GOTHIC FAQ
by Andrew 'Coroner' Narkevich v. 3.1
dated 16/VIII/98, updated 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Цель и Задачи данного FAQа.
6. Кто такие Готы, Готическая культура
FAQ составлен с единственной целью - внести хотя бы частичную
ясность в вопрос - что считать готикой. Данный FAQ не претендует на полную
достоверность и соответствие действительности, но он максимально приближен
к реальности и опять же максимально абстрагирован от личный пристрастий автора.
Также хотелось бы выразить благодарность следующим людям,
которые оказали помощь в работе над данным FAQ:
Дмитрий Толмацкий, Алексей Чулин,
В самом начале хотелось бы внести ясность в терминологию.
Готика - это огромный жанр, по большей части причисляемый к альтернативной
музыке, включающий такие абсолютно разные, как по звучанию, так и
по общей концепции, стили как gothic rock, darkwave, ethereal, etc.
В этом FAQ везде, где вы увидите слово "готика" без дополнений, имеется в
виду сам жанр готики, а конкретные стили уточняются отдельно (пример
"готик-рок").
Вопреки распространенному сейчас, и, к сожалению, абсолютно
ошибочному мнению, готика это не подвид doom metal, и не произошла от дума.
Корни готик-рока (а именно этот стиль и является первым среди все остальных
готических стилей) лежат в постпанке.
В этом FAQ вы найдете материалы по классификации практически всех
готических стилей, но нужно отдавать себе отчет в том, что классификация
это достаточно зыбкая и субъективная вещь - и хотя широко распространена
точка зрения о том, что сама идея классификации музыки порочна, я считаю
идею классификации по стилям очень полезной и правильной, хотя и довольно
непростой.
Вот что говорит по поводу классификации известный сайт
"Шесть причин, по которым группу можно назвать готической:
1. Музыка группы вписывается в один из готических стилей - их
музыка создает несколько жутковатое или сюрреалистическое настроение.
2. Тексты песен группы содержат готические темы (пример -
гротескные, загадочные или "опустошенные" тесты песен).
3. Члены группы выглядят как готы - носят только черные одежды.
4. Группа называет себя и/или свою музыку Готической - Они
выступают с другими группами, которые считаются готическими. Их композиции
выходят на готических сборниках.
5. Фирма грамзаписи, продавцы музыки или музыкальные журналисты
представляют эту группу как Готическую, по причинам обычно основывающимся
на вышеупомянутых четырех критериях. Однако, часто мотивацией для описания
группы как Готической, служит желание выгодно продать музыкальный продукт,
и в таком случае ни один из четырех вышеупомянутых критериев может не
приниматься во внимание.
6. Наиболее шаткий критерий, для того чтобы описать группу как
Готическую - то, что люди называющие себя Готами, слушают эту группу. Это
не делает группу готической, но убеждает множество людей в том, что
группа является таковой, в не зависимости от того удовлетворяют ли они
хотя бы одному из упомянутых критериев."
Хотя некоторые из данных критериев выглядят достаточно комично,
следует уделить некоторое внимание каждому из них. С критерием N 1. вы
сможете разобраться ознакомившись с пунктами 5.1 - 5.13 FAQ - обычно
классификация по данному критерию идет на уровне аналогий - сравнивая
звучание коллектива с уже известными, четко классифицированными группами.
Хотя фактор создания настроения тоже немаловажен - но он, к сожалению, не
может являться критерием в данном вопросе. Пункт N 2. достаточно размыт -
действительно Готика один из немногих жанров западной музыки, где тексты
песен имеют далеко не последнее значение, и очень часто на них делается
особый акцент, но существует немало других стилей, с мрачной лирикой, да и
у самих готов далеко не всегда подобная лирика, хотя иногда тексты являются
решающим фактором для классификации коллектива как gothic. Критерий N 3.
с первого взгляда достаточно комичен - мало ли кто одевается в черное? но
в действительности, то, что участники группы являются готами - 100%
критерий для причисления группы к "Готическим" - естественно под "готом"
имеется в виду далеко не просто "черные одежды", а целый комплекс
параметров отчасти описанный в пунктах 6. и 6.1 данного FAQ. Я несколько не
согласен с формулировкой критерия N 4. то, что группа называет себя
готической, совсем не значит что она выступает с другими gothic
коллективами и выходит на gothic компилейшенах. И зачастую группы сами
называющие себя 'gothic' имеют к данному жанру весьма отдаленное отношение.
