Это рассказ о посещении коллективом Russian Gothic Project крупнейшего мирового gothic фестиваля и о крахе оного мероприятия. Но не буду забегать вперед - сначала немного предыстории.
Готические фестивали - уникальное явление gothic культуры, имеющее мало аналогий c обычными музыкальными фестивалями, на которые народ съезжается только чтобы посетить концерты групп. Gothic фестивали обычно включают множество различных мероприятий - от концертов групп и клубных party до литературных чтений и художественных выставок. Но главное - подобные мероприятия дают уникальную возможность пообщаться "в живую" огромному количеству людей из разных стран. Крупные готические фестивали существуют практически во всех странах с развитой gothic культурой - в США это Convergence, в Польше - Castle Party, в Англии - Whitby Gothic Weekend, но самый крупный gothic фестиваль в мире - Лейпцигский Wave Gotik Treffen, в 2000 году проходивший в 9-й раз. Первый раз я попытался посетить gothic фестиваль два года назад - тогда мой выбор пал на Английский Whitby Gothic Weekend, но случившийся в том году глобальный кризис российской экономики стал причиной, по которой английское посольство отказало мне во въездной визе. Год спустя аналогичная попытка была предпринята уже не мной одним, а целым коллективом Russian Gothic Project, и в 1999 году мы (я, Chthon, Brains Strained, Wraith и Максим Михалев) посетили восьмой Wave Gotik Treffen в Лейпциге, мероприятие просто сразило нас - мало того, что мы посетили концерты DIAMANDA GALAS, IN EXTREMO, STILL PATIENT?, THE LAST DANCE, INKUBUS SUKKUBUS, CAT RAPES DOG, EVILS TOY, FUNKER VOGT, PROJECT PITCHFORK, THO-SOO-AA, FEINDFLUG, NOCTURNAL EMISSIONS, DEUTSCH NEPAL, SORROW, ATARAXIA, GOETHES ERBEN, BACKWORLD, HAGALAZ RUNEDANCE, CAMERATA MEDIOLANENSE, FIRE+ICE, KIRLIAN CAMERA, EVA O, CREATURES, INERTIA, NOSFERATU, ELESDE, L'AME IMMORTELLE, STOA и многих других, но мы впервые окунулись в атмосферу настоящего готического фестиваля, когда на улицах Лейпцига готов было больше чем "обычных" людей и персонажи в синих джинсах и белых футболках воспринимались как экзотика. К сожалению, по моей вине, в том году отчет о фестивале так и не появился на нашем сайте, но для нас уже не стоял вопрос, что мы будем делать в июне 2000 - для всех нас, посетивших в тому году Wave Gotik Treffen, поездка на WGT 2000 была делом решенным. Более того - мы приложили немалые усилия чтобы о WGT в России узнало как можно больше людей и наши усилия (к сожалению) не прошли даром - в этом году в Лейпциг приехало немало людей из России, Белоруси, Болгарии, которые узнали о фестивале по нашему сайту.
В этом году мы подготовились к поездке заранее, при помощи туристической фирмы "Альтус", мы подыскали себе отель в центре Лейпцига, забронировали авиабилеты и заблаговременно получили шенгенские визы.
7 июня (среда)
В половину седьмого утра шесть участников Russian Gothic Project встретились в аэропорту Шереметьево-2, это были Chthon, Olly, Максим Михалев, Braines Strained, Claire и я, седьмой участник поездки - Wraith, поехал в Лейпциг на поезде через Варшаву. Без эксцессов пройдя таможенный контроль (попутно Chthon успел прочитать маленькую лекцию о gothic subculture девушке на паспортном контроле), мы погрузились в самолет. Успешно приземлившись в Берлине в районе девяти утра (-2 часа от Московского времени), первым делом мы отправились на ж/д вокзал и сдали вещи в камеры хранения, выяснив время отправления поезда на Лейпциг (около шести часов вечера), мы отправились гулять по Берлину, собственно гуляние совмещалось с готическим шоппингом - в первую очередь был посещен знаменитый магазин X-tra Gothic, где некоторые из участников поездки зависли не на один час. Claire и я пошли гулять по восточному Берлину, разглядывая кирхи в районе Alexanderplatz, вдоволь нагулявшись мы отправились в западную часть Берлина в основной немецкий фетиш/готик бутик Hautnah, и в условленное время встретились с остальными на вокзале. Поездка в Лейпциг заняла два часа и уже в десять вечера мы мирно пили пиво в центре города. На горизонте еще пока не наблюдалось большого скопления готов - мы были одними из первых прибывших.
8 июня (четверг)
На сайте WGT было заявлено, что продажа билетов начнется с 10 утра и что билеты можно будет приобрести не только в Werk II и Agra Halle (основные концертные площадки фестиваля), но и прямо на центральном вокзале Лейпцига. Около полудня мы отправились на вокзал и с удивлением не обнаружили там обещанной точки по раздаче билетов - выход оставался один - отправится в Werk II, где мы покупали билеты в прошлом году. На вокзале уже начало ощущаться приближение фестиваля - из поездов вываливались небольшие кучки готов, пока еще в боевом походном виде - с палатками и огромными рюкзаками. Погрузившись в трамвай, мы поехали в Werk II, однако, как только мы вылезли из трамвая на нужной остановке, мы столкнулись нос к носу с эффектным dark punk с метровым ирокезом, известившим о том, что в Werk II нет билетов на фестиваль и что нужно ехать дальше в Agra Halle (находится на самом юге города). Когда мы доехали до Agra, то обнаружили там толпы готов, бродившие около касс, которые были закрыты - как выяснилось кассы должны были открыться только в три часа дня, так как до этого оставалось еще немало времени мы отправились назад в центр города и посетили филиал Берлинского Hautnah, где народ примерял всякие готические и фетиш
одежки, а я в это время случайно отловил на улице Spider B (кстати наш соотечественник - Борис Тумаев) и BadBat - создателей Швейцарской gothic ассоциации Sanctuary, мило поболтав с ними о перспективах WGT, я дождался остальных RGP-шников и мы разделились - я и Chthon отправились получать журналистские аккредитации в Renaissance Hotel, где находился пресс центр фестиваля, а остальные поехали в Agra Halle за билетами. Мы прибыли в пресс центр и попутно пообщавшись с представителями различных готических media и набрав промо-дисков из специального ящика мы получили наши долгожданные карточки "пресса". Созвонившись с нашими друзьями, все еще ожидавшими в очереди за билетами, мы тоже направились в Agra Halle - прибыв туда мы узнали, что остальные познакомились с кучкой белорусских готов, а также нашли несколько русских готов живущих в Германии. Тем временем мы занимались главным готическим занятием - разглядыванием других готов, хотя действительно колоритных личностей пока еще было мало. Стояние в готической очереди занятие не из легких - для нас оно заняло всего три часа да и то исключительно благодаря тому, что белорусские готы, с которыми мы познакомились, приобрели нам билеты. Приобретя билеты мы направились в отель где немножко отдохнув мы выбрались на ночную прогулку по Лейпцигу.
