Эксклюзивное интервью для Russian Gothic Page (by SG).
23-его октября 2000г. в Санкт-Петербургской Капелле в рамках III фестиваля старинной музыки прошел концерт ANONYMOUS 4.
ANONYMOUS 4 - женский вокальный квартет из США. Образовался в 86-ом году. Назван был в честь анонимного английского музыканта 13-ого века (именно так, ANONYMOUS 4, обозначен этот музыкант в музыковедческих каталогах).
Название - говорящее. ANONYMOUS 4 исполняют произведения композиторов 10 - 15-ого веков, времени, когда заявить, что то или иное произведение принадлежит твоему перу, значило впасть в тяжкий грех гордыни. Авторство (да и то условно) можно установить разве что в тех случаях, когда композитор был человеком известным, прославившимся не только одним сочинительством. Так многим известна Хильдегард фон Бинген, жившая в 12-ом веке, настоятельница монастыря, мистик, композитор, поэт. Один из предыдущих дисков ANONYMOUS 4 представлял попытку реконструкции авторского прочтения ее "Хоралов ко дню Святой Урсулы", более известной как предводительница 11 000 девственниц.
Новая программа ANONYMOUS 4 составлена из хоралов конца 10-ого века и называется "Месса на конец времен". Здесь тоже попытка реконструкции: попытка восстановить характерный многоголосный рисунок средневекового песнопения (каждый диск ANONYMOUS 4 - это не только работа в студии, но и серьезное изучение средневековых трактатов, консультации со специалистами); попытка восстановить ощущение ужаса перед грядущим Апокалипсисом. Которое, если верить более поздним летописцам, определяло мироощущение жителей средневековой Европы, ожидавших 1000-го года от рождества Христова.
Впрочем, никто ничего толком о том времени не знает. Но узнать пытаются. 20-ый век, говорят, был одержим правдоискательством. Впрочем, и о нем никто уже ничего толком не знает.
Прокомментировать собственный подход к реконструкции средневековой музыки и средневекового образа мыслей и ответить на мои вопросы согласились Susan Hellauer & Johanna Maria Rose из ANONYMOUS 4.
sg: Что привлекает ANONYMOUS 4 в средневековой музыке?
S. H.: Средневековая музыка довольно непривычно красива, очень немногие знают, что это такое, для большинства людей музыка начинается с 17-18-ого веков. Но это уже совершенно другое звучание.
J. M. R.: Ну, кое-что все слышали: те же грегорианские песнопения. Но это мужские голоса. Вообще почти вся современная традиция исполнения музыки 10-15-ого веков ориентирована на исполнение мужским хором. Так что, ANONYMOUS 4 - это такой эксперимент, попытка перетранслировать звук из низкого мужского в высокий женский вокал.
sg: То есть, если я правильно понимаю, эксперимент идет в ущерб аутентичности звучания?
J. M. R.: Я бы так не сказала. Мы изучаем средневековые трактаты, но всегда трудно докопаться до точных описаний - в большинстве случаев их просто нет. Средневековые композиторы не придавали большого значения точному описанию вокальных партий, для них важнее (и сложнее) было описать звучание инструментов. Вокал - это самый сложный предмет для реконструкции. Конечно, человеческий голос мало изменился с тех пор, но в разных местах люди поют по-разному.
S. H.: А некоторых мест и нет уже на карте. А некоторые новые появились.
J. M. R.: Да, мы поэтому обычно так и отвечаем: мы из Америки, где не было никакого средневековья, и мы поем нашими обычными голосами 21-ого века.
sg: Русский философ А. Ф. Лосев по тому же поводу как-то заметил: "Нам вряд ли удастся восстановить явление таким, каким оно было на самом деле, но мы можем получить колоссальное удовольствие от самого процесса реконструкции явления". Что по этому поводу думают ANONYMOUS 4?
S. H. (смеется): Присоединяемся!
J. M. R.: Это очень хорошее высказывание. Так и пишите: очень хорошее!
S. H.: Нам на самом деле очень нравятся все стадии процесса: искать интересные произведения, искать подсказки, чтобы выстроить голоса, репетировать и представлять новый материал нашим поклонникам.
sg: Раз уж заговорили о поклонниках. Знают ли ANONYMOUS 4, что они довольно популярны среди готов (имеется в виду готическая субкультура)?
J. M. R.: О, готы - в черном и с бледными лицами. Конечно, знаем. Их было очень много на нашем концерте в Берлине.
sg: А в специализированных готических мероприятиях ANONYMOUS 4 не собираются участвовать?
J. M. R.: Пока что нас никто не приглашал, по крайней мере сознательно - никто.
Следующий концерт фестиваля - тоже средневековая музыка. Теперь уже мужской вокальный квартет THE ORLANDO CONSORT. 28-ого октября 2000 г., в Капелле.
SG
http://www.anonymous4.com
Photos (c) ANONYMOUS 4
(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..