2-й Международный Фестиваль Электронной Музыки "May Thunder 2: The Wind Returns!"
21-22 мая 2005,
Клуб "Точка", Москва, Россия
Впечатления MadMax2
Впечатления Al
Впечатления Serega_M
Плэйлисты DJ сетов
Открыли программу REQUIEM FOR FM - московский проект, уже неплохо известный готической
аудитории по многочисленным выступлениям на готик-вечеринках и первый раз вынесший свои песни на
суд синти-аудитории. Трио в составе вокалиста, клавишника и метально колбасящегося гитариста
(известного также по собственному проекту HALLUCINOGENS FOR TWO) начало, как говориться, с места
в карьер, и резвенько и бодро отыграло пару быстрих заводных англоязычных synth-goth-композиций -
"Acid Death", недавно вышедшую синглом, и подобную ей вещь. Выступление было коротким, но
динамичным, пока еще немногочисленная публика живо реагировала. Затем была объявленна следующая
группа, которая практически без паузы и появилось следом на сцене.
Следущими были московский дуэт HALOED GHOST в составе клавишника и вокалистки, также
исполнивший две песни, тоже на английском. После бодрячков REQUIEM FOR FM они звучали медленно,
мрачновато и электронно, как некий гибрид электроиндастриала и готического дарквейва, используя
засемплированные тяжелые гитары и бэковые помпезные хоралы. К минусам я бы отнес усложненность и
нетанцевальность композиций и не очень сильный голос вокалистки.
Тем временем на сцене появились NURSTRESS - "сводный оркестр" с участием музыкантов московской
группы INNER CONFLICT и саратовского женского коллектива EMPLOSIA, дополненный приглашенным
гитаристом Baby Max и очень уместно подобранным видеорядом, где мелькали кадры из прошлых живых
выступлений музыкантов вперемешку с крупными планами прелестниц-вокалисток. Это видео очень
оживляло само исполнение, по ходу которого было исполненно три англоязычные композиции
в стиле "интеллектуальный синт-поп" - но, если честно, то с большим удовольствием я бы послушал
каждую из двух групп по-отдельности.
ведет к тому, что группа явно набирает популярность среди поклонников синти-музыки - это
чувствовалось уже по тому, как публика приветствовала вышедших на сцену музыкантов. Музыка группы
динамична и хитова, испытывает влияния классиков жанра (DM, KRAFTWERK, CAMOUFLAGE...), но вместе
с тем самобытна и узнаваема. И, наконец-то с начала вечера, зазвучали песни на русском языке -
припев песни "Храни" (слова которой, по ироничному определению вокалиста, и есть "вся правда о
русском синти-попе"), фэны, рубившиеся у сцены, самостоятельно пропели в микрофон, протянутый
вокалистом в зал. Умение общаться с публикой - еще один плюс в копилку DIGITAL MACHINE (помимо
рослой прелестницы клавишницы/бэквокалистки=).
И вот на сцене первая "забугорная" группа - LOGIKA METRO из Минска. Я слышал их в первый раз и
не был разочарован - белорусское трио в составе вокалиста и двух клавишников исполнило три
композиции, продемонстрировав сильный вокал, умение писать на русском и на английском и сочинять
драйвовую современную synth- или даже скорее futurepop-музыку.
И еще одно абсолютно новое имя - SENSOR из Нижнего Новгорода впервые выступали в Москве. Трио
предстало на сцене в довольно нетривиальном для synthpop-музыки составе - вокалист, клавишник и
ударник за барабанной установкой. Группа нон-стопом отыграла три англоязычные композиции, сразу
же обратив внимание сильным и красивым вокалом, динамичным и подчеркнуто электронным звучанием,
качественной интересной музыкой - SENSOR стали для меня одним из приятных открытий феста. И даже
избалованный и привередливый ценитель и знаток Serega_M, стоявший во время выступления группы
рядом со мной, изрек свой веский мега-положительный отзыв в адрес оного проекта.
Как я уже кажется говорил выше, заранее точного расписания всего мероприятия публике не было
оглашено, поэтому каждая следующая выходившая группа была очередным маленьким сюрпризом. И вот
ведущий представил очередных участников - "группу с высоким вокалистом - КОММУТАТОР".
