции - инструменталы, на мой взгляд, композиции с вокалом на твоем демо звучат гораздо интересней инструменталов, ты была не уверена в своем вокале, или же это определенное концептуальное решение?
"- Спасибо за комплимент вещам с вокалом, но на вопрос, заданный сейчас тобой мне чаще всего приходилось давать ответ, поэтому меня он уже стал немного раздражать. Все же попытаюсь собрать остатки терпения и объяснять ситуацию. Начну с того, что в период времени, когда я придумывала музыку для альбома, использование вокала в мои планы не входило, тем более, что окружающие всегда относились негативно к моим "вокальным промыслам". Те две вещи с голосом являлись ничем иным как экспериментом, результаты которого я со скрипом втиснула в альбом. Отношение же к "Forever In Lethargy" и "My Consolation" со стороны друзей и знакомых настолько меня воодушевило, что я перестала жалеть о том, что именно так поступила в прошлом. Остается лишь одно "но" - записать вещь с вокалом в моей домашней обстановке и при существующих технических возможностях сложно и крайне вредно для психического здоровья."
- Сразу вопрос по существу - а где тебе приходилось давать ответы? Это отечественная или западная андергаунд пресса? Насколько я понял из твоего background - ты начинала творческую деятельность в metal группе, какова реакция metal аудитории на "Breathless and Abandoned"?
"- Отвечать на подобный вопрос приходилось нескольким отечественным изданиям - в общении с отечественной прессой недостатка никогда испытывала. На западе есть лишь несколько людей, знающих мой проект, но не целые "конторы", выпускающие печатную продукцию. В целом металлическая среда, из которой я вышла благосклонно отнеслась к моему творчеству, приходилось слышать такие похвалы от которых "и пьяно и сладко". Особенно тепло встретили Breathless & Abandoned" барабанщик Norton (ex-SHADOW), Рыженок и Кузнецов (S.C.A.L.P.), Dep(GOTHIC SKY), Андрей Malina (ex-DOPPELGANGER & SAINT'S EVERLASTING REST), Matte Andersson (GODGORY & GRAVE FLOWERS)..."
- Да, согласен, что в домашних условиях это записать непросто, этой причиной и вызвано то, что большинство отечественных darkwave/neo classic проектов - "безвокальные" - именно по этому на общем уровне твой альбом достаточно сильно выделяется - для меня присутствие вокала стало той изюминкой, которая привлекла мое внимание - фактически
GOTHIC LETHARGY первый российский ethereal проект.
"- Ну вот, хоть здесь я как-то отличилась..."
- "Breathless and Abandoned" вышла два года назад, что происходило с твоим сольным проектом последние два года?
"- Происходили самые обычные, закономерные вещи - писалась в огромных количествах музыка, тексты практически к каждой цельнооформленной музыкальной мысли. Материала придуманного за эти два года хватило бы, наверно, на три альбома... Оставалось только фиксировать результаты творчества на ленте. Но мне всегда было до адской боли обидно, что я не могу при всем своем желании добиться лучшего звука, особенно вещей с вокалом - если бы это произошло моя и без того напряженная жизнь была бы непомерно упрощена. Мне не хочется записывать более интересный и более профессиональный, на мой взгляд, музыкальный материал с тем же качеством звука. Прогресс должен быть во всем. Вот я и нахожусь сейчас в ожидании лучших времен."
- То есть в ближайшем будущем можно ожидать новую запись от GOTHIC LETHARGY?
"- Ты так оптимистичен, думаешь эти самые лучшие времена не за горами? (Риторический вопрос.) Но, тем не менее, есть уже один более ли менее прилично записанный инструментал под названием "On the Way to Thesaurus", так же есть черновая запись новой вокальной версии "Breathless...". Самое главное - начало, хотелось бы только верить, что и остальной материал будет записан так же сносно."
- В некоторых композициях, мне кажется, ощущается определенное влияние коллектива DEAD CAN DANCE на твое творчество, так ли это?
"- Ответ следовало бы начать с того, что у меня дома на полке не стоит ни одного альбома DEAD CAN DANCE и я не помню ни одного названия песен этой команды. По-этому говорить о том, что музыка глубоко поселилась в моем сознании и повлияла на мое творчество было бы сомнительно. Но зато мне очень близка по духу сольная работа вокалистки Лайзы - одно время я просто заболела ее голосом, ее манерой пения, и вещь "My Consolation" - дань несомненно огромному таланту этой певицы."
- Считаешь ли ты свой коллектив готическим, как бы ты охарактеризовала стилистику своего проекта?
"- Задать такой вопрос тебя скорее всего сподвигло присутствие слова GOTHIC в названии проекта, но музыка писалась задолго до того, когда один из моих друзей ознаменовал им придуманное мною. Тогда я только добавила LETHARGY. Получилось нечто вроде "долгого сна средневековья". Особо мудрить с названием не хотелось и выдавать что-то вроде SILENT STREAM OF GODLESS ELEGY мне казалось даже по-смешному наивным или по-наивному смешным, не знаю, что вернее. Я никогда не думала о стиле своей работы, музыкальные (и не только) стили были придуманы любителями, в данном случае музыки, для того, чтобы разграничивать творчество креативно-способных Homo-sapiens на какие-либо категории и подводить более ли менее похожий материал под одну нишу. Я делала то, что мне нравится, даже и не подозревая
три-четыре года назад, что это на что-то похоже. В конечном итоге оказалось, что я заново "изобрела велосипед"."
- То есть при создании музыки изначально не стояла задача создать "готический" альбом, и у тебя не было ориентиров среди западных gothic групп?
"- Ответ на этот вопрос будет самым кратким - да."
- Что такое для тебя "готика"?
"- Готика для меня это прежде всего забытая романтика величественных замков и запрещенной любви. Это то, что на непродолжительное время способно увести современного цивилизованного человека в край застывших и затерявшихся во времени грез и торжественной, иногда даже жестокой и ужасающей красоты. Стоит ли объяснять, что в этот особый мир легче попасть с музыкой..."
- Какие коллективы оказали влияние на твое творчество?
"- Их довольно много THE GATHERING, THE 3rd&MORTAL, SAMAEL, AMORPHIS, TIAMAT, ANATHEMA, TYPE O'NEGATIVE
WITHIN TEMPTATION, стоит ли перечислять все. Сейчас меня все больше и больше привлекает музыка типа LYCIA и THIS EMPTY FLOW."
- Знакома ли ты с русской готической сценой, если да, то какие группы тебе известны?
"- Да, и да здравствует почтовая связь! Мне одно время писали MOON FAR AWAY и прислали свою музыку. Некоторые из вещей очень любопытны..."
- Спасибо!!!
"- Не стоит благодарности."
Elena Shadow / GOTHIC LETHARGY (г. Орел)
coroner
(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..