9 июня (пятница)
Собственно первый день фестиваля. С утречка мы с Chthon-ом отправились в пресс-центр дабы выяснить распорядок пресс конференций на последующие четыре дня. Запланированных пресс конференций было достаточно много, но большая часть с какими-то неизвестными нам (судя по всему металлическими) коллективами - из всего списка нас заинтересовали только пресс конференции LACRIMOSA, DAS ICH, TANZWUT, TIAMAT и MERLONS, так как выяснилось, что пресс конференция LACRIMOSA будет в три часа дня, мы немного побродили по городу и в назначенное время вернулись в пресс-центр (остальные направились в Agra Halle). Пресс конференция проходила очень смешно - в зале набралось штук 50 журналистов, которые ожидали прибытия Tilo Wolff около получаса, но когда он все же появился и дружелюбно предложил задавать вопросы - ни одного не последовало! Только пригрозив покинуть пресс конференцию Tilo вынудил нескольких журналистов задать ему вопросы (честное слово - если бы у нас были бы вопросы к Lacrimosa - мы бы их с удовольствием задали бы). Первым делом фронтмен Лакримозы заявил о том, что фестиваль очень плохо организован, что он вообще не уверен состоится ли сегодня выступление Lacrimosa и что несмотря на то, что их выступление на WGT 2000 рекламировалось как Lacrimosa в
сопровождении оркестра, у самой группы таких планов не было и не понятно как появилась такая информация. Собственно сами заданные вопросы были достаточно банальны (вы их можете прочитать в любом интервью LACRIMOSA) и приводить их здесь нет никакого смысла. Буквально через 15 минут лидер самой популярной в России gothic группы попрощался и покинул зал. Так как все дальнейшие мероприятия этого дня должны были проходить в Agra Halle, мы направились туда. Прибыв в Agra в районе пол шестого мы разделились - я отправился в небольшой зальчик, где должен был пройти Nightbreed фестиваль - войдя в зал, где честно сказать народу было крайне мало (в районе 50 человек), я застал выступление неких неизвестных мне BURNING GATES, исполнявших нечто gothic rock-овое, естественно в
Nightbreed-овском ключе. Немного послушав их выступление я двинулся в большой зал, где уже началась церемония открытия - моей целью было попасть на выступление VOX/Zeitgeist (совместный проект Vladimir Ivanoff (VOX, SARBAND) и Oswald Henke (GOETHES ERBEN, ERBLAST)), честно скажу - оное меня сильно
разочаровало - Ivanoff дирижировал детским хором, а Henke жрал яблоки перед микрофоном, корчил рожи да изредка что-то декламировал - ни на VOX ни на GOETHES ERBEN это совсем не было похоже - разочарованный, я покинул зал, чтобы насладиться брутальными electro-goth хитами от одной из моих любимых групп MIDNIGHT CONFIGURATION (выступавших естественно на Nightbreed фестивале - лидер MIDNIGHT CONFIGURATION Trevor по совместительству является владельцем лэйбла Nightbreed). В живую они смотрелись очень неплохо, жаль только не было вокалистки (как я потом выяснил у Trev-а Lisa покинула коллектив), хотя в конце выступления она все же появилась (это был ее прощальный концерт в составе MC), народ в небольшом зальчике очень лихо (по готически) пританцовывал под угарные хиты типа "Sinister, Sinister" и "Funeral Nation". После них выступали KILLING MIRANDA (рецензия на их дебютный CD скоро появится на нашем сайте) и уже известный нашим читателям коллектив MAN(I)KIN. И если MAN(I)KIN ничем меня особенно не удивили (кроме регулярно фонившего звука), то неизвестная мне ранее KILLING MIRANDA оказалась приятным electro-goth-rock сюрпризом. Хотя честно говоря злобный электронный MAN(I)KIN все же интересней, но уж больно все однообразно и ничем не отличалось от их дебютного CD.
Покинув зал я вновь направился на большую площадку, где уже начали играть LOVE IS COLDER THAN DEATH. На меня их выступление впечатления не произвело и вот почему - выступали они на стадионной сцене - перед многотысячной толпой, которая гудит, шумит, итд, в такой атмосфере нормально воспринимается более агрессивная музыка, а подобная тому, что исполняют LICTD, все же должна исполняться в камерных залах, так что долго на их выступлении я не задержался. Вернувшись на Nightbreed fest я попал на выступление INTRA-VENUS - коллектив без сомнения неплохой (и, к сожалению, ранее мной не слышанный), хотя и немного однообразный, стиль? Все тот же nightbreed-овский electro-goth-rock, да и вообще - что-то группы с этого лэйбла звучат очень однообразно, хотя в целом очень даже неплохо. Время приближалось к одиннадцати вечера и мы направились на шоу COVENANT, хотя шоу это сильно сказано, их выступление меня тоже не вдохновило (хотя может быть это из-за гигантского зала и многотысячной толпы? Я подобное не очень люблю), звук был так себе и их убойные хиты с "United States of Mind" типа "Tour de Force" или "Dead Stars" звучали крайне нудно и коряво, уж лучше я их CD дома послушаю. Так как впечатлений за день уже было достаточно много и мы порядком подустали, то я уже с большим трудом дождался выступления LACRIMOSA. Гигантский зал был набит битком, толпы фэнов радостно завопили при появлении на сцене своих кумиров, программа выступления представляла собой некую ретроспективу творчества группы за последние 10 лет и простят меня фэны этой группы, признаюсь - ничего особенного в их творчестве я не нахожу, и их выступление на WGT показалось мне несколько затянутым и скучным, с чувством выполненного долга я поехал в отель отсыпаться.