Реакция зала была незамедлительной и весьма бурной - многие из стоявших в зале плотнее
подтянулись к сцене и с первых же знакомых аккордов стали рубиться под хитовые композиции группы,
возглавляемой действительно очень высоким и представительным вокалистом. Прямой, качающий бит,
подчеркнутый жесткими гитарными риффами, хитовая мелодика, мужественный ровный вокал, искренние
тексты - песни КОММУТАТОРА звучат мощно и убедительно, никого не оставляя равнодушным, "грузя"
одних слушателей, и приводя в восторг других - коих, я надеюсь, всегда будет больше.
Я был премного наслышан о шоу РОБОТОВ, которые, по слухам, выступали чуть и не с какими-то
коробками на головах - но в этот раз "русский Крафтверк" предстал перед публикой в совершенно
неожиданном образе... "Крафтверк чеченский". Одинаковые черные цилиндрические шапочки на головах
участников проекта сильно смахивали на горские папахи, к этому же образу отсылали черные
облачения и повышенная бородатость-волосатость чернявого музыканта в центре. Отбросив некоторую
двусмысленность подобного маскарада, запишем очко в пользу РОБОТОВ - они были первыми из
выступавших, кто вышел в продуманных сценических нарядах, а не в том, в чем обычно выходят в
соседнюю булочную =). В противовес имиджу "детей гор", на экране крутился хайтековый видеоряд с
перспективами гигантского мегаполиса-муравейника и начинкой какого-то суперкомпьютера и звучала
навороченная и тревожная техногенная электро-кибер-музыка. Новое звучание РОБОТОВ было более
жестким и холодним, еще менее человечным, с минимумом вокалов, те же, что присутствовали, были
сильно искаженны вокодерными эффетами. Новые композиции понравились мне явно больше тех, что были
записаны на их дебютном диске - с нетерпением жду нового альбома.
Следующим номером программы стала одна из сенсаций, припасенных организаторами - выступление
легендарных электроиндустриальщиков 90х годов прошлого столетия, группы ТАНЦЫ НА ВОЛЕ. Когда-то
ТАНЦЫ НА ВОЛЕ были знакомы каждому посетителю Депеш-вечеринок, хотя их музыка всегда была ближе к
electro/EBM американской школы. Не случайно группа успела поработать с довольно известным
в данном жанре американскими коллегами SPAHN RANCH. К сожалению, в конце 90х коллектив распался,
а его участники полностью отошли от творчества. Организаторам пришлось немало позаморачиваться,
чтобы разыскать фронтмена ТНВ Валерия Валиева и убедить его в необходимости выступления на
"Майском Громе 2". И это было сделано не напрасно! Хотя музыканту пришлось выступать в
полном одиночестве (так как группы фактически не существует), под мунусовку исполняя старинные
электроиндустриальные брэйк-битовые хиты с культовых альбомов "Адаптация" и "Пластик", данное
выступление было одним из самых ярких на фесте! Валерий продемонстрировал прирожденный талант
настоящего шоумена, заводя и зажигая зал так, как это и не снилось некоторым группам с пятью
музыкантами в составе!
И вот настал черед выступить и гостям из Германии, группе !DISTAIN, исполняющей, на мой взгляд,
довольно типичный synthie pop германской школы. Тем не менее, для многих посетителей, особенно
женской части, эта группа стала одной из самых ожидаемых - в основном из-за смазливой внешности
музыкантов. Немецкие синти-профи (кстати сказать, выглядевшие на сцене, скорее как бедные
студенты) естественно, в грязь лицом не ударили, но и каких-либо "небесных картошек" тоже не
нахватали. Все у трицы прилежных немецких студентов было чистенько, гладенько, сладенько, публика
в зале активно их поддерживала, но что-то меня их песни совсем не взбудоражили, зато почему-то
принесли стойкое чувство дажа-вю в отношении недавнего выступления таких же аккуратных шведских
мальчиков из группы ELEGANT MACHINERY...
!DISTAIN пели долго, предоставив мне долгожданный повод расслабиться и на время отвлечься от сцены. И
тут, находясь в отвлеченном состоянии общения с кем-то из знакомых, я краем уха уловил, что
музыка вдруг стала намного оживленнее и интереснее! Обратив удивленный взор к сцене, я увидел там
все тех же умельцев из !DISTAIN - надо же, а ведь могут, когда захотят! - подумал я. Но не
тут-то было - в следующую минуту, кроме двоих дистайновцев, я различил на сцене парочку посторонних
челов, которых там раньше не наблюдалось и которые, при ближайшем рассмотрении, оказались dj RAM
и Baby Max - и только тогда я догадался, что слушаю уже русско-немецкий проект VIRTUAL SERVER (с
участием dj RAM плюс вокалист/клавишник !DISTAIN). Остается добавить, что модерновое
притрансованное синти-фьюче-электро звучание VIRTUAL SERVER пришлось мне весьма по вкусу.
