Московский международный фестиваль электронной музыки Майский Гром
22 мая 2004,
Клуб "Точка", Москва, Россия
Впечатления Serega_M
Впечатления Serega_M
Очень хорошо, что в нашей стране есть активные поклонники синт-поп
музыки, которые не жалеют ни времени, ни средств для развития и
пропагандирования своего любимого музыкального стиля в аморфной среде
"российской молодежи". Но несмотря на все их усилия, "среднестатистический
синтипоппер" почему-то упорно не желает посещать многочисленные мероприятия и
ФОРМАТНЫЕ привозы синти- и электро-поповых коллективов, в результате чего
количество народу даже на сверхинтересных мероприятиях, мягко говоря, не
впечатляет, а если говорить начистоту, то... (вырезано цензурой). "Упорству
храбрых поем мы песни", как говорится, и если у людей есть огромное желание и
достаточное количество свободных денежных средств, которые не жалко потратить
на привоз любимой группы, то пурква бы, собссно, и не па? Про денежные средства
было сказано по той простой причине, что с коммерческой точки зрения (то есть
подразумевая, что расходы на организацию мероприятия не только окупятся, но и
принесут какую-никакую прибыль) все эти привозы - дело гиблое, что и было
подтверждено многочисленными провалами (с коммерческой точки зрения) предыдущих
мероприятий подобного толка, и лишь один-единственный коллектив, DE/VISION,
действительно собрал на свое выступление полный аншлаг в клубе "Рокси". Остальные
же группы вынуждены были играть перед довольно скромной аудиторией, требуя при
этом нескромных гонораров. Видимо, не желая делать выводов из провала первого
международного синт-феста SYNTETHIC SNOW (или, наоборот, СДЕЛАВ соответствующие
выводы и решив подойти к организации мероприятия иначе :)), который был устроен
в конце прошлого года Russian Synth-Pop Community совместно с RGP,
VIOLATION Project решили провести свое, еще более грандиозное
мероприятие, которое вскоре получило официальное название "Майский Гром". Этот
самый гром имел размах поистине внушительный - на протяжении двенадцати часов
без остановки на сцене должны были выступить десять русских групп (естественно,
с участием пионеров и флагманов жанра на постсоветской территории, ТЕХНОЛОГИИ и ARRIVAL),
плюс три западных хэдлайнера - ICON OF COIL, IN STRICT CONFIDENCE и BEBORN
BETON, плюс "огненное шоу с участием цирковых артистов", плюс бессменный dj
Ram со своим проектом VIRTUAL SERVER, плюс "танцуют все" под руководством
разнообразных ди-джеев, включая "готик.рушных" dj MadMax2 и dj Hellen. Размах, как
видим, поистине грандиозный,
поэтому и место проведения было выбрано соответствующее - "гигант-клуб ТОЧКА",
пожалуй, лучшая на сегодняшний момент концертная площадка Москвы для
мероприятий "средней вместимости" (до трех тысяч человек). Несколько удивила,
правда, ценовая политика организаторов - помимо "обычных" билетов стоимостью
800 р. (что является очень правильной ценой, учитывая размах мероприятия),
продавались еще и "VIP-билеты" по цене 1300. "Какой может быть ВИП в "Точке"???"
- сразу подумалось мне, но, зная конфигурацию клуба, я предположил, что один из
верхних ярусов будет закрыт для "простых смертных". Так оно и оказалось - "ВИП"
представлял собой второй ярус "Точки" с ресторанными столиками, куда
пускали только обладателей "вип-бэджиков". Как и следовало ожидать,
оных "ВИПов" оказалось просто смехотворное количество, и второй ярус "Точки" на
протяжении всего мероприятия был пуст на две трети. Незадолго до 22 мая
произошли и пертурбации в составе участников, ибо ICON OF COIL по официальной
версии "было трудно сделать себе визу", и на их место оперативно двинули
DIORAMA, которым, видимо, срочную визу получить было нетрудно :) Замена, в
принципе, получилась равноценная, но поклонникам ICON OF COIL расстраиваться не
нужно, ибо группа обещала приехать в Москву осенью со своим сольным
выступлением.