10 июня (суббота)
В этот день программа обещала быть наиболее интересной в месте Messehalle 16 - там открывался трехдневный индустриальный фестиваль Elektromania, на других площадках в основном резвились всякие металлисты (SAMAEL, OPETH, ENSLAVED и прочие), в одном из залов Agra Halle должен был пройти небольшой мини фестивальчик (хедлайнеры DIARY OF DREAMS, также участвовали FADING COLORS и TWO WITCHES), но мы на него не попадали по времени. Поскольку на индустриальном мероприятии группы интересовавшие нас должны были начать играть только в пять часов, мы направились осматривать еще одно место проведения мероприятий фестиваля - некие катакомбы под названием Moritzbastei (и прилагающий к ним парк). Moritzbastei это по сути гигантский клуб "Край", сравнение вполне неплохое - тоже маленькие зальчики, кирпичные стены, итд, но только больше "Края" раз в 15 - множество маленьких зальчиков (на нескольких уровнях под землей) соединенных извилистыми коридорами - действительно очень готично. В прилегающемся парке располагался средневековый рынок, со всякими побрякушками - оккультные висюльки, полотняные рубашки (а-ля крестьянские), итд. На небольшой сцене в парке играла какая-то безымянная medieval группа. Поболтавшись там какое-то время мы разделились - Claire, Chthon & Olly отправились в сторону Agra Halle в поисках некого мистического рынка (а в результате нашли место тусовки местных толкиенистов, хотя это я конечно утрирую, просто они попали на Live Action Role Playing Game). А все остальные направились в Messehalle 16. По прибытии оказалось, что само место представляет собой достаточно забавную конструкцию - выглядящее снаружи как усадьба, внутри оно оказалось системой соединенных переходами просторных залов. В трех различных местах происходили выступления групп различных индустриальных жанров - в одном зале играли группы из japanoise, noise и ritual области в другом rhythm'n'noise и power electronics, а в третьем как раз происходили выступления более интересные мне - там должны были
выступать electro и EBM группы. Мы приехали в то время, когда по программке должно было начаться выступление RAVENOUS (synth-pop коллектив с перепугу попавший в одну тусовку с более агрессивными коллегами по цеху, но это не удивительно - все они соратники по лэйблу - Bloodline), как раз в то время как мы приехали, на сцене кто-то настраивался, но когда выступление началось стало понятно что это никакие не RAVENOUS, а вовсе даже и FEINDFLUG (которые по программе должны были выступать за час до них). Что сказать о их выступлении??? Очень сильный милитаристский EBM, звук кристально чистый, очень громкий (уши болели некоторое время после концерта), музыка настолько драйвовая, что устоять на месте было невозможно - тело само содрогалось в такт милитаристским ритмам. Дождавшись начала выступления моих любимцев RAVENOUS (в живую не очень впечатлили) я рванул (все остальные остались на RAVENOUS и на последовавших за ним SUICIDE COMMANDO) в сторону монумента "Битвы Народов", перед ним была развернута большая сцена, где в виде open-air концерта должны были состояться выступления всяких разных synth-pop групп (ALPHAVILLE, PERFIDIOUS WORDS, SECOND DECAY, PHILIP BOA, AND ONE и WOLFSHEIM), не знаю выступили ли ALPHAVILLE, но когда мы шли к Messehalle 16 (несколько часов назад) до нас со стороны open-air доносились звуки выступления SECOND DECAY. Хотя в тот момент вовсе не это мероприятие было моей целью - в самом монументе "Битвы Народов" должен был состояться единственный концерт (не в рамках какого-то минифестиваля, а сольный) любимой мной группы D'ARCADIA. Как оказалось, все должно было происходить на самой вершине гигантского каменного монумента, в
которой оказался спрятан маленький круглый зальчик с прекрасной акустикой. В тот момент, когда я вошел в зал, D'ARCADIA только начали свое выступление и оно действительно произвело на меня сильное впечатление и хотя не хватало некоторых инструментов присутствовавших на их CD (например на виолончели, что вообще-то очень странно - их диск "Nostrum" целиком построен на звучании этого инструмента), все слушалось очень органично, хотя у меня сложилось впечатление, что они не очень часто играют в живую и не уверен, понравилось бы мне их выступление в каком-либо другом зале, но их концерт оправдал практически все мои ожидания (хотя, повторюсь, многие композиции звучали совсем не так как на CD). После концерта я очень мило пообщался с музыкантами, которые похоже были очень сильно удивлены, что вообще хоть кто-то пришел на их концерт и уж скорее всего никак не ожидали, что поклонников их творчества наберется целый зал. После милой беседы мне совершенно неожиданно был презентован новый CD D'ARCADIA, сжимая вожделенный диск в руках я покинул это величественное место, направляясь к open air, чтобы встретится там с Chthon и остальными. Оказалось, что выступление AND ONE было отменено (впрочем как и выступление PHILIP BOA), как выяснилось позднее, узнав, что у организаторов нет денег чтобы заплатить им за концерт, эти исполнители просто уехали не выступив. Но для нас основной ожидаемой группой были WOLFSHEIM и, признаюсь, их выступление меня не разочаровало, более того, это был один из лучших концертов в моей жизни (а поверьте мне, я был на очень многих). И хотя концерты электронных групп имеют свою специфику, WOLFSHEIM преподнесли поклонникам настоящее шоу, с множеством спецэффектов, да и качество звука было просто убойное. Вокал Peter Heppner переливами разносился над толпой поклонников и мерцавшие в отдалении зарницы приближавшейся грозы только усиливали общий эффект от шоу. Насладившись концертом мы разделились, несмотря на то, что была уже полночь, мы с Claire поехали в Agra Halle, где должна была состояться Slimelight DJ Night (Slimelight - самый известный Лондонский gothic клуб), но в указанном в расписании месте никакого мероприятия не было, поболтавшись по ночным площадкам, с перепугу попав на IMMORTAL (блин в том году на DIMMU BORGIR случайно попали, а в этом на этих), неизвестно каким образом затесавшихся в gothic fest, мы поехали в отель спать.
