Международный фестиваль индустриальной музыки
"Forced by beauty they were singing
Конец второго тысячелетия новой эры. Познав всё о терроре, репрессиях и геноциде, Европа так, кажется, и не определилась с тем, что же такое свобода (доказательством тому лучше всего служит недавний кризис на Балканах). Всё сильнее желание понять, чем же в сущности является пространство от Британских островов до уральских гор: калькой с Северной Америки, юпитеровой шлюхой, цветущим иудиным деревом или едва затянувшейся кровавой раной. Отсюда многочисленные попытки переосмысления исторического прошлого континента, предпринимаемые в разных областях науки и искусства. Музыка исключением не стала. В особенности широк круг поднимаемых тем в направлении, которое некоторые называют "последняя волна" (the last wave): от концлагерей и гетто 40-х (KAPO!) до Хорватии 90-х (DEATH IN JUNE), от мистерий Митры (ERNTE и многие другие) до стальных бурь Первой Мировой, воспетых Эрнстом Юнгером (BLOOD AXIS), от альбигойцев и катаров (ALLERSEELEN) до стихов Германа Вирта (WALDTEUFEL). Всё вышеперечисленное ярко свидетельствует: антисистемный подход к сложившемуся status quo набирает силу на независимой сцене. Некоторые лэйблы (World Serpent, Tesco, Eis & Licht, а в последнее время и Cold Meat Industry) работают с упомянутой тематикой особенно плотно. Ежегодно проводятся несколько музыкальных фестивалей разного масштаба, выходят многочисленные фанзины, плодятся интернетовские сайты.
"В Италии при Борджиа тридцать лет царили
Наша история началась как раз в Италии, но только на несколько столетий позже времён правления великой и ужасной династии. В октябре 1985 года на Сицилии в самом сердце Коза Ностры городке Серрадифалко недалеко от Калтанисетты проводился городской фестиваль вокального искусства. Там и состоялся дебют живущей в Австрии девушки с белорусскими корнями по имени Лиза, которой суждено было впоследствии стать женской половиной, автором текстов и главным голосом одного из самых интересных проектов середины 90-х THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD Альжбет.
Санкт-Петербург, клуб "СПАРТАК"
9 декабря (суббота) 2000, 21:00
Дополнительные материалы - Ожидание Священного Огня
Holding high their gorgeous flag
Clear their eyes and clear their locks
Marching over pure-blood fields."
Alzbeth
До недавнего времени Россия, казалось, находилась в стороне от данного процесса в музыке. Продукция подобного рода была практически неизвестна широкой публике. Достать её можно было лишь в двух-трёх местах в Москве, а о других городах (кроме, пожалуй, Санкт-Петербурга) говорить и вовсе не приходилось. Одним из наиболее значительных событий стал недавний выход компиляции "Ten Years of Madness. Behind the Iron Curtain", выпущенной независимым лэйблом "Achtung, Baby!" Но теперь, кажется, на этой улице случится настоящий праздник. По сведениям из достоверных источников 9 декабря в питерском клубе "СПАРТАК" пройдёт международный фестиваль индустриальной музыки HEILIGE FEUER ("Священный Огонь") с участием таких культовых монстров, как GENOCIDE ORGAN (Германия) и DEUTSCH NEPAL (Швеция). С российской стороны в концерте примут участие коллективы REUTOFF (Реутов) и SOLAR SALT (Ростов-на-Дону) известные столичным любителям индастриала по возрождённым "Промышленным собраниям" с недавних пор достаточно регулярно проводимых в клубе "ТОЧКА". А главным событием фестиваля станет выступление австрийского проекта DER BLUTHARSCH, мужской инкарнации почивших с миром THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD, соавтора двух последних альбомов DEATH IN JUNE, знатока истории двух Мировых войн и любителя старых добрых итальянских и немецких вин.
Годы неспокойной луны
война, ужас, смерть, кровопролитие. Они
породили Микеланджело, Леонардо да Винчи
и Ренессанс. В Швейцарии была братская
любовь, пятьсот лет демократии и мира. И что
появилось на свет в результате? Часы с кукушкой!"
