2-й Международный Фестиваль Электронной Музыки "May Thunder 2: The Wind Returns!"
21-22 мая 2005,
Клуб "Точка", Москва, Россия
Впечатления MadMax2
Впечатления Al
Впечатления Serega_M
Плэйлисты DJ сетов
Впечатления MadMax2
Ровно год назад, буквально с совпадением день в день, 22 мая 2004 года, концертное агентство
Maythunder Promotion провело Первый Международный Фестиваль Электронной Музыки "Майский Гром"
("May Тhunder"). Тогда в московском клубе "Точка" с успехом выступили три известные западные
группы - немцы IN STRICT CONFIDENCE, DIORAMA, BEBORN BETON, а русскую сцену представили
ТЕХНОЛОГИЯ, ARRIVAL, INNER CONFLICT, КОММУТАТОР, LAST PAGE, ZOЙD, EMPLOSIA, MODULE и HALOED
GHOST.
В этом году, решив не останавливаться на достигнутом, амбициозные устроители из Maythunder
Promotion замахнулиcь на еще более внушительный концертный размах, а также географический и
стилистический охват участников феста. Фестваль "May Thunder 2: The Wind Returns!" стал
двухдневным и представил нам уже не только синтпоп-исполнителей, но и музыкантов в готическом
стиле - поэтому первый фестивальный день был аннонсирован как Synth Day, а второй - как Gothic
Day. Программа первого дня включила в себя рекордное колличество из 18 (!) коллективов: S.P.O.C.K.
(Швеция), !DISTAIN (Германия), VIRTUAL SERVER (Россия-Германия), ТЕХНОЛОГИЯ (Москва), БИО
(Москва), ТАНЦЫ НА ВОЛЕ (Москва), МЕСМЕР (Москва), ARRIVAL (Москва), РОБОТЫ (Москва), КОММУТАТОР
(Москва), DIGITAL MACHINE (Ярославль), REQUIEM FOR FM (Москва), HALOED GHOST (Москва), NURSTRESS
(Москва), MODULE (Москва), D.SIGN (Орел), SENSOR (Нижний Новгород), LOGIKA METRO (Минск). За
второй Gothic Day нес ответственность лишь один коллектив - немцы DAS ICH. Как видим,
географический охват западных участников расширился за счет Швеции, плюс группа из Белоруссии,
наша сцена предстала значительно более "междугородной".
Не знаю как вам, но мне очень интересна русская сцена и наши группы, поэтому для меня больший
интерес представлял именно первый фестивальный день. По целому ряду причин - во-первых я хотел
увидеть известные и давно любимые группы ТЕХНОЛОГИЮ, ARRIVAL, КОММУТАТОР, во-вторых меня
интриговали обещанные организаторами сенсационные камбэки легендарных проектов БИО и ТАНЦЫ НА
ВОЛЕ, также очень любопытно было наконец вживую увидеть знаменитых РОБОТОВ, еще раз посмотреть
на набирающих популярность DIGITAL MACHINE, в-третьих, интерсно было послушать целый ряд новых
групп, часть из которых я слышал только на недавно вышедшем синти-сборнике "SET One", либо
не слышал вовсе (зато слышал много лестного в их адрес). Ну и, наконец, шведские космо-приколисты
S.P.O.C.K. и классики немецкого synthiе рор !DISTAIN тоже представляли определенный интерес, так
как их выступлений мне еще видеть не доводилось. Да, упомяну еще обыкновенное любопытство
концертного завсегдатая - как же-таки организаторы "МГ-2" умудрятся втиснуть в программу
одного вечера аж 18 групп?!?
Так что, горя желанием не упустить ничего интересного из предстоящего синти-марафона, я
оказался у всем известной "Точки" где-то в самом начале седьмого. Уже по дороге от метро стали
встречаться знакомые и незнакомые любители синти-музыки. Толпы, осаждающей клуб, не наблюдалось,
у входа тусовалось пара десятков человек, не задерживаясь, я в числе первых посетителей
проследовал в полутьму и прохладу недр "Точки".