11 июня (воскресенье)
Ничто не предвещало трагедии в это солнечное утро. Как обычно мы встретились на завтраке и наша цель в этот день была нам четко ясна - open air, на котором вчера выступали WOLFSHEIM, в этот день там должен был состояться фестиваль с участием THE ESCAPE, FUNHOUSE, THE HOUSE OF USHER, CHRISTIAN DEATH, UNTOTEN, CLAN OF XYMOX, DREADFUL SHADOWS, LOVE LIKE BLOOD и LONDON AFTER MIDNIGHT. Это должно было быть одно из центральных событий фестиваля. Мы направились к месту проведения open-air после полудня - выступление THE ESCAPE должно было начаться в два часа дня - каково же было наше удивление, когда вместо толпы готов и звуков soundcheck мы обнаружили пустое поле, одиноко болтающиеся кучки готов и рабочих демонтировавших сцену - первые же отловленные нами готы поведали о том что концертов не будет, но что точно случилось им было неизвестно. В спешке мы двинулись в пресс-центр, где застали странную картину - из отеля в спешке выселяли группы - по холлу грустно болтались CLAN OF XYMOX, обвешанные чемоданами, на диванчиках пригорюнились CANGUIS ET CINIS и DREADFUL SHADOWS - их вещи были собраны в кучку перед креслами. Отловленные нами знакомые из западных gothic media, владевшие немецким языком поведали о том, что, по предварительной информации, организаторы фестиваля скрылись с 3 миллионами DM и что все организации обслуживающие фестиваль узнав о отсутствии средств на оплату оперативно испарились - в первую очередь исчезли секюрити и часть технического персонала, плюс большая часть залов отказала в продолжении фестиваля, но по просьбе лейпцигской администрации (просто побоявшейся отменить концерты, из за возможного гнева 30'000 готов собравшихся в городе) Agra Halle и Messehalle 16 согласились еще на один день приютить мероприятие - спешно создавалась программа из тех групп, которые согласились выступать бесплатно. Не знаю насколько альтруистичными были побуждения групп (в бескорыстности DAS ICH я например не сомневаюсь), уж слишком хороший промоушен ход получился - типа "смотрите, все остальные отказались, а мы, такие крутые, согласились бесплатно выступать". В пресс центре уже подготовили английский пресс-релиз и собирались устроить специальную пресс конференцию - хотя до нее должна была состояться пресс конференция DAS ICH - как только в холле отеля появились Kramm и Ackermann, Chthon побежал к ним знакомится, чуть-чуть пообщавшись с культовейшей darkwave группой, мы немного отвлеклись и пропустили их пресс конференцию, продолжавшуюся всего пять минут. Поняв, что ловить тут больше нечего, мы поехали в Arga Halle, и действительно, на месте уже были развешены рукописные списки групп, которые должны были выступить - в Messehalle 16 должны были состояться концерты VELVET ACID CHRIST, APOPTYGMA BERZERK и S.P.O.C.K., в самой Arga Halle действо продолжалось в трех залах - кто выступал в "металлическом", я не знаю, но в большом зале должны были выступать PILORI, UNTOTEN, SPIRAL OF SILENCE, TANZWUT, DAS ICH, HAGGARD, DREADFUL SHADOWS, GARDEN OF DELIGHT, а в маленьком - целая куча абсолютно неизвестных групп, среди которых затесались и SUNSHINE BLIND (собственно единственный коллектив из выступавших в маленьком зале, чье название хоть что-то мне говорило). Я мельком застал выступление UNTOTEN - в живую очень круто, гораздо лучше чем на CD - очень эмоциональный darkwave с женским вокалом, SPIRAL OF SILENCE меня совсем не впечатлили, но вот TANZWUT - это что-то, в прошлом году я был на их концерте и он и тогда произвел на меня сильнейшее впечатление - кучка полуобнаженных качков с волынками и гитарами выдавали оригинальный сплав metal, folk и electro, эта угарная смесь подействовала на многотысячную толпу так, что через некоторое время в зале стало невозможно дышать и к сожалению после их выступления я и Claire отправились в отель - я больше уже не мог выдержать ни минуты в закрытом помещении - ну а стойкие фанаты DAS ICH Chthon, Wraith и Brains Strained остались ждать их шоу. Выступление DAS ICH произвело на них сильное впечатление, но сразу после него они уехали - как нам стало известно позже, после них выступили DREADFUL SHADOWS и на этом все закончилось. Кроме того, где-то в Agra Halle должны были выступить DEATH IN JUNE - но выступили ли они мне не известно.