Орсон Уэллс
В 1986/87 году Лиза участвовала в группе, специализировавшейся в основном на кавер-версиях своих музыкальных кумиров (JOY DIVISION, NEW MODEL ARMY, THE SISTERS OF MERCY, THE CASSANDRA COMPLEX, ранние THE CURE и DEATH IN JUNE). Успешной их деятельность назвать никак нельзя. Состоялся лишь один концерт в ночь на 1 января 1988 года, а затем произошёл распад на несколько сессионных коллективов. Лиза же (или уже Элизабет) поступила в университет, где и встретилась с человеком, ставшим её спутником жизни и творческим партнёром на практически всё следующее десятилетие. Звали его Альбин Юлиус. Он пробовал в то время (1988) свои силы в качестве художника, но через пару лет, забросив палитру, кисти и краски, приобрёл сэмплер. В это время к Альбину и Элизабет присоединяется их старый приятель бас-гитарист Энди, в результате чего на свет появляется группа LAA (аббревиатура первых букв в именах участников). Их музыка носила преимущественно импровизационный характер, а настроение в ней преобладало мрачное. За примером можно обратиться к трэку №10 в дебютном альбоме TMLHBAC. После двух концертов, на одном из которых, состоявшемся в Швейцарии, они играли вместе с THE LEGENDARY PINK DOTS, пришло разочарование в ограниченности сценических возможностей по сравнению со студийными. К тому же зловещую роль сыграла география. Элизабет и Альбин жили в Вене, а Тони - на другом конце Австрии, на расстоянии восьми часов езды. Проводить репетиции становилось всё сложнее. Ситуация достигла критического предела и на свет появился дуэт THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD.
Тут весьма пригодился сэмплер Альбина Юлиуса. К фрагментам классической музыки, неясным речам на многих языках, лупам и прочим заимствованным спецэффектам, создающим своеобразную атмосферу этого коллектива, были добавлены оригинальные партии современных электрических и акустических средневековых музыкальных инструментов, часть которых была сконструирована самими исполнителями. Так был записан первый альбом нового проекта под одноимённым названием. Произведён он был на средства музыкантов на швейцарском лэйбле Arthur's Round Table (круглый стол короля Артура). Неудивительно, что тексты песен относились к соответствующей легендарной эпохе, охватывающей несколько веков в жизни Британии, да и всей Европы. Стихотворения Чосера, переложенные на средневековую музыку, сменялись малоизвестными частями "Кармина Бураны". Призывы презирать достойное презрения и оплакивать достойное скорби - пророчествами о грядущем новом Золотом веке, когда будет низложена власть денег. Как будто бомба разорвалась в часах с кукушкой на земле, где уже пятьсот пятьдесят лет царили гражданский мир и согласие, политкорректность и укоренившееся в швейцарской крови уважение к банковскому делу. Взрыв поначалу был услышан немногими в связи с малыми размерами лэйбла, расположенного в заштатном Вальценхаузене. Однако, во время визита дуэта в Лондон одна из самых известных англофильских (но при этом и с тяготением к пан-европейской идее) дистрибьюторских компаний World Serpent Distribution решила взяться за распространение "Спрятавшейся за облаком луны" по всему миру. Клиентами "Мирового Змея" в то время были увидевший Люцифера над Лондоном Дэвид Тибет из CURRENT 93, колдовавший с рунами Ян Рид из FIRE + ICE и любитель Дикой Охоты на розовых облаках Холокоста Дуглас Пирс из DEATH IN JUNE. Все они, каждый в своё время, были сторонниками учения Алистера Кроули, главным постулатом которого является "Делай, что хочешь, и так исполнишь весь закон". Не чужды были кроулианства и Альбин с Альжбетой - делали только то, что хотели. За последующие годы в своих альбомах и релизах на других форматах они касались самых разных (преимущественно экстремальных) тем, как в лирике (концлагерь Маутхаузен и общество Туле, детский крестовый поход 1212 года и Антонов огонь, ввергающий своих жертв в экстатическую пляску), так и в музыке (сквозь средневековые хоралы, плачи, симфонические фрагменты прорывалась резкая барабанная дробь, тяжёлый бой temple-drum'а, засэмплированное лошадиное ржание, пулемётные трели, и всё это вместе взятое могло вдруг трансформироваться в мрачный, давящий саундскейп). Лунный цикл закончился в 1997 году с выходом компиляции редких и неизданых трэков, вышедшей на World Serpent Distribution под названием Rest on Your Arms Reversed. Это был двенадцатый релиз на ART'е. Как известно, мест за круглым столом короля Артура в Камелоте было тоже 12. Эта "Луна" выполнила своё сакральное предназначение и теперь могла закатиться, уступив место другому светилу.
Финальными словами последнего сборника стали:
"On goes the war
Never ending tragedy."
Как мы увидим дальше, война и в самом деле продолжается.
Горячий снег
Луна ещё не спряталась окончательно за облаком, когда 4 декабря 1996 года на ART'е под номером 9 тиражом в 250 копий вышел 12 дюймовый picture disc. На обложке его красовалась руна Сигел. Имя исполнителя DER BLUTHARSCH, выполненное готической вязью, в переводе означает "снег, залитый кровью". Так в 14-15 веке называли швейцарских наёмников, самых бесстрашных солдат в европейских армиях, своим оружием честно отрабатывавших свой хлеб. За новым названием стоял не кто иной как Альбин Юлиус. Музыка носила более экспериментальный характер, чем работы THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD того же времени. Разные взгляды на творчество и пути развития дуэта вскоре привели к распаду и заявлениям о том, что никогда в будущем Альбин и Альжбета не будут работать вместе.