Думаю, не нуждающийся в представлении дуэт ARRIVAL начал свое выступление с известного старого
боевика "Простые слова", потом были современные треки, уже хорошо известные и любимые публикой
хиты "Разводные Мосты" и "Город на Песке". На экран проецировался видеоряд, где фигурки дуэта
ARRIVAL дефилировали на фоне бескрайних залитых солнечным светом открытых пространств и было
много голубого чистого солнечного неба (этим видеоряд, по меткому замечанию, высказанному Al,
напоминал видео APOPTYGMA BERZERK). Народ в зале очень тепло воспринял это выступление, раздались
крики "Хотим еще! Еще!", но ARRIVAL извинились за плотную программу и передали слово следующим
ораторам.
Музыканты из ТЕХНОЛОГИИ решили в этот раз не эксплуатировать свои коронные мега-хиты, а
исполнили программу, целиком состоявшую из вещей, написанных после возрождения группы - "Камни",
"Последнее слово", "Люди", "Саморазрушенье" и новейшую композицию, названия которой я не знаю и
которую слышал в первый раз. Все песни прозвучали нон-стопом, очень динамично и хитово. Лично мне
современное творчество ТЕХНОЛОГИИ нравится не меньше того, что они сочиняли раньше, группу каждый
раз очень приятно наблюдать живьем, это выступление не было исключением - единственный минус,
который могу отметить - странные, гм... козлиные нотки "а-ля Борис Г.", проскакивающие иной раз
в голосе Романа Рябцева. По слухам, во время своего питерского шоу ТЕХНОЛОГИЯ исполняла кавер
АКВАРИУМА "Старик Козлодоев", вот, видимо, и вошел Рябцев в образ автора оного опуса. Пожелаю же
ему поскорее из него выйти! =)
Без преувеличения, главная сенсация вечера - выступление проекта БИО! После возвращения
ТЕХНОЛОГИИ и ARRIVAL, чрезвычайно отраден факт реанимации этого супер-мега-легендарного проекта,
стоявшего у истоков отечественной синти-сцены. Мэтр жанра Александр Яковлев начал свое
выступление с одной из моих любимых композиций - мощного EBM-боевика "Ритмы жизненых сред" с
альбома "Техноромантика" (с) 1993, потом последовала свежая композиция с недавно вышедшего
сборника "SET One", а затем - совершенно новая песня "Стальные круги" - очень воинственный трек,
отчасти напомнивший мне творчество КОММУТАТОР. На прощанье было обьявлено о выходе нового
альбома БИО этой осенью!
Ну а завершали этот вечер шведы S.P.O.C.K.. При взгляде на сцену, я сразу же проникся к этим
ребятам симпатией и уважением - ура!, они взяли с собой свои сценические костюмы !!! Этот факт
следует отметить особо - ибо уже давно я подозреваю, что в точкинской гримерке лежат несколько
комплектов черных рубашек и футболок, в которые облачаются приезжающие гастролеры и кладут на
место после выступления, видимо дабы не утруждать себя лишним багажом во время перелетов.
Зачастую именно в подобной стандартной рубашечно-маечной униформе заезжие звезды появляются
перед нашей публикой вместо тех ярких нарядов, которыми они блещут во время выступлений на
западных сценах (пример - хотя бы недавние выступления DIARY OF DREAMS м SAMSAS TRAUM). Итак,
шведы вышли в красивых серебристых космических комбинезонах, потому что, как известно, они
являются фэнами саги "Star Track" и воообще всего фантастическо-космического, типа межзвеэдных
перелетов, пришельцев, летающих тарелок и т.п. - подобные темы не редки в электронной музыке, но
у S.P.O.C.K. они поданы не в обычном мрачновато-таинственном ключе, а скорее в иронично-юморном.
Особой любви к S.P.O.C.K. у меня никогда не было, но надо отдать им должное, зажигали они на
славу и благодарная публика бодро пританцовывала под заводные, хотя довольно легковесные и
однообразные поп-мотивы и ритмы S.P.O.C.K. Во многом такой эффект был вызван умением группы
преподнести свою музыку со сцены, а особенно обаянием и умением общаться с залом фронтмена
Андроида (мне запомнилась его история-страшилка про Тунгусский метеорит, НЛО и коварных
пришельцев перед песней "Never Trust A Clingon"=).