Итак, суббота 22-го мая наступила и пришло время отправляться в "Точку", дабы
стать свидетелем столь грандиозного по размаху события. Так как начало
выступление DIORAMA было обещано в семь (что изначально было весьма сомнительно),
то около семи часов я
появился на задворках Горного Университета и, как и ожидал, не увидел ровным
счетом никакого ажиотажа - человек пять или десять стояли на улице в разной
удаленности от входа и неторопливо курили или потягивали бутылочное пивко.
Никакого ажиотажа не было и внутри клуба, куда я попал как раз на выступление
некоей русской команды, состоящей из средних лет грузноватого вокалиста и его
более молодого напарника за синтезатором. Народа перед сценой было совсем
немного, большинство либо сидели на стульчиках у барных стоек, либо мило
общались и играли в бильярд в чил-аут зале, куда я вскоре и проследовал, взяв с
собой кружечку пива. В чил-ауте развернулись также столики с мерчандайзом
мероприятия и отдельной секцией, посвященной группе ТЕХНОЛОГИЯ, где преданным
поклонникам предлагалось приобрести фирменные компакт-диски и аудиокассеты с
записями коллектива. Интереса к мерчандайзу никакого не проявив, я сел на
мягкий диванчик у стены и стал терпеливо ждать начала выступления DIORAMA.
Естественно, ни в семь, ни даже в восемь они выступать не начали, а вместо
них на сцене прыгали отечественные "деятели эстрады" под кислым руководством
ви-джея MTV, объявлявшего группы. Но когда из двери гримерки в чил-ауте вышли
два человека на ходулях, облаченные в белые балахоны и с белыми же масками на
лицах, и направились в основной зал - я понял, что нужно следовать за ними, ибо
"скоро начнется". Так оно и оказалось, пока белые гиганты (одним из которых
являлся Ден Васильев, ака Vasilisk, известный устроитель индустриальных
вечеринок, а "по жизни" цирковой артист) расхаживали по залу, танцевали и жали
руки мелким людишкам внизу, а две девушки на верхних балкончиках показывали
трюки с огнем, на сцене тем временем велась подготовка для выступления первого
иностранного коллектива вечера. И вскоре MTV-ви-джей объявил - DIORAMA.
На сцену энергично выбежали участники коллектива во главе с вокалистом (а
еще в составе группы был человек за синтезатором, басист и гитарист) и зарубили
одну из композиций с суперхитового альбома "Her Liquid Arms". Вообще, я очень
боялся, что программа выступления коллектива будет смещена в сторону материала
с их последнего на данный момент альбома "The Art Of Creating Confusing
Spirits", который лично я считаю очень слабым, но, к моей радости, шоу было
весьма сбалансировано, и основное внимание группа уделила настоящим суперхитам
с "Her Liquid Arms", разбавив их композициями с дебютника "Pale" и с последнего
альбома, вещи с которого даже звучали весьма неплохо при живом басу и
энергичной гитарке. На выступление первых западных хэдлайнеров народ подтянулся
к сцене и местами даже подпевал музыкантам, тепло приветствуя их. Вокалист же
не забывал бегать по сцене, "брататься" с фэнами, и при этом еще неплохо пел.
Примерно в середине выступления было объявлено о том, что сейчас московская
публика эксклюзивно услышит две новые песни, после чего оный новый материал был
исполнен. К сожалению, трэки эти были выдержаны в духе последнего альбома, и
хотя вживую слушались довольно неплохо (опять же, благодаря гитаре и басу), в
домашней обстановке при прослушивании с компакт-диска впечатление от них будет
совсем другим - скучноватым. Отыграв примерно минут сорок, коллектив закончил
свое выступление опять же суперхитом с "Her Liquid Arms" и покинул сцену, явно
дав понять, что на бис выходить музыканты не собираются. Они и не вышли, ибо
сразу врубили фоновую музыку и сцену стали подготавливать к выступлению
следующего коллектива, коим был IN STRICT CONFIDENCE.