Пункт 5. тоже не совсем корректен, смешивая в одну кучу музыкальных
критиков и фирмы грамзаписи, не учитывая то, что вторые преследуют
преимущественно коммерческие интересы. Хотя замечание насчет лэйблов очень
важно - дело в том, что существует немало лэйблов, специализирующихся
только на готической музыке (Например
Естественно я отдаю себе отчет, что подобная система классификации
выглядит не очень привлекательно, но к сожалению в gothic далеко не
всегда можно обойтись одними "музыкальными" критериями.
В самом конце семидесятых/начале восьмидесятых часть постпанковых
групп с довольно оригинальным звучанием уже перестали вписываться в рамки
существовавших музыкальных течений, и ,как следствие, журналисты стали
придумывать для этого музыкального явления различные термины - так и было
придумано название Gothic Rock. Скорее всего впервые термин Gothic Rock был
использован на BBC в 78 году для описания
музыки JOY DIVISIN,
позднее, в 79 году, этот термин был "раскручен" газетой "New Musical Express" -
для описания сингла
Первой готик-рок группой считается
4.3 - Gothic Rock (Современный)
Несмотря на обилие ранних gothic rock групп на современный
готик-рок оказали влияние далеко не все из них. Наиболее очевидны влияния
К сожалению в этом вопросе нет единого мнения - существует две
полярные точки зрения - некоторые считают, что ethereal возник благодаря
gothic rock, другие говорят о том, что никакого отношения к gothic rock
данный стиль не имеет - обе точки зрения имеют право на существование, и
я попытаюсь описать их. Дело в том, что очень сложно определить первый
gothic ethereal коллектив или альбом, но, если обратить внимание на то,
что говорят большинство современных ethereal коллективов в интервью о том
"кто оказал на них наибольшее влияние" - то явно видно что самый часто
упоминаемый коллектив это
Если мы будем говорить о darkwave в изначальном понимании термина - то
основателями darkwave без сомнения являются
Synth Gothic - это готическая музыка c элементами Synthpop
и New Romantic звучания. Родоначальники направления это
В связи с "размытостью" термина не очень понятно что брать за основу,
но если говорить о феномене dark folk или apocalyptic folk можно прийти
к выводу, что основателями все же являются
Общепринято первой gothic metal группой считаются Creaming Jesus,
коллектив, внедривший подобное звучание в середине восьмидесятых, но
они несколько опередили свое время, и не оказали решающего влияния
на развитие стиля. В начале 90-х готам пришлось открывать для себя
металлическое звучание заново. Металлические "элементы" встречались
у многих gothic rock групп в самом начале 90-х -
В последнее время готика стала по настоящему самобытным, не похожим
ни на что другое, музыкальным жанром. Поэтому с классификацией тоже не все
так просто. В тех случаях, где нет определенного, устоявшегося мнения, я
буду на это указывать специально. Не смотря на то, что я считаю, что словами
нельзя дать даже отдаленное представление о музыке, я все-таки попытаюсь
"описать" музыку каждого из стилей и привести примеры. В этом разделе могут
быть повторения со вторым разделом.
Также следует принять во внимание, что классификация - достаточно
гибкая и субъективная вещь, и нередко одна и та же группа попадает в разные
категории.
5.2 - Proto Gothic Rock (Postpunk)
Как уже было сказано выше, корни готик-рока лежат в постпанке.
Своим возникновением готик-рок обязан в первую очередь
Рекомендуются к прослушиванию - Joy Division '79 "Unknown Pleasures", Joy Division'80 "Closer", Bauhaus "Mask" (p)81, Bauhaus "The Sky's Gone Out" (p)82.