Фестивальное оформление зала заключалось в трех огромных постерах May Thunder 2, развешанных
по бокам от сцены и напротив нее, а также внушительном проекционном экране, размером в полсцены,
установленном позади этой самой сцены. Для улучшения обзора на экране, сама точкинская сцена была
мене захламленной, чем обычно. Экран был весьма кстати и вносил явное оживление в происходящее -
странно, что эта удачная идея с экраном раньше никем не была реализована. По ходу действа на
экране обычно крутился не только концептуальный видеоряд исполнителей, но и высвечивалось
название проекта, что помогало публике ориентироваться в поисходящем на сцене. Сбоку от сцены
примостился и прилавочек с дисками и мерчендайзингом от Violator Project.
Народ потихоньку подтягивался, около 19:00 коротенький водный dj-сет стих и на экране появилось
синее фестивальное лого, пошел фирменный фестивальный ролик с ракетой, стартующей под громовые
раскаты и шум ливня (также фирменные), последовало лаконичное объявление о начале феста. Кстати,
далее все объявления об очередном участнике делал тоже кто-либо из организаторов - хорошо, что
в этот раз не было прошлогоднего не к месту и неостроумно каламбурящего приглашенного ведущего
(якобы известного ви-джея MTV).
Открыли программу REQUIEM FOR FM - московский проект, уже неплохо известный готической
аудитории по многочисленным выступлениям на готик-вечеринках и первый раз вынесший свои песни на
суд синти-аудитории. Трио в составе вокалиста, клавишника и метально колбасящегося гитариста
(известного также по собственному проекту HALLUCINOGENS FOR TWO) начало, как говориться, с места
в карьер, и резвенько и бодро отыграло пару быстрих заводных англоязычных synth-goth-композиций -
"Acid Death", недавно вышедшую синглом, и подобную ей вещь. Выступление было коротким, но
динамичным, пока еще немногочисленная публика живо реагировала. Затем была объявленна следующая
группа, которая практически без паузы и появилось следом на сцене.
Я сразу отметил хороший звук - уж не знаю, чья это была заслуга, но меня очень порадовал тот
факт, что звук на протяжении всех выступлений этого вечера был на высоте и явно лучше, чем,
например, на концерте готических немцев SAMSAS TRAUM в прошлую субботу. Отмечу также и тот момент,
что готы и похожие на оных персонажи на первом фестивальном дне наблюдались в крайне
ограниченном количестве. Сами заметными готами этого вечера была, пожалуй, колоритная троица
музыкантов DAS ICH. "Два толстяка" - рогатый Bruno Kramm и металюжного вида клавишник Marc
Andre Krause без устали перемещались по пространству клуба, слушали выступления, общались,
фотографировались и братались с публикой, раздавали афтографы, а тщедушный Stefan Ackermann
предпочитал скромно отсиживаться на табурете у стенки танцпола в обществе свежеизбранной
"прекрасной дамы".
Следущими были московский дуэт HALOED GHOST в составе клавишника и вокалистки, также
исполнивший две песни, тоже на английском. После бодрячков REQUIEM FOR FM они звучали медленно,
мрачновато и электронно, как некий гибрид электроиндастриала и готического дарквейва, используя
засемплированные тяжелые гитары и бэковые помпезные хоралы. К минусам я бы отнес усложненность и
нетанцевальность композиций и не очень сильный голос вокалистки.
Короткая пауза, фирменный раскат "майского грома", краткое объявление ведущего - и следующая
группа вышла на сцену. Задумка организаторов по вмещению максимального количество выступавших в
заданный промежуток времени стала понятной - группам отводилось совсем немного времени на
выступления, в основном 2-3, максимум пять композиций - таков был лимит для всех, за исключением
иностранных гостей. Плохо это или хорошо - вопрос спорный. С одной стороны плюс в том, что
группы с короткой программой не успевали надоесть, но минус в том, что посетителям, если они
действительно хотели послушать целиком всю программу феста, а не просто провести время за кружкой
пива в чиллауте или за игрой в бильярд, было буквально просто некогда, пардон, отойти в туалет, с
риском пропустить какое-нибудь из выступлений. И еще один положительный момент - надо отдать
должное организаторам, задуманная ими супернасыщенная фестивальная программа работала четко и
без сбоев от старта в 19:00 до самого финиша поздней ночью. Замечу также