Во время небольшого перерыва "привидения на ходулях" продолжали развлекать
публику, иногда дудя в свистки, а их подельницы снова завертели огненные шары у
нас над головами. Но вскоре звук поник, и на сцене появились участники IN
STRICT CONFIDENCE в составе вокалиста, живого ударника, гитариста и
синтезаторщика. Сказав в микрофон сакраментальную фразу "Дружба, Москва"
(сакраментальной она стала потому, что в течение всего выступления эта фраза
повторялась очень много раз, создав впечатление, что музыканты таким образом
изживают некие застарелые комплексы вины по поводу оккупации СССР фашистской
Германией ;)), вокалист с живой поддержкой группы стал исполнять свою
программу, примерно поровну состоявшую из композиций трех последних альбомов -
"Love Kills!", "Mistrust The Angels" и "Holy". Учитывая тот факт, что наибольшее
количество хитов присутствует на диске "Mistrust The Angels", композиции оттуда
принимались публикой особенно восторженно и именно на выступлении IN STRICT
CONFIDENCE перед сценой столпилось наибольшее число зрителей (которых все равно
было не сказать чтобы много, но об этом чуть позже), которые танцевали, тянули
руки к сцене и всеми доступными способами выражали музыкантам свой восторг.
Вокалист, естественно, давал первым рядам возможность себя трогать ;), активно
перемещался по сцене и неплохо общался с публикой. Звук на выступлении был
хорош, субъективно чуть лучше, чем на ДИОРАМЕ, но, как известно, бочка меда не
может быть без ложки дегтя - и в данном случае оной ложкой стало безбожное
"лажание" вокалистки коллектива, появившейся на сцене буквально для трех песен.
На кой хрен ее вообще было сюда везти - совершенно непонятно, ибо женского
вокала в композициях коллектива совсем немного, и его спокойно можно было бы
включить на подложке, во всяком случае, не было бы такой откровенной лажи. А
так, у девушки, извиняюсь, "ни рожи, ни кожи" – то бишь и голоском не вышла, да
и внешне не ахти - посмотреть тоже не на что. Наверное, она просто спит с
вокалистом, вот ее сюда и притащили :) Как бы там ни было, "женского вокала"
было немного - и то хлеб, хотя местами и "мужской вокал" явно не
перенапрягался, зато "Дружба, Москва" часто звучало практически без акцента :)
Но, как говорится, "дружба дружбой, а денюжки врозь", и, отыграв положенный
час, коллектив ушел со сцены, но, как и положено по контракту и своему статусу,
вышел на бис и окончательно завершил свое выступление вещицами с "Mistrust The
Angels" (а также треком "Hidden Thoughts" с альбома "Incubation Time" CONTROLLED FUSION - сайд-проекта их
вокалиста - прим. ред.), за что им большое и искреннее спасибо.
Суперхэдлайнеры этого мероприятия, немцы BEBORN BETON, для меня, честно
говоря, были коллективом неизвестным, и чего от них ждать, я не знал. И думаю,
что был там не один я такой, ибо перед началом их выступления ряды народу перед
сценой довольно заметно поредели. Связано это, видимо, с тем, что если диски
DIORAMA и IN STRICT CONFIDENCE издавались у нас по лицензии Irond и
легко доступны в продаже, а следовательно, народ без проблем мог ознакомиться с
творчеством вышеупомянутых коллективов, то лицензионных дисков BEBORN BETON у
нас в продаже нет, а следовательно знали их и действительно ждали выступления
только поклонники, коих было явное меньшинство. Однако именно БИБОРН стали
настоящими королями этого вечера, "на ура" отыграв свою программу без единой
"проходной" песни. Выйдя на сцену в составе лысого вокалиста средних лет и двух
"парней за синтезаторами", один из которых впоследствии уселся за небольшую
ударную установку (где и провел больше половины всего выступления до самого
конца), группа сразу же обрушила на головы слушателей мощную стену
ультрахитового синти-саунда вкупе с простыми и запоминающимися словами песен
исполняемых приятным голосом вокалиста. Оный вокалист при этом весьма
раскованно общался с публикой "запанибратскими" фразами типа "You seems like
some crazy motherfuckers there" и "Are you hot?", бегал и ползал по сцене, жал
множество тянущихся к нему рук, а ближе к концу выступления так разошелся, что
во время одной из пробежек зацепился за провод и упал, не переставая при этом
петь :) И хотя качество как самого выступления, так и исключительной хитовости
песен было на очень серьезной высоте, народу перед сценой по ходу дела все
убавлялось и убавлялось, и в конце концов дослушивало немцев на танцполу от
силы человек 100, если не меньше. Правда оставшиеся люди вовсю аплодировали и
поддерживали музыкантов, на что в ответ слышали заверения о том, что
"Everything is cool here, we have much fun" :) Уж не знаю, как музыканты, а то,
что оставшаяся публика, и я в их числе, "had much fun" - это бесспорно.