Как я уже упомянул в разделе 4.2, разумно разделить ранний готик рок
на две части - постпанк группы, ставшие популярными/появившиеся на готической
волне и причисляемые к готике - Southern Death Cult, Skeletal Family,
Рекомендуются к прослушиванию - Skeletal Family "Burning Oil" (p)83, Sex Gang Children "Song & Legend" (p)83, Specimen "Batastrophe" (p)83, Sisters of Mercy "First And Last And Always" (p)85, Sisters of Mercy "Floodland" (p)87, The Mission "Gods Own Medicine" (p)86, Fields of the Nephilim "The Nephilim" (p)88, X-Mal Deutschland "Fetisch", X-Mal Deutschland "Tocsin".
5.4 - Gothic Rock (Современный)
Современный готик рок довольно разнообразен, и, в принципе, довольно
сложно придумать какой-либо общий критерий для современных готических групп.
Если подавляющее большинство ранних готических групп были из Англии, то
на современный готик рок накладывает оттенок и места происхождения групп.
Сейчас в мире три основных gothic сцены - Германия, Англия и США, gothic
rock коллективы из разных стран несомненно имеют свои особенности в
звучании. Я попытаюсь привести примеры наиболее интересных и известных современных
готик рок групп, это -
Рекомендуются к Прослушиванию - Faith & the Muse'96 "annwyn, beneath the waves", Die Laughing'95 "Glamour & Suicide", Rosetta Stone'93 "Adrenaline", The Wake'93 "Masked", Inkubus Sukkubus'95 "Heartbeat of the Earth", London After Midninght'95 "Selected Scenes from the End of The World", Nosferatu'96 "Prince of Darkness", Corpus Delicti'96 "Sarabands", Sunshine Blind'95 "Love the Sky to Death", Giant's Causeway'96 "New Light".
Своим появлением стиль Ethereal обязан одному из самых влиятельных независимых
музыкальных лэйблов - британскому 4AD, который был основан в 1980 году Ivo
Watts-Russell. Руководствуясь своими личными вкусами Ivo "открыл" многих
исполнителей, которые позднее стали культовыми не только в рамках готической
музыки, но и для современной музыки в целом - BAUHAUS, THE BIRTHDAY PARTY,
COCTEAU TWINS, DEAD CAN DANCE, Lydia Lunch, PIXIES, THROWING MUSES, THE
WOLFGANG PRESS, X-MAL DEUTSCHLAND. Точно неизвестно, в каком году и при каких
обстоятельствах название ethereal утвердилось в виде названия музыкального
стиля, однако общепринято родоначальниками жанра считаются три коллектива с
4AD - COCTEAU TWINS, DEAD CAN DANCE и THIS MORTAL COIL. COCTEAU TWINS и DEAD
CAN DANCE вышли из пост-панк среды, однако их дальнейшее развитие пошло
различными путями - сформировав две различных ветки внутри ethereal стиля.
COCTEAU TWINS начиная с первого альбома "Garlands" (1982) ориентировались на
мягкий, меланхоличный рок, с медленными гитарными переборами - делая основной
акцент на харизматичном вокале Элизабет Фрэйзер, дальнейшее развитие их
музыкальные идеи получили на альбоме "Treasure" (1984). DEAD CAN DANCE
дебютировали одноименным альбомом, на котором были отчётливо слышны
пост-панковые влияния группы, однако уже начиная с сингла "Garden of the
Arcane Delight" (1984) и второго альбома "Spleen and Ideal" (1985) их музыка
приобретает более эзотерический оттенок - сочетая элементы нео-классики и
этнической музыки. Третий коллектив, оказавший явное влияние на развитие
стиля - THIS MORTAL COIL, по сути является "сборной" 4AD, собранной лидером
проекта Ivo Watts-Russel. В записи альбомов "It'll End in Tears" (1984), "
Filigree & Shadow" (1986) и "Blood" (1991) принимали участие музыканты
COCTEAU TWINS, SIOUXIE AND THE BANSHEES, DEAD CAN DANCE, X-MAL DEUTSCHLAND,
COLOURBOX, THE WOLFGANG PRESS, DIF JUZ, PIXIES, THROWING MUSES, etc. Общим у
этих трех групп было наличие доминитрующего женского вокала - именно этот
элемент и является основным признаком стиля.