12 июня (понедельник)
С утра мы отправились в Arga Halle - за дополнительной информацией в пресс-центр идти смысла не было - их тоже выселили из Renaissance Hotel. По пути мы разузнали что в Agra все закрыто, но все же решили доехать до парка - прибыв в Agra мы увидели печальную картину - массовый исход готов из кэмпинга, все залы и рынки оказались закрытыми. По имевшейся информации единственным работавшим местом остался Moritzbastei - по прибытии мы обнаружили последний оплот готов в Лейпциге - те кто еще не уехал болтались по парку и пили пиво в окрестных пивных. Из программок, развешенных в Moritzbastei, мы выяснили что в Moritzbastei все же состоится несколько концертов (из известных групп только L'AME IMMORTELLE) и пройдут несколько party - Sanctuary Party и Animal T Torture. Времени до начала party оставалось еще немало и мы отправились гулять по городу. В Moritzbastei мы вернулись к вечеру и попали к началу Sanctuary Party - Spider B и еще один неизвестный нам персонаж бойко DJ-или, а публика отрывалась под хиты X-MAL DEUTSCHLAND, DIAMANDA GALAS, CLAN OF XYMOX, ELESDE и прочих, сет плавно перетекал от одной стилистики к другой - от post-punk и gothic rock, к darkweve и EBM, поколбасившись несколько часов на дискотеке мы покинули Moritzbastei, чтобы хорошо выспаться перед отлетом из Германии.
Итоги:
Мягко говоря, фестиваль несколько неудачный, лично для меня очень неудачный - большая часть групп, концерты которых я хотел посетить - не выступила, очень много запланированных встреч (с группами и западными коллегами) не состоялось из-за полного хаоса в последние дни, да и деловые встречи с лэйблами и дистрибуциями тоже были сорваны. Так что в этом году "готический рай" несколько не оправдал моих ожиданий. Хотя не все так печально, несмотря на то, что часть встреч не состоялась мы пообщались с коллегами (и наладили много новых контактов) из Белоруси, Болгарии, Испании, Штатов, Англии, Швейцарии, Голландии и, конечно же, Германии, привезли с собой назад массу новых дисков, promo молодых групп и раритетов, посмотрели живые выступления многих групп, итд. В любом случае мероприятие аналогов не имеет и хотя у меня есть сильные сомнения в том, что юбилейный 10-й Wave Gotik Treffen состоится, многие мои знакомые со всего мира не сомневаются в этом, что ж, если они не ошибаются - то до встречи на 10-м Wave Gotik Treffen.
Это было великолепно!
Мой второй и девятый по счету ВГТ удался.
Не стоит много говорить о организации самого фестиваля, об этом, я думаю, напишет Коронер, но мои восторги касаются всей поездки в целом.
1. Shopping
Сразу по прибытии в Берлин мы посетили X-Tra Gothic -- великолепный магазин с одеждой и аксессуарами для готов. Там я наконец-то купил ботинки моей мечты. Стоит отметить, что там такой выбор самой немыслимой обуви, что я просто одурел. У меня в глазах рябило от блестящей лаковой кожи, пряжек, огромных каблуков и даже гигантских резиновых шипов на этих каблуках. Я бы купил все, да мне не дали. Моя вторая половина (Olly) в этот момент закупалась одеждой на втором этаже магазина. В Экстре мы с Olly оставались дольше всех, так как я решил не ездить в Hautnah - великий фетиш-бутик наполненный самыми изысканными изобретениями фетиш индустрии. Во время прошлой поездки в берлинский Hautnah там было столько вещей и приспособлений для Heavy Rubber fetish, что с тех пор только расстояние, разделяющее меня с этими вожделенными предметами, не дает мне потратить абсолютно все деньги, что я имею, на закупки из запасов этого замечательного магазина. Так что, благоразумно обойдя Hautnah стороной, я покинул Берлин.
В Лейпциге мы неоднократно посещали Hautnah, но его ассортимент сильно отличается от берлинского, в нем намного больше простой готической одежды и нет почти ничего для серьезных fetish people. Но и там довольно много нужных и приятных мелочей типа чудесных носочков из прозрачного латекса, разнообразных латексных масок и белья. Там я закупил себе великолепный виниловый корсет, в котором и рассекал все последующие дни. Вообще за все время нахождения в Германии мы с Olly накупили столько одежды, что наш багаж потянул почти на 40 кг, что значительно превышает мои достижения в прошлый раз.
Во время самого фестиваля мы посетили кучу готических рынков, которые в отличие от прошлого раза не были собраны в одном месте, а были рассредоточены по нескольким, наиболее посещаемым местам. Помимо одежды там были куплено некоторое количество самых вожделенных и редкостных компактов. Остальные участники РГП вырубали раритеты мешками, я же ограничился парой десятков наиболее мне интересных. и никому кроме меня не нужных величий. На этих рынках при желании можно было найти действительно все, плюс некоторые точки могли поднести интересующие CD на следующий день.
Выбор украшений и аксессуаров на рынках не поддается описанию. Есть все что угодно, какого угодно качества и по какой угодно цене. Примером могут служить суперпопулярные у готов кольца-когти, выбор которых разнится от грубо отлитых из непонятного сплава или олова по 20 - 30 DM, хорошо сделанных из серебра по 100 - 120 DM и до супер качественных с великолепно проработанными мельчайшими деталями до 300 DM за штуку. Кстати продающиеся у нас на Чеховской серебрянные кольца-когти весьма высокого уровня качества, а продающиеся везде посеребренные изделия питерского завода по 250 руб вообще не имеют аналогов, так как несмотря на то, что они не серебрянные, их качество намного выше среднего немецкого уровня, жалко только что никагого разнообразия в моделях? иначе их можно было бы легко везти туда продавать марок по 50.
