Толковый словарь живого великорусского языка сообщает,
что диорама - это "картина, освещаемая переменным светом, представляя день, утро,
ночь." В концепцию великого Даля вполне вписывается и
одноимённый немецкий коллектив, вот уже немало лет радующий нас своими
яркими творениями. Музыка DIORAMA то уподобляется чернейшей
осенней ночи и наводит на грустные размышления,
то играет радостными красками весеннего утра и зовёт в пляс... Российская
"готическая и окологотическая публика" дважды
имела замечательный шанс познакомиться с творчеством группы -
в мае 2004 и в октябре 2005 года. Хотелось бы надеяться, что Москва и
Санкт-Петербург не выпадут и из следующего гастрольного тура DIORAMA.
С бессменным лидером коллектива Торбеном Вендтом (Torben Wendt)
беседовала корреспондент Gothic.Ru Александра "Al" Абанина.
Alexandra "Al" (RGP): Так получилось, что это твое первое интервью для Russian Gothic Page,
поэтому сначала традиционный вопрос - расскажи немного об истории DIORAMA.
Torben Wendt (DIORAMA):
Я начал заниматься музыкой в стилистическом контексте DIORAMA, потому что
мне было необходимо как-то примириться с определёнными событиями моей жизни.
Примерно в 1996 году я выпустил своё первое творение - практически в одиночку.
Мне помогал Felix, мой друг, что называется, "со времён песочницы", позже
присоединились Bernard и Sash. Ну, что я могу сказать? Мы записали парочку
альбомов и приступили к концертной деятельности в клубах и на фестивалях в
самых различных странах.
Al: Твои впечатления о первом визите в Москву и какой из двух московских
концертов (в 2005 и в 2004 году) ты считаешь более удачным? С кем тебе было
интереснее играть в России на одной сцене - с IN STRICT CONFIDENCE, BEBORN
BETON - или с MELOTRON ? И с кем было интереснее не как с музыкантами, а
как с попутчиками?
TW: На единственном концерт с MELOTRON в октябре 2005 нам предоставилась возможность
"сыграть по полной программе". Это гораздо приятнее, чем сет-лист, урезанный до
сорока минут. Что мне понравилось на "Майском Громе" в 2004-м - это то, что это
было наш первый приезд в Россию, всё было в новинку и производило на нас сильное
впечатление. Что касается групп, с которыми мы вместе играли, мы в прекрасных
отношениях со всеми упомянутыми коллективами.
Al: Во время последнего визита в Россию ты посетил наши "две столицы" -
Санкт-Петербург и Москву. Заметил ли ты какую-нибудь разницу между этими
городами? Я имею в виду людей, образ жизни людей и т.д.
TW: Санкт-Петербург и Москва - крупные города, знакомство с которыми требует много
времени. Мы провели там всего несколько дней, поэтому впечатления получились
очень поверхностными, и я думаю, нет смысла говорить о различиях. Для меня
впечатления о каком-либо месте также во многом зависят от тех, с кем ты
тусуешься. Я бы сказал, что в каждом из этих городов мы встретились с приятными
и думающими людьми, интенсивно и целенаправленно впитывающими музыку и
искусство.
Al: Была ли какая-нибудь разница между московской и петербургской публикой? В
Москве вы сыграли на одну песню больше, почему? Реакция зрителей была более
тёплой или просто вам предоставили больше времени?
TW: Честно говоря, я не помню. Наверное, мы просто слегка изменили сет-лист, вот и
появился лишний трек.
Al: Твой имидж несколько изменился с момента первого выступления у нас.
Занимаешься ли ты целенаправленно своим сценическим имиджем, пластикой движений
или считаешь, что главное музыка, а выглядеть музыканту можно просто?
TW: Мне кажется, музыка гораздо важнее имиджа музыкантов. Хотя, если имидж отражает
музыку и расширяет её понимание, его нельзя сбрасывать со счетов.
Al: Слышал ли ты записи каких-нибудь русских gothic/ electro/ synthpop групп?
Если да - то каковы твои впечатления?
TW: Во время нашего пребывания в России я общался с несколькими русскими командами,
слышал их записи и выступления. Некоторые из них представляют большой интерес.
Al: Одна из моих любимых вещей DIORAMA называется "Howland Road". Объясни,
пожалуйста, идею этой песни.
TW: Я написал эту вещь в Канаде, в Торонто, где жил полгода. "Howland Road" - это
название улицы, на которой находилась моя квартира, и где я почувствовал
странную смесь свободы и неволи, ясности и смятения. Тексты отсылают к книгам и
журналам, которые я тогда читал, и к тому маленькому микрокосму, который я
создаю вокруг себя, когда хочу отдохнуть, иногда просто так, без повода. В любом
случае, повторяющаяся строчка "Trembling Here Does Not Affect You" ("Эта дрожь
никак не влияет на тебя"), отражает феномен отстранения от пульса жизни, потому
что ты понимаешь, что тебе нечего привнести в эту жизнь или она способна
причинить тебе боль.