Итак, подтянувшись часикам к восьми двадцать первого, когда уже вовсю на
сцене выступали русские коллективы (каждый по пятнадцать минут), я был сразу
удручен экстремально малым количеством народа, даже по сравнению с прошлогодним
мероприятием. Я, конечно, не спец по оценке количества посетителей в "Точке",
но, по моим субъективным ощущениям, в клубе было порядка трехсот человек, ибо
площадка перед сценой даже во время выступления хэдлайнеров была заполнена в
лучшем случае на четверть! "Хмм", подумалось мне - "ну, синтипопперы всегда
славились своей аморфностью, и мероприятия для этой публики обычно никогда не
могли похвастаться большой посещаемостью, поэтому наверняка завтра все будет
по-другому". Забегая вперед, скажу сразу - "по-другому" действительно было, но
не по количеству народа, а по его "качеству". Публика первого дня состояла в
основном из поклонников синти-попа, что никакого удивления не вызвало, ведь это
же был официальный "СИНТ ДЭЙ", плюс небольших вкраплений "готов", коих было
мизерное число. Радовал всех своим видом господин Бруно Крамм, массивную тушку
которого с неизменными ярко-красными рогами можно было наблюдать во всех
помещениях клуба, начиная с бильярдной и заканчивая танцполом, где оный
персонаж вовсю колбасился под С.П.О.К. на пару со своим клавишником :) Штефан
Акерман при этом скромно сидел на стуле и снимал очередную готел..., эээ, я
хотел сказать, "общался с поклонницами"... ;) Из услышанных мною русских групп
первого дня особо запали в душу выступления SENSOR и КОММУТАТОРа, я бы даже
прикупил их диски, будь они в свободной продаже, а вот первые хэдлайнеры
!DISTAIN меня как-то совсем не впечатлили, хотя все вроде было грамотно, но
как-то скучновато и однообразно. Зато по-настоящему "зажгли" шведские
приколисты из S.P.O.C.K., выдавшие на-гора коктейль из стебного юмора,
профессионального общения с залом и суперзаводных "космо-поповых" мелодий,
заставивших даже самых консервативных слушателей пуститься в пляс! Безусловно,
это было лучшим выступлением вечера, после которого уже пошли диджейсэты, и
народу в клубе осталось совсем уж неприличное количество (что удивительно, ибо
следующим днем было воскресение и можно было спокойно отоспаться после ночной
вечеринки, хотя, может, синтипопперы – экономные парни и просто решили уйти до
закрытия метро, чтобы не тратиться на "тачку"? ;)). К звуку в этот день у меня
никаких претензий не было, что для "Точки" большая редкость, но объясняется
это, видимо, тем, что за пультом стоял приглашенный (скорее всего -
иностранный) звукач, а не точкинский. Потусив в клубе часов до четырех, я
отправился домой отсыпаться и копить силы для следующего дня, "готического".
составили проверенные временем классические композиции. Под мощную волну
отличного звука все такой же тощий как смерть Штефан распевал свои дьявольские
вирши, демонстрируя сатанинскую пластику тела, посредством которой он не только
иллюстрировал исполняемые песни, но и весьма успешно общался с залом. После
каждой композиции практически без акцента (второй раз в России, все-таки ;))
Бруно орал в микрофон "спасибо", и зал взрывался абсолютно искренними овациями,
ибо столь мощной энергетики, как на концертах DAS ICH, лично я больше ни у
одной другой группы не видел. Причем энергетика эта была не светлой, как, к
примеру, на польском выступлении THE DREAMSIDE, а исключительно темной, когда
даже самые танцевальные трэки в исполнении DAS ICH превращались в истинные
пляски смерти и разрушения. Словами ту бурю эмоций и ощущений, которые человек
испытывает на концерте DAS ICH, не передать - там нужно просто присутствовать и
впитывать в себя волны темной энергии, цунами идущей на тебя со сцены. По
оригинальной задумке организаторов, выступление DAS ICH должно было
сопровождаться "огненным шоу" цирковых артистов с участием организатора
"Промышленных Собраний" Дениса Васильева, однако пожарники запретили
администрации клуба опасные игры с огнем, поэтому вместо огненного на головы
зрителей обрушили водяное шоу :) В первой части концерта две белые фигуры на
ходулях и в противогазах обливали зрителей из "минибрандспойнтов", причем
досталось даже краснорогому Бруно, а диджей Хеллен мне на ушко недобро
пошутила, что "обливают-то химическим ядом, после чего все подохнут" ;) Конечно
же, был это не яд, а обычная вода, и так как распылялась она хорошо, никто
особо мокрым не был. Во второй же части концерта оные фигуры облачились уже в
классические театральные маски (белую и золотую) и вращали над головами
зрителей некую полотняную конструкцию, которую особо рьяные фанаты у сцены
умудрились зацепить и минуты полторы держали, не отдавая назад :) Штефан к тому
времени совсем разошелся и "прыгнул в народ" - на руки преданных поклонников,
которые и покатали его несколько минут, пока два дюжих охранника не вытащили
субтильное тельце обратно на сцену.