2. Gothic people
За все время фестиваля Лейпциг был просто наводнен самыми немыслимыми готическими личностями, по цифрам в местной прессе их количество перевалило за 30 000. Несмотря на стоявшую в городе 30 градусную жару почти все старались не упасть в грязь лицом и по случаю фестиваля приоделись максимально круто. Готам в сеточках на голое тело, нежных шелковых кружевных рубашках, тонких атласных штанах или просто узеньких кожанных или виниловых трусах приходилось легче, чем их собратьям затянутым с ног до головы в винил и кожу, не снимающим плащей и корсетов, курток и длинных юбок. Все прятались от солнца под кружевными черными зонтами, но помогало это мало. Только под вечер становилось полегче, и готы более усиленно курсировали по городу. Мы подразделили всех готов на 3 условные категории:
Готы первой категории - короли, люди чей образ совершенствовался годами постоянного пребывания в самом центре гот культуры. Каждый из таких людей имеет свой неповторимый, уникальный, немыслимо проработанный имидж. Отточенный мэйк-ап, немыслимые прически с вплетениями искусственных прядей разных цветов, косичками, поставленными полуметровыми иглами и начесами, вплетенными в прически серебряными и другими украшениями, ожерельями из костей, кучей амулетов, цепочек, браслетов, ошейников, мужские платья с трехметровыми шлейфами, резиновые юбочки с шипами, фетишистская обувь, если пирсинг - то обильный, в общем - немыслимые величия.
Готы второй категории - тоже не просравшие, но не величия, люди хорошо сочетающие индивидуально подобранные вещи в выбранной эстетике, чувствующие стиль, имеющие уникальность и индивидуальность в образе, свою линию. Прически и мэйк-ап много проще, не перегружены украшениями стильно подобранными друг к другу, винил, корсеты, бархат, кружева, кружевные накидки, хорошая обувь. Таких людей много.
Готы третьей категории - обычные готы, забритые, мэйк-ап грубый, в штанах и рубашках на шнуровке, простых готических платьях, шипованных ошейниках, без разбора навешанных украшениях. Часто одеты ориентируясь на моделей из каталогов готических бутиков, без фантазии копируя сочетания одежды, сливаются в однородную толпу. Таких большинство.
Простой народ реагирует на готов дружелюбно, проезжая мимо готов 1 и 2 категории рассматривает их, улыбается, готов 3 категории похоже вообще не замечает.
Сами готы постоянно рассматривают, оценивают и фотографируют друг друга. Среди такого обилия готов простые люди в обычной одежде очень выделяются и выглядят как фрики, постепенно начинает казаться что все люди - готы. Московские обыватели вспоминаются далекими, странными существами с другой планеты.
3. Проишествия.
По приезду в Лейпциг мы с Коронером получили в пресс-центре фестиваля аккредитации прессы, за счет чего могли общаться с кем угодно, фотографировать из специальных загончиков перед сценой и т.д. Для начала мы посетили очень милую пресс-конференцию Тило Вульфа из Лакримозы, на которой вставал вопрос о существовании готик-метал как жанра. Тило Вульф показался мне очень милым человеком, посреди пресс-конференции уселся прямо на пол перед столом и очень просто общался с журналистами, в коем числе были и мы. Через день в этом же пресс-ценре мы застали великих DAS ICH. Когда я подошел к ним и сказал что я из России, Bruno Kramm очень удивился, он написал мне в фестивальной книжечке специальный привет для всех фанатов DAS ICH в России. DAS ICH оказались то же очень приятными, достойными людьми, хотя все же у Stefan Ackermann в самой глубине взгляда проскальзывает какое то болезненное безумие.
Еще мы встретили и пообщались с кучей разных людей, коллег по цеху из Белорусии, Испании, Болгарии, Штатов, Англии, Швейцарии и даже видели московских ребят, приехавших на фестиваль по нашему сайту.
На третий день фестиваля оказалось, что у устроителей финансовые трудности. Все концерты, кроме концертов в Agra были отменены по причине не проплаты аренды концертных площадок. Музыкантам так же не заплатили, и большая часть отказалась выступать бесплатно. Так как гостиницы то же не проплатили, то часть музыкантов выселили тут же. В Renessance Hotel мы наблюдали массовый выезд приглашенных музыкантов, в том числе CLAN OF XYMOX и DREADFUL SHADOWS. Они покидали тонущий корабль фестиваля. Но не для всех исполнителей деньги играли главную роль. Такие люди, как DAS ICH просто не могли не выступить перед приехавшими на них готами. Для таких людей, как Bruno Kramm готическая культура значит много больше их личного коммерческого успеха. TANZWUT, DEATH IN JUNE, THE ESCAPE, HAGGARD и некоторые другие то же остались выступать бесплатно. Устроители лихорадочно перекраивали программу, везде развешивали от руки написанные расписания выступлений. Все готы перекочевали в Agra, где и ждали новой информации и смотрели выступления оставшихся коллективов. На четвертый день Agra тоже закрыли. Moritzbastei остался последним оплотом готов - энтузиастов, там и прошли заключительные выступления и пати швецарской готической ассоциации Sanctuary. Изчезла вся официальность мероприятий, не осталось охраны, все стихийно бурлило и развивалось само по себе. Насколько я понял все делалось только на личном энтузиазме и это было действительно прекрасно.
4. Выступления
Я отмечу только те выступления, которые особо запомнились, ибо писать подробно о всех концертах, от которых голова шла кругом просто нету сил.
VOX/Zeitgeist
Совместный проект медиевального коллектива VOX и Oswald Henke из GOETHES ERBEN. Показав свое удостоверение прессы я прошел прямо под сцену и буквально с расстояния двух метров мог наблюдать как Oswald Henke корчит самые немыслимые рожи изображая то искусителя с яблоком, то деву Марию, то всех сразу и еще кого то неопознанного. Все это театрально - мимическое действие сопровождалось выкрикиваниями в микрофон в духе ранних GOETHES ERBEN и раздачей больших леденцов на палочке и разных фруктов готам в первых рядах прямо через мою голову. Причем тут VOX? Все это время на заднем плане сцены они исполняли заунывную хоровую музыку. Я очень люблю ранних GOETHES ERBEN, но данное выступление никак не впечатлило меня с музыкальной точки зрения, и я покинул концерт не дождавшись его окончания. Люди которые пришли на VOX то же казались разочарованными. Но немыслимые ужимки Oswald Henke еще долго стояли у меня перед глазами.