Ветвь меланхоличного этереального рока развивается в основном в Америке и в
Англии, частично пересекаясь с волной музыкального стиля названного shoegazer
- это забавное название появилось благодаря музыкальной прессе, отметившей
манеру музыкантов играть на гитаре опустив голову - как бы разглядывая свои
ботинки (shoes). В 1983 году в Америке был образован лэйбл Projekt, который
стал основным "рассадником" этриального рока в начале 90-х, и поныне остаётся
самым активным лэйблом выпускающим музыку в стиле ethereal. Этот лэйбл
является родным для групп ATTRITION, AUDRA, BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL, FAITH
& DISEASE, LOVE SPIRALS DOWNWARDS, LYCIA, MIRA, SOUL WHIRLING SOMEWHERE, UNTO
ASHES, многие из которых продолжают традиции ethereal от COCTEAU TWINS.
Небольшим, но активным лэйблом занимающимся ethereal является Middle Pillar
Present - THE MACHINE IN THE GARDEN, THE MIRROR REVEALS, SUMERLAND, THE
CHANGELINGS. Кроме того, стоит упомянуть американский лэйбл Tess,
существовавший в середине/второй половине 90-х, на котором выходили такие
ethereal rock группы как FAITH & THE MUSE, TRANCE TO THE SUN, THIS ASCENTION.
Другая ветвь ethereal - взявшая за основу нео-классическую и этническую
музыку, сформировавшаяся под влиянием DEAD CAN DANCE, развивалась в основном в
континентальной Европе. В 90-х основной движущей силой европейского ethereal
стал немецкий лэйбл Hyperium, где поселилось большое количество ethereal
проектов. Чаще всего эти группы не использовали живые инструменты, а создавали
своего рода стилизации под классическую музыку, используя электронные
инструменты, однако акцент на высоком женском вокале оставался неизменным.
Такие группы с Hyperium как STOA, LOVE IS COLDER THAN DEATH, CHANDEEN, ELEVEN
SHADOWS, SPEAKING SILENCE, CLAIRE VOYANT, STELLA MARIS, COLLECTION
D'ARNELL-ANDREA становятся популярными в том числе и благодаря серии сборников
"Heavenly Voices" (нередко название этой серии используется как обозначение
стиля, равнозначеное ethereal).
К сожалению, в конце 90-х начинается период упадка ethereal - появляется всё
меньше новых групп, исполняющих музыку в этом жанре, закрываются лэйблы
Hyperium и Tess. В настоящее время часть ethereal коллективов нашла приют на
главном немецком готическом "мэйджоре" Trisol - NON COMPOS MENTIS, IMPRESSIONS
OF WINTER, OPEHLIAS DREAM, PILORI, а единственным крупным европейским лэйблом
специализирующемся преимущественно на ethereal музыке сейчас является
французский лэйбл Prikosnovenie - на нём издаются CAPRICE, COLLECTION
D'ARNELL-ANDREA, FLEUR, Louisa John-Krol, JACK OR JIVE, LES SECRETS DE
MORPHEE, DAEMONIA NYMPHE. Несколько групп поселилось на шведском Cold Meat
Industry - ARCANA, GOTHICA, NOVA. Некоторые ethereal группы выпускают свои
альбомы самостоятельно, например как британцы IN THE NURSERY.
Несмотря на то, что стиль окончательно не умер, особой активности в нём не
наблюдается и пока ничто не предвещает его возрождения. Однако до сих пор
ethereal музыка имеет круг преданных поклонников, многие из которых считают
этот стиль "чистой готикой".
Рекомендации к прослушиванию: COCTEAU TWINS "Treasure", COCTEAU TWINS
"Garlands", DEAD CAN DANCE "Within the Realm of a Dying Sun", THIS MORTAL
COIL "Filigree & Shadow", LYCIA "The Day in the Stark Corner", BLACK TAPE FOR
A BLUE GIRL "Ashes in the Brittle Air", STOA "Urthona", LOVE IS COLDER THAN D
EATH "Teignmouth".
В принципе дарк/блэк эмбиент не является готическим стилем, а скорее
эмбиент/индустриально/электронным, но он довольно тесно связан с готикой.