Коллектив РОБОТЫ вполне можно охарактеризовать как "наш ответ "Крафтверку". В
музыкальном плане. Но если не знать о том, что почтенные джентльмены исполняют
электронную музыку, можно об этом никогда и не догадаться. Ибо выглядят музыканты
не то как друзья Бориса Борисовича Гребенщикова, не то как запасной состав
ПИКНИКА. Длинные шевелюры, странные колпаки, одинаковые футболки с какой-то
загадочной короной… От этих ребят вполне можно было бы ожидать виртуозных
гитарных "запилов" и пятиминутного соло на барабанах! Но нет, РОБОТЫ используют
только сэмплеры-синтезаторы.
В промежуток между "россиянами" вписалась немецкая синтипоп-группа !DISTAIN. Стыд
и позор, я была практически не знакома с творчеством данного коллектива, очень,
надо сказать, неплохого. Шедевров нет, но очень мелодично, абсолютно не занудно,
танцевально. В конце выступления на сцене появились dj RAM и BabyMax. Совместно с
музыкантами !DISTAIN исполнили несколько композиций из репертуара проекта
VIRTUAL SERVER. Не в обиду никому будет сказано, но ярчайшие "Wide Awake" и "Why
Would I Stop Dreaming" гораздо сильнее вещей, созданных совместно с !DISTAIN.
К счастью, победила кибер-эстетика. Все трое участников S.P.O.C.K.появились
перед публикой в образе симпатичных андроидов. Начали с безусловного хита -
"Reactivated" (c этой композиции началось в своё время моё знакомство с этой
шведской формацией). Правда, на всю программу хитов не хватило, не так уж и много
их у S.P.O.C.K. Бравый симпатяга-вокалист с лихвой компенсировал этот недостаток
своим личным обаянием. Никогда не видела, чтобы фронтмен так активно и так
неформально общался с залом. Что он только не выделывал! Славил звёзд русского
хоккея. Поливал себя водой. Падал на колени и молился перед клавишником. И всё
это было чистой воды импровизацией. На "бис" шведы сыграли мою любимую песенку
про коварство инопланетных гостей - "Never Trust a Clingon". Не могу сказать, что
публика устроила бурную продолжительную овацию, но те, кто ещё оставался у сцены,
выглядели вполне довольными. =)
После окончания концерта нас ожидали диджей-сеты от dj RAM'a и dj Baby Max'a.
Среди наиболее активных плясунов танцпола засветился нетрезвый Штефан Аккерман.
Ах, какие па он выделывал на глазах изумлённой публики! =) Я не стала дожидаться
окончания мероприятия, и около трёх часов ночи покинула клуб в компании Hellen и
Матиаса.
Народу было относительно немного, впрочем, как и в первый день. То ли все
разъехались по дачам, то ли разорились, а может, решили посетить альтернативное
мероприятие, проходившее в клубе "В почёте". Даже на концерте DAS ICH можно было
почти беспрепятственно подойти к сцене.
Немецкие гости с ходу заявили о себе древним, но очень сильным своим хитом: "Kain
und Abel". За ним последовали более новые и, увы, менее яркие вещи. Не хватает
им яростной энергии первых альбомов, как-то всё приглаженно и стерилизовано
получилось. Проклятый дух коммерции просочился и сюда. =) Хотя вокальные трели
Bruno Kramm'a достойны восхищения! Звучали, конечно же, и "Бохподох", и "Destillat"…
В целом мне показалось, что группа выступила бледнее, чем в предыдущие разы (это
мой третий концерт DAS ICH). Но и говорить, что сыграли они плохо, тоже не
стану.(c) 2005 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..