NIGHTWISH
Этот концерт поразил меня качеством звука. Такого звука на рок концерте я не слышал никогда. Мощный, плотный, кристально чистый. Великолепно слышный бас, удивительное звучание барабанов. Напоминало звучание прекрасно прописанной и сведенной пластинки на высококачественной аппаратуре. А ведь это был живой концерт! Чистый, сильный, хорошо поставленный голос, великолепная манера держатся на сцене вокалистки NIGHTWISH - Tarja, ее эффектная внешность, не давали отвлечься от выступления ни на секунду. Зал ревел от восторга! Она настоящая фронтвумен, но и музыканты NIGHTWISH великолепны. Позже, расчуствовавшись, Olly взяла у Tarja автограф. Исполняли они свои лучшие вещи с первых двух альбомов и кажется все знали их наизусть. У них действительно великое будущее, по крайней мере я с великим удовольствием посетил бы их концерт еще.
COVENANT
Прямая противоположность NIGHTWISH с точки зрения звука. Их последний альбом "United states of mind" великолепен, но слушать их в живую невыносимо. Ужасно убогое звучание, от хороших аранжировок не осталось и следа, слышно только невнятное стучание драм бокса, вокалист задыхается и не попадает. Поначалу я даже не узнал их хит "Dead Stars" потому что темп был странно занижен, все было очень вяло и какие-нибудь наши синтипоп-группы типа "Движение" по сравнению с ними просто короли.
WOLFSHEIM
Вот это действительно настоящие короли. Когда я впервые услышал WOLFSHEIM (это была вещь "The Sparrows and the Nightingales") я расплакался, когда я услышал их в живую я просто расплакался снова. Необычайно изысканная мелодика, утонченный вокал. На концерте исполнялись только старые хиты, но они были положены на модерновую ритмику, сыграны с новым звучанием. Концерт проходил на открытом воздухе, вечером. Слева от сцены на холме высились живописные мрачные развалины, справа вдалеке все небо пронизывалось молниями зарницы, словно сама Природа помогала WOLFSHEIM в их изысканном шоу. В глубине сцены меланхолично вращался огромный пропеллер, вздымались и опадали надувные фигуры биологических авангардных форм, все это было подсвечено как будто бликами медленно колыхающейся воды, откуда то сверху сыпались струйками блестки. Этот концерт оставил незабываемое впечатление, очень нежное и чувственное.
TANZWUT
Это было как раз в тот день, когда объявили о финансовых трудностях. TANZWUT оказались в числе тех, кто согласился выступать безвозмездно. Первые несколько вещей завели публику до предела, все скакали под заводные плясовые мелодии наигрываемые на волынках в сопровождении тяжелых гитар. "Да, немцы любят свой TANZWUT" сказал кто-то из членов RGP. И действительно, немцы все скакали и скакали, а меня TANZWUT утомили уже на четвертой песне. Последующие вещи становились все медленнее, что странно, публика должна заводится, а не остывать по ходу концерта. Смотреть на смешных дядек в железных кандалах, прическами а-ля Prodigy, и с волынками в руках, прыгающих как металлисты в нашем пионерском лагере пятнадцатилетней давности было довольно прикольно, но не более. К тому же следующими должны были выступить DAS ICH, и мы с Wraith уже были в предвкушении самого великого выступления фестиваля. По окончании выступления TANZWUT в зале стали происходить великие передвижения готов. От сцены, в направлении выхода направлялись толпы здоровенных длинноволосых, обнаженных по пояс парней, в виниловых юбках и шипованых браслетах, вовсю угоравших на TANZWUT. Их сменяли щуплые, болезненного вида, забритые готы, любители DAS ICH. К самой сцене поспешили и мы.
DAS ICH
Началось! При первых же аккордах я впал в состояние, близкое к истерике и помешательству. Неторопясь на сцену полу-вышел полу-выполз в ломанных движениях практически обнаженный Stefan Ackermann. Худющее, жилистое тело казалось абсолютно истощенным и было измазано черной краской, лицо походило на голый череп и раскрашено было соответственно. Передняя половина черепа была выбрита, сзади пучками торчали волосы. Казалось мертвое, полуразложившееся тело восстало и вышло к вожделевшей публике. Истлевшие лохмотья, клоками выпавшие волосы, может это и была сама Смерть? Самая темная энергетика потоками выплескивалась из сложных гармонических структур и маршевых ритмов. Stefan Ackermann выделывал немыслимые, параноидальные и болезненные движения, втягивал живот, выкручивал голову, грозил небесам, падал и полз, части его тела жили самостоятельно, сплетаясь и нападая друг на друга. Когда зазвучала "Kain und Abel" мне показалось, что все мы просто погружаемся в Ад, выкрикивая в такт слова припева, и сама Смерть пляшет и поет вместе с нами. Все, кто был в зале впали в истерику. И вот вперед выдвигается железный крест из металлических труб и больших шестерней. Gottes Tod! Gottes Tod! Единым существом скандирует зал. Gottes Tod! Stefan Ackermann повисает на кресте в позе распятого Иисуса, и бьется в агонии. Начинается самая культовая вещь у DAS ICH - "Gottes Tod". В конце песни Ackermann замолкает и зал допевает последний припев, почти перекрывая музыку многоголосым хором.
После этого уже ничего не надо!
Вот ради этого и стоило ехать на 9 Wave Gotik Treffen!
7 июня 2000г. делегация Русского Готического Проекта вылетела с официальным визитом на историческую родину (готов) - Германию, на 9 Wave Gotik Treffen, проходящий в г.Лейпциге с 9 по 12 июня. Побывав там в прошлом году и увидев как почитают там готов, панков и разных прочих электрофриков, россияне, ни секунды не раздумывая, ринулись на самый гигантский андерграундовый фестиваль нашего времени. Находясь в предоргазменном состоянии, они даже не подозревали, что скоро случится что-то недоброе…
А начиналось всё как обычно: опять предфестивальный ажиотаж, опять длиннющая чёрная очередь за билетами и программой. Потом прошли слухи, что не выступят заявленные DEATH IN JUNE (по якобы политическим мотивам), а также ALLERSEELEN (якобы по болезни). Обидно, конечно, но программа настолько обширна, что и без них есть на кого посмотреть! Как оказалось, это всё были цветочки...