Дарк Эмбиент это эмбиентная (в задачу данного FAQа не входит
объяснение того, что такое эмбиент, но грубо говоря эмбиент это
специфическая форма музыки основной задачей которой является создать некое
настроение, эта музыка скорее "обволакивает", и часто не использует такие
обязательные составляющие других музыкальных стилей как мелодия или ритм,
примером классического эмбиента является Brian Eno (Ambient 1,2,3,4))
по своей структуре музыка создающая довольно мрачное настроение. Часто
выделяют black ambient - музыку сходную по идеологии с black metal (часто
это сайд проекты различных black metal групп). На Дарк Эмбиенте
специализируются многие лэйблы, но самый известный из них -
Рекомендуются к прослушиванию - Raison D'Etre'95 "Within the Depths of Silence and Phormations, Mortiis'95 "Keiser av en Dimensjon Ukjent", Aghast'95 "Hexeri im Zweilicht", Ildfrost'94 "Autumn Departure", Pazuzu'95 "And All Was Silent".
Ситуация с этим стилем довольно запутанная. Изначально так называли
мрачную электронную музыку с обилием сэмплов, довольно ритмичную. Например
Phallus Dei,
Рекомендуются к прослушиванию - Phallus Dei'96 "Luxuria", Deine Lakainen'93 "Forest Enter Exit", Deine Lakainen'96 "Winter Fish Testosterone", Mordor "Cseithe", Rosetta Stone'95 "Tyranny of Injaction", The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud "A New Soldier...", Die Verbanten Kinder Eva's'95 "Die Verbanten Kinder Eva's"
Данный раздел повествует об очень скользкой теме - тут мнения часто
расходятся, но я постараюсь разъяснить все как можно точнее.
Данный стиль похож на synthpop и new romantic - электронная мелодичная
музыка, часто с использованием различных сэмплов, спокойная,
и по стилистике ближе всего к synthpop, но с обязательным присутствием
элементов и приемов готического исполнения.
Примеры -
Рекомендуются к прослушиванию - Clan Of Xymox "Clan of Xymox" (p)85, "Medusa" (p)86, The Frozen Autumn "Fragments Of Memories" (p)98, "Emotional Screening Device" (p)02, La Floa Maldita "L'oasis" (p)96, Derriere Le Miroir "Thieves & Kisses" p(96), Qntal "Qntal II" (p)95
Теперь к еще более запутанному вопросу - Готик Фолком часто
называют большинство групп с
Рекомендуются к прослушиванию - Current'93 "Thunder Perfect Mind", Sol Invictus "The Death of the West", Sol Invictus'95 "In the Rain", Fire & Ice'94 "Guilded by the Sun", Merlons of Nehemiah'95 "Romanoir", Merlons of Nehemiah'96 "Cantoney", The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud'97 "The Smell of Blood But Victory", Sopor Aeternus'95 "Todeswunsch", Dark Reality'97 "Oh Precious Haze Pervade the Pain", Ordo Equitum Solis'95 "Hecate", Ataraxia'94 "Simphonia Sine Nomine".
Под medieval в академическом смысле этого слова понимается историческая
реконструкция музыки средневековья на основе аутентичных транскрипций, с
использованием соответствующих эпохе музыкального строя, инструментов,
аранжировок и т.п. - такое исполнение, как правило, называют "исторически
информированным" (historically informed performance). Medieval в этом смысле
является разновидностью жанра "ранней музыки" (early music), куда относятся,
помимо средневековья, и другие эпохи: от античности до барокко (XVII - XVIII
века). Среди наиболее заметных исполнителей в области "академического"
medieval можно назвать Thomas Binkley, Rene Clemencic - руководителя Clemencic
Consort и ряда других ансамблей; такие коллективы как Sequentia, Gothic
Voices, Hilliard Ensemble, Ensemble Organum, Ensemble Gilles Binchois,
Ensemble Unicorn, Ony Witars, Sarband, Vox, Estampie, Freiburger Spielleyt,
Sinfonie, Anonymous 4, и многие другие. В СССР пионерами early music были
ансамбли "Мадригал" (Москва), Musica Antiqua (Львов) и Hortus Musicus
(Эстония).