Заводные хиты, отличный звук, простые и запоминающиеся песни - что еще нужно
поклоннику синти-попа? По версии BEBORN BETON, оным поклонникам нужен
еще был DJ RAM за синтезаторами и живой гитарист, которых и пригласили для
исполнения двух песен "на бис" в конце выступления. "Наши" в грязь лицом не
ударили, и заключительные песни оказались весьма и весьма неплохи, впрочем, это
и не удивительно, зная профессионализм РЭМа и неподдельный энтузиазм музыкантов
БИБОРН БИТОН. (На самом деле это было выступление BEBORN BETON & DJ RAM as
VIRTUAL SERVER project - прим. ред.)
После того, как немцы ушли со сцены, туда поднялся некий дядечка и сообщил,
что вскоре выступят две "супермега" и "самые-самые" синти-группы
нашего отечества - ARRIVAL и ТЕХНОЛОГИЯ, но вытупления оных коллективов я не видел,
так как вскоре отправился из "Точки" восвояси под легендарные слова
"И ты идешь уверенно, не помня тех..." ;) Закончилось же все
мероприятие ди-джей-сэтами, но написать про них нет никакой
возможности, ибо в этот момент я уже комфортно сопел в своей постельке и видел
черно-белые сны... ;)
В качестве послесловия
Безусловно, задумка фестиваля была грандиозной, и каких-либо серьезных
проколов в организации, за исключением сдвинутого графика выступлений, мною
замечено не было. Однако коммерческий провал мероприятия для меня очевиден -
народу было МАЛО. Абсолютно точно даже в "час пик", который пришелся на
выступление IN STRICT CONFIDENCE, в зале было намного меньше тысячи человек, и
лично я оцениваю примерную посещаемость в районе шестисот-семисот человек,
возможно, чуть больше. Также очевидно провальной оказалась идея с ВИПом,
которая, если честно, вообще непонятно на кого была рассчитана, ибо поклонникам
музыки все равно не усидеть в отдалении от сцены, и они в любом случае будут
"колбаситься" рядом с музыкантами (и значит, им не нужен ВИП), а любители
покушать в ресторане беспрепятственно могли это сделать на третьем ярусе и в
чил-ауте. Что же касается "демографии" посетителей, то на моей памяти это
первое мероприятие подобного рода, на котором "бедные готики" оказались в
меньшинстве, и их было от силы одна треть от общего числа посетителей. Все
остальные же были депешисты/синтипопперы и "лица неопределенной ориентации" ;)
В любом случае, лично для меня урок очередной попытки "приласкать синт-поп
тусовку" очевиден - пока в Москве еще нет достаточного количества АКТИВНОЙ
аудитории, которой были бы интересны подобные мероприятия, и с коммерческой
точки зрения привозить кого-либо для столь аморфно-неактивной аудитории не
интересно. Нет, безусловно, меня очень радует сам факт того, что есть активные
(и, очевидно, довольно богатые) люди, которые делают привозы и знакомят нашу
публику с лучшими представителями западной синт/электро-поп-сцены, я с
удовольствием буду ходить на их мероприятия, но на данном этапе все это
является чистой воды меценатством, а не коммерцией. Хотя лично мне очень
хотелось бы, чтобы все было наоборот... Возможно, через пару лет это так и
случится? (бессмыссленная надежда? ;))
Что же касается выступлений западных коллективов, то субъективно их можно
проранжировать следующим образом: DIORAMA - неплохо, IN STRICT CONFIDENCE -
довольно хорошо, BEBORN BETON - отлично! Ради одного только БИТОНА можно было
спокойно заплатить 800 рублей и нисколечко не пожалеть об этом.
Serega_M