Открылся фестиваль, как и положено, в пятницу, 9 июня. После своеобразного ритуала, исполненного двумя молодыми женщинами и сопровождавшегося обильным испусканием благовонного дыма, на главную фестивальную сцену вышли VOX/Zeitgeist-совместный проект Vladimir Ivanoff и Oswald Heinke (GOETHES ERBEN). Ivanoff дирижировал заунывным пением хора, а Heinke жрал яблоки, сосал леденцы на палочке, объедки кидал в толпу фанатов и по ходу дела что-то изредка декламировал. Конечно, он-личность культовая и его участие в новых проектах заметно добавляет интерес к ним, но в данном случае всё было чересчур напускным, пафосным и номер не прошёл! Через минут 15-20 после начала народ стал активно сваливать из зала в сторону открывшихся рынков для более приятного и полезного времяпровождения. Чуть позже на этой же сцене появился шведский COVENANT. Стал исполнять хиты с последней пластинки "United states of mind" - весьма и весьма приличной, надо сказать. Но вот с игрой вживую у них обнаружились проблемы - и звук не очень, и голосок Eskil Simonsson как-то фальшивил, и хотя публика вроде бы по-доброму приветствовала своих любимцев, в воздухе витал нимб инертности. Россияне предпочли такому просмотру сладкий сон в мягких постелях гостеприимного отеля "Mercure".
На следующий день главное действо было проведено в здоровом комплексе Messehalle, имеющим несколько сцен. И снова не обошлось без накладок. Расписание выступлений было сдвинуто на пару часов. Приехавшие посмотреть SUICIDE COMMANDO, вынуждены были отсмотреть концерт FEINDFLUG, выступление которых ничем не отличалось от прошлогоднего и которое было подробно описано нами в недавней рецензии на их новый диск. Правда, надо признать, что за этот год они приобрели много новых поклонников и в Германии их явно любят. За FEINDFLUG выступили RAVENOUS, только-только выпустившие свою третью пластинку "Phoenix", высоко котирующуюся в прессе и преподносимую как их самое сильное до сей поры творение. Но живое выступление этого не подтвердило, хотя не исключено, что те же самые вещи, прослушанные на диске, будут весьма достойны.
Параллельно этим группам на другой сцене рядом выступали PROYECTO MIRAGE, CONTAGIOUS ORGAMS, CELLULOID MATA. И хотя все они из разных стран, отличить их друг от друга можно только по табличкам у микшерского пульта. Обычный ритм'н'нойз или, если хотите, просто нойз, и большинство готов, кинув беглый взгляд на артистов, перекочёвывали в зал, где ожидался Johan Van Roy aka SUICIDE COMMANDO. Он профессионально отыграл кучу своих хитов разных лет и заведённая публика ещё долго звала его на бис, что Johan и проделал, исполнив свой знаменитый гимн "See you in hell". Выходя из комплекса по дороге в отель мы получили информацию, что на ближайшей Open Air арене, где в этот же день проходил синти-поповый мини-фестиваль, отказались от выступлений AND ONE и PHILP BOA & THE VOODOOCLUB. Ну отказались, и хрен с ними! Нам этот PHILIP BOA-всё равно, что попу-гармонь. Ведь завтра должны выступить CHRISTIAN WOLZ, CLAN OF XYMOX, а в заключительный день фестиваля - DAS ICH и лучшие шведские группы с Cold Meat Industry, включая RAISON D'ETRE, SANCTUM, SEPHIROTH, ARCANA, IN SLAUGHTER NATIVES. На утро в пресс-центре фестиваля в 5-звёздочном отеле "Renaissance" официально было доложено, что фестиваль лопнул. Один из организаторов не смог справиться с соблазном, и имея на руках 3 миллиона DM, скрылся в неизвестном направлении, опорочив доброе имя Wave Gotik Treffen. Как оказалось, ни музыканты, ни владельцы музыкальных площадок денег не получили. Естественно, не было заплачено и за проживание артистов в весьма недешёвых отелях. Было больно наблюдать, например, как выселяли из того же Renaissance CLAN OF XYMOX или бедных японцев CONTAGIOUS ORGASM, груженых сумками и чемоданами. Чтоб совсем уж не ударить в грязь лицом перед многотысячной толпой меломанов со всего света, оставшиеся организаторы сумели как-то договориться друг с другом и отчаявшиеся уж было готы получили неожиданный подарок в виде получасовых выступлений на главной сцене фестиваля в Agrahalle культовых немецких групп TANZWUT и DAS ICH. И если TANZWUT, грамотно отыграв свой коммерчески заряженный материал в стиле смеси RAMMSTEIN и CORVUS CORAX, быстро ретировались, то DAS ICH устроили настоящий праздник для тёмных душ и ихнее незабываемое шоу до сих пор стоит перед глазами.Исполнив лучшие хиты с "Die Propheten" Bruno Kramm & Stefan Ackermann ещё раз доказали, что они сейчас - величие N 1!
Уже 12 июня большинство людей в чёрных одеждах исчезло с территории города Лейпциг. В невыносимую жару в местных фонтанах вместо панков плескались маленькие дети, в трамваях ещё вчера битком набитых готами всех мастей ездили обычные среднестатистические немцы, а в многочисленных кафе и ресторанах жрали только англоязычные буржуины. Всё вернулось на круги своя...
Днём позже домой вернулся и коллектив RGP.
Итак, похоже, лейпцигский Wave Gotik Treffen умер, так и не дотянув чуть-чуть до своего юбилея. И кто знает-сможет ли он возродиться?! Не обязательно даже в Лейпциге и пусть не в таких масштабах. А почему бы не подхватить упавшее знамя фестиваля Москве или Питеру, а RGP, Indiestate и Cold Lands - не выступить главными организаторами?! Но это уже совсем другая история. Из области фантастики...