Al: В песне "Two Boats" с последнего альбома "Amaroid" звучит бэк-вокал Liv
Tyler. Это та самая Лив Тайлер, актриса? Если да, расскажи, как возникла идея
пригласить её, и как осуществлялось ваше сотрудничество.
TW: Я услышал несколько записей вокала Лив Тайлер (мало кто знает, что у неё
потрясающий голос) и попросил у неё разрешения использовать сэмплы в композиции
"Two Boats". Она сказала "да", вот так всё и получилось.
Al: Чем навеяна одна из лучших композиций "Someone Dies" с альбома "Amaroid"?
Личный опыт?
TW: Я полагаю, что она скорее про то, что жизнь это невыразимо трагическая шутка
(если учитывать, что она должна подойти к концу в течение весьма короткого
промежутка времени), чем про конкретное событие. Хотя я действительно имел в
виду смерть близкого мне человека.
Al: Расскажи пожалуйста о своем новейшем творении "Reрale".
Оно звучит как самостоятельное произведение. Это просто ремиксовый альбом c более
танцевальными версиями песен или нечто большее? Какова цель и идея его создания?
Некоторые вещи, например "The Rich Are All Perverted" - звучат очень непривычно
для DIORAMA, предполагаешь ли ты записывать более "жёсткие" вещи на своих
регулярных альбомах?
TW: "Repale" - это собрание различных идей и проектов. Там есть неизданные прежде
вещи, а также ремиксы, сделанные нами и другими исполнителями. Этот альбом
- словно средство для прочищения мозгов перед тем, как приступить к
чему-то совершенно новому. Кроме того, "Repale" - своеобразный подарок фэнам и
тем, кто нас поддерживает, в завершение интенсивного периода
музыкального творчества. Это не "классический" альбом DIORAMA и не намёк на
то, как DIORAMA будет звучать в будущем.
Al: Какую музыку ты слушаешь? Назови, пожалуйста, несколько любимых групп /
исполнителей / композиторов.
TW: Естественно, то, что я слушаю, всегда зависит от настроения и обстоятельств.
В настоящий момент это могут быть самые различные варианты: саундтреки от Анжело
Бадаламенти и Эннио Морриконе, такие исполнители как Keane, Sigur Ros, Moby,
Iamx... Всё, что не крутят по радио.
Al: Ваше сотрудничество с Эдрианом Хейтсом (DIARY OF DREAMS) всё ещё
продолжается? Есть ли у вас сейчас какие-нибудь общие проекты, группы и т.д.?
TW: Я принимал участие во многих концертах и альбомах DIARY OF DREAMS, и это
сотрудничество продолжается и сейчас. Хотя в настоящий момент оно несколько
"поутихло", ибо и у меня, и у Эдриана накопились личные дела. Кроме того, мы оба
находимся в поиске вдохновения для записи новых альбомов, а это требует
одиночества.
Al: На вашем сайте написано, что DIORAMA сейчас в студии - вы уже начали
записывать новый альбом?
TW: Да, мы начали работу над новым материалом.
Al: Все альбомы DIORAMA ты записывал и продюсировал сам вместе с Felix Marc. Нет
ли у тебя планов в будущем поработать с другими продюсерами для получения
нового звучания? Hawaii Studio - это твоя собственная студия? Ты записываешь
только DIORAMA или может быть помогаешь другим группам?
TW: В настоящий момент вопрос о работе с другим продюсером для нас не стоит.
Студия Hawaii используется в основном для записи творчества DIORAMA, однако
я также сочиняю музыку к фильмам и рекламе на ТВ и радио.
Al: В каких музыкальных мероприятиях DIORAMA планирует участвовать в
2006 году?
TW: В первой половине 2006 года мы собираемся принять участие в нескольких клубных
концертах и фестивалях в Германии и Европе, а осенью организовать небольшое
турне. Также мы планируем выпустить сингл и полноценный альбом.
Al: Ты больше любишь выступать в Германии или ездить в более дальние поездки? В
каких странах ты бы хотел выступить с концертами?
TW: Конечно, мы предпочитаем путешествовать по незнакомым местам и соприкасаться
с иными культурами. Мы ещё далеко не везде побывали - как насчёт
Гренландии или тура по странам Африки для начала?
Al: Назови самый ужасный отель, в котором вы когда-либо селились.
TW: Честно говоря, меня не особо нужна вся эта роскошь. Комфортное место проживания -
да, вот это здорово. Я люблю большие ванные и всё такое, но если отель
дерьмовый, то это обстоятельство не задерживается надолго в моей памяти.
Al: Эдриан Хейтс - большой поклонник собак. А у тебя есть любимое животное?
TW: Да, это мой пёс Честер.
Al: Еще один традиционный вопрос - что бы ты хотел сказать или пожелать своим
российским фэнам?
TW: Ваш интерес и время, затраченное на наше творчество - это большая честь для нас.
Мы уже подумываем о следующем визите в Россию.
Интервью подготовлено Alexandra "Al", Dani, MadMax2 (Апрель 2006г.)