Начиная с ранних 90-х, благодаря росту интереса молодежи к средневековой
культуре, наблюдается выход стиля за пределы академической сцены. Прежде
всего, medieval начинает широко исполняться на многочисленных средневековых
фестивалях, в которых, помимо музыкантов, принимают участие также
военно-исторические клубы, устраивающие показательные бои и турниры,
реконструкторы костюмов, и просто молодые люди, интересующиеся историей.
Соответственно меняется репертуар: происходит отход от церковных хоралов в
пользу более чувственной "куртуазной" (придворной) и народной музыки.
Некоторые молодые исполнители данного жанра, таких как Estampie или Sarband,
представлены и на "темной сцене".
В более широком (и менее строгом) смысле, говоря о medieval, подразумевают
любую, в основном современную, музыку, с элементами средневековья. Такое
сращивание medieval с популярными современными жанрами началось на рубеже
80-х и 90-х годов на волне растущего интереса к средневековой культуре в
европейском обществе и породило веер стилей, различающихся по степени
соотношения древнего и современного.
Прежде всего, естественно, элементы early music проникли в неофолк, что
породило такие коллективы, как итальянские Ataraxia и Camerata Mediolanense и
немцев Сorvus Сorax. Стилистическая разница не всегда ощутима: неофолк -
музыка без строгих канонов, исполняемая на сочетании народных, классических и
старинных инструментах и, как правило, в современном музыкальном строе.
Исполняются как современные переработки популярных старинных пьес, таких как
"Saltarello" или "In Taberna", так и авторские сочинения, стилизованные под
средневековье или ренессанс.
Непосредственное отношение к готике имеет такое нетрадиционное направление как
гибрид средневековой музыки с современной клубно-танцевальной электроникой:
Qntal, Helium Vola, Lux Obscura, O Quam Tristis, поздние Corvus Corax - такую
музыку часто называют medieval-darkwave или electro-medieval. Ярким примером
этого направления может служить проект Qntal, соединяющий средневековые
традиции с электронным синтезаторным саундом.
"Нашествие металлистов" на готическую сцену во второй половине 90-х коснулось
и этого стиля. В результате образовался ряд групп, в исполнении которых
средневековая музыка и старинные инструменты сочетается с жестким
индустриально-металлическим гитарным саундом. Прежде всего следует назвать In
Extremo и Tanzwut, а также их более металлизированных "коллег по цеху" -
Subway to Sally, Saltato Mortis, Schmandmaul, Stille Volk и т.д.
В целом, для medieval из-за богатства традиций, используемых средств и их
порой немыслимых сочетаний очень трудно описать все существующие направления
стиля. Используются и вокальные или хоровые традиции различных средневековых
школ, и жанр баллады, и многое другое.
С середины 90-х прослеживается слияние готической и средневековой сцены,
сообщества. Прежде всего, это проявилось в появление такой разновидности
готов, как antiquity goth. Многие medieval- и кроссовер-ансамбли выступают на
фестивалях типа Wave Gothic Treffen, участвуют в совместных работах с gothic-
и darkwave-музыкантами. Начиная с 1996 г. выпускается серия сборников Miroque
(mittelalter-barock-gothic compilation), которую в настоящее время издает
лейбл Totentanz. Параллельно происходит бурное развитие стиля как в
количественном, так и в качественном плане, появляется множество новых
групп.
Ведущими лейблами, специализирующимися на "академических" medieval-альбомах и
вообще early music, являются Harmonia Mundi - филиал концерна BMG, и
британский Hyperion. Из числа менее "мажорных" лейблов следует назвать Arte
Nova, Christophorus, Naxos. В свою очередь, electro-medieval или crossover,
как правило, издается на различных darkwave/industrial/metal-лейблах, среди
которых можно отметить Chrom Records.
Среди российских исполнителей medieval можно назвать Марию Батову, ансамбли
Зеленые рукава, Avis Dei, Drolls, Laterna Magica, Longa Brevis, Musica
Radicum, Universalia in Re, а из музыкантов ближнего зарубежья -
Rondellius (Эстония) и Стары Ольса (Белоруссия).