Сразу после прекращения деятельности ART'а был учреждён новый лэйбл, предназначенный исключительно для реализации проектов DER BLUTHARSCH, WKN (Wir Kapitulieren Niemals - Мы не сдаёмся никогда). Вышел тиражом 202 копии 7-дюймовый диск без названия, видеокассета с записью концерта в Праге "Певцы печальных песен" (150 копий), а затем на свет появилось 109 бокс-сетов, состоящих из 5 пластинок, составивших основу первого компакт диска "Der Sieg des Lichtes ist des Lebens Hei!", распространявшегося через World Serpent, первого релиза принёсшего DER BLUTHARSCH широкую известность. С тех пор вышло ещё два полноценных альбома: "The Pleasures Received in Pain" и " The Track of the Hunted" (дистрибьютером последнего стал германский Tesco) и около десятка малотиражных изданий и компиляций, найти которые можно лишь с большим трудом, если не заказывать их предварительно. Впрочем, даже если вам и удастся наткнуться на некоторые из них, скажем, на многочисленных интернетовских аукционах, то ещё не факт, что вы будете готовы выложить требуемую сумму (как правило, далеко не маленькую). Что ж, здесь уместно вспомнить слова оригинальных "блутхаршей": "Нет денег, нет и швейцарцев".
Начиная с первого CD музыка Альбина Юлиуса напоминает мужской вариант TMLHBAC. Сам автор заявляет, что ничего удивительного в этом нет, ведь в этих двух проектах за музыкальную часть отвечал именно он. Самым радикальным отличием является, пожалуй, то, что теперь ему пришлось и запеть. Вокальные достоинства его весьма спорны. Многие его поклонники считают, что лучше бы он никогда бы не открывал рот на сцене. Впрочем, как правило его голос и так едва различим на фоне тяжёлой металлической перкуссии и обильно используемых сэмплов, взятых из оперных арий, классических музыкальных произведений, старых радиопередач и популярных песен и маршей времён Второй Мировой. Иногда последние превращаются даже в отдельные музыкальные номера Например, в качестве первого трэка на "Der Sieg des Lichtes…" взята финская версия "Лили Марлен" "Lisa Pien", а предпоследний трэк на "The Track of the Hunted" - это финский же военный марш "Sotapojat Marssivat".
Тут следует сказать, что война и сопряжённое с ней насилие является одной из основных тем творчества Альбина Юлиуса. Другая - это красота, корни которой - в прошлом Европы. При соединении этих двух компонентов получим главную идею DER BLUTHARSCH - красоту войны и насилия и одновременно трагичность, заключённую в них; некую одержимость Антоновым огнём, очарованность пляской смерти.
"War goes on, never ending tragedy."
или
"Each man kills the thing he loves."
Деятельность этого музыкального проекта нередко спряжена со скандалами и двусмысленными ситуациями: попытка вместе с Бойдом Райсом из "NON" похитить мозг Бенито Муссолини; участие в туре вместе с DEATH IN JUNE и FIRE + ICE, в ходе которого в Лозанне (снова эта Швейцария) Дугласу Пирсу было запрещено выходить на сцену в связи с обвинениями в пропаганде нацизма.
С 1998 года DEATH IN JUNE по сути представляла собой DER BLUTHARSCH с пирсовским вокалом. Интересы этих музыкантов поразительным образом совпадали. По поводу их национал-социалистских симпатий существуют разные мнения, среди которых наиболее соответствующим действительности представляется чисто эстетическое отношение к этому историко-политическому феномену. Отсюда и страсть к имажерии Третьего Рейха, к тяжёлым ботинкам, сапогам, военной форме, крестам и каскам, монументам, скульптурным группам, знакам и т.д. Сам Альбин Юлиус говорит:
"Мой интерес лежит в области Второй мировой войны, потому что на сегодняшний день это наиболее близкий нам по времени тотальный хэппенинг, охвативший весь континент, в том числе и мою страну".
Достойные хэппенинги случаются не часто. Постарайтесь не пропустить концерт DER BLUTHARSCH в нашей стране. Ведь что бы там ни было, Альбин Юлиус на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых исполнителей "последней волны" в мире и, во всяком случае, самым продуктивным её представителем в Австрии (пожалуй, ещё только два австрийских проекта достойны упоминания в связи с музыкой такого рода: NOVY SVET и ALLERSEELEN). Упорно строит он ледяные фантомы минувшей Европы на залитом кровью снегу современности, а на горизонте видно пламя тотальной войны и курение дыма.
Как уже говорилось в начале, факелы "Священного огня" будут зажжены на сцене питерского клуба "СПАРТАК" 9 декабря. О музыке DER BLUTHARSCH можно ещё многое написать, но гораздо лучше её услышать. Концерт же рекомендуем посетить настоятельно. Второго случая может и не быть.
Так что спешите! Количество мест ограничено.
Сергей Некрасов
Ноябрь 2000 г.
(c) 2000 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 2000
..