Рекомендуемые альбомы и исполнители:
1. Medieval.
Sequentia "Hildegard von Bingen. Voice Of The Blood" - Harmonia Mundi, 1994
Ensemble Organum "Polyphonie Aquitaine du XIIe siecle. St.-Martial de Limoges" - Harmonia Mundi, 1998
Clemencic Consort "Carmina Burana" - Harmonia Mundi, 1990
Ensemble Gilles Binchois "Le Jugement du Roi de Navarre. Machaut: Ballades, motets, virelais et textes dits" - Cantus, 1994
Sarband "Music of the Emperors / Musik der Konige" - Jaro, 1992
Estampie "Crusaders (In nomino Domine)" - Christophorus, 1996
Ensemble Unicorn "The Black Madonna. Pilgrim Songs from the Monastery of Montserrat (1400-1420)" - Naxos, 1996
2. Medieval-darkwave, electro-medieval
Qntal "Qntal II" - Gymnastic classX, 1995
O Quam Tristis "Funrailles des Petits Enfants" - Audioglobe, 2000
Helium Vola "Helium Vola" - Chrom Records, 2001
Corvus Corax "Seikilos" - Pica Records, 2002
3. Medieval/industrial/metal crossover
Subway to Sally - MCMXCV - Stars In The Dark, 1995
In Extremo -Verehrt und Angespien - Mercury, 1999
Tanzwut - Ihr Wolltet Spass - Pica Records, 2003
Этот стиль не является готическим, но некоторые группы относимые
к нему имеют отношение к готической субкультуре и популярны у аудитории
слушающей остальные готические стили. Данный стиль представляет собой
музыку исполняемую на классических инструментах по канонам классической
музыки, примеры -
Рекомендуются к прослушиванию - Amber Asylum'96 "Frozen in Amber", Anchorage'96 "The Bleak Wooden Tower", Le Orchestre Noir'97 "Cantos", Elend'96 "Les Tenebres Du Dehors", Tony Wakeford'96 "Cupid & Death".
Gothic Metal, так же как и darkwave, является пограничным стилем,
соединяющим в себе gothic и metal элементы. Общепризнанно первой gothic
считаются Creaming Jesus, но их звучание несколько нехарактерно для
того, что сегодня имеют в виду под термином gothic metal. Однако
gothic metal это не просто процесс "оготичивания" металлистов, или
наоборот - это двухсторонний процесс, в котором задействованы как gothic
так и metal коллективы. Я вижу две четкие формации - готы (группы из
goth субкультуры) с утяжеленным звучанием, и металлисты с элементами
готики, рассмотрим обе формации.
Готы с металлизированным звучанием играют утяжеленную версию готик рока,
вместо привычных для goth rock драм машин преимущественно используются
живые ударные, гитарные партии приближены к металлу, хотя сильный налет
готик-роковости в оных по прежнему сохраняется, вокал обычный, характерный
для gothic rock, часто используется бэк вокал (женский) - достаточно
нехарактерный элемент для современного gothic rock, где обычно используется
только один вокал. В 90-х готы уже заново открывают для себя metal звучание
- элементы металла встречались у многих goth групп 90-x:
Металлисты с элементами готики обычно являются экс-doom metal группами,
которые пытаются исполнять gothic rock в металлическом ключе - их музыка
очень далеко ушла от doom и doom-death, в сторону gothic rock - используются
характерные для gothic rock драм машины (хотя и живые ударные тоже нередки),
гитарные партии близки к gothic rock, используются практически все стандартные
gothic rock ходы, вокал опять же близок к gothic rock, и growling вокал
встречается крайне редко, очень популярен женский бэк вокал и клавишные.
Первые ярко выраженные gothic metal альбомы (будем говорить о альбомах, так
как _все_ известные металлические gothic metal коллективы ранее играли другую
музыку - преимущественно doom/death) появились около 95-го года. Хотя были
и более ранние коллективы, которые называли gothic metal - например
Рекомендуются к прослушиванию - Creaming Jesus'94 "Chaos for the Converted", Lacrimosa'95 "Inferno", Dreams of Sanity'97 "Komodia", The Gathering'95 "Mandylion", My Dying Bride'93 "Turn Loose the Swans", Paradise Lost'97 "One Second", Cemetary'96 "Sundown", Pyogenesis'95 "Twinaleblood", Lake of Tears'97 "The Crimson Cosmos", Crematory'97 "Awake".
5.13 - Ethno Gothic - существует ли он?
Ethno Gothic часто называют
Рекомендуются к прослушиванию - Dead Can Dance'88 "The Serpent's Egg", Dead Can Dance'93 "Into the Labyrinth".
6. Кто такие Готы. Готическая Культура
Готы (конечно не те, которые варвары, а поклонники готик-рока) - люди, для которых готик-рок (готика) стала стилем жизни. Эта субкультура сформировалась в середине восьмидесятых и с тех пор органично развивается вместе с готической музыкой. Она включает в себя общий стиль одежды (и внешности в целом), литературу, музыку и увлечения. По всей видимости это наиболее "комплексная" субкультура из всех существующих: если для "металлистов" объединяющим фактором служит только музыка, и металлист не слушающий metal это нонсенс, то у готов ситуация совсем другая: объединяющими факторами являются музыка, проза, поэзия, имидж, арт, etc, например в internet готически-поэтических страничек не намного меньше чем музыкальных. К сожалению, учитывая все плюсы субкультуры, у нее есть и не мало минусов - в первую очередь множество клише и табу, которые матерые готы стараются соблюдать, да и некоторая доля "показушности" в оной присутствует.
Грубо утрируя можно сказать, что готы ходят только в черном или
пурпурном, обожают серебряные украшения и фактически поголовно (в том
числе и лица мужского пола) пользуются косметикой - ногти, выкрашенные
черным лаком, обведенные черной краской глаза - это нормально для готов
обоих полов. Готический имидж возник в первую очередь благодаря постпанк
группам - родоначальникам готик-рока -
Культовую популярность среди готов приобрели готические фильмы начала века - Nosferatu, The Cabinet of Dr. Caligari, Vampyr, Dracula, также готическими считаются почти все современные фильмы про вампиров, причем вопреки широко распространенному заблуждению фильмы про вампиров далеко не всегда являются фильмами ужасов - Interview with the Vampyre, Nadja, The Addiction, The Hunger, Bram Stocker's Drakula - характерные примеры. Также готическими часто называют фильмы с готическими, депрессивыми, гротескными декорациями, сюжетом - Bladerunner, The Crow, etc...
Традиционно готическими авторами считаются классики horror/suspence - Alan Edgar Poe, H.P. Lovecraft, Mary Shelly, Bram Stoker, и современные авторы - Anne Rice, Storm Constantine, etc...
6.4 - Ситуация с Готической культурой (музыкой) в России
С сожалением вынужден констатировать факт, что ситуация практически
нулевая. Готы у нас водятся, но в единичных экземплярах, некоторое количество
готических групп существует (в основном gothic folk направленности), мне известны
следующие группы и исполнители:
После каждого из разделов по стилям идут рекомендации по альбомам. Это не лучшие и не худшие альбомы этих групп, но мы надеемся что именно эти альбомы дадут вам наилучшее представление об описываемом стиле. Также рекомендуются следующие сборники от лейбла Cleopatra Records: "Gothic Rock", "Gothic Rock II", "Gothic Rock III", "Gothik", "In Goth Daze", "Goth Box".
В Москве это Горбушка, "Пурпурный Легион", "Трансильвания", рок-магазины.
Великолпную книгу "Gothic Rock Book" авторства Mick Mercer (Cleopatra Rec): множество великолепных фотографий, много полезного материала.
В первую очередь рекомендуються следующие FAQи:
alt.gothic FAQ - общий FAQ по готике
uk.people.gothic FAQ
но все вышеперечисленные FAQи крайне скудны по части музыкальной
информации и больше посвящены тому как выкрасить волосы в черный цвет и
так далее.
Также интересен (в первую очередь благодаря огромному количеству
полезных и интересных линков) следующий сайт:
Также вы сможете найдти много различных линков в разделах
Links и Bands Links на нашем сайте
Мы с удовольствием примем и рассмотрю любые дополнения и исправления.
(c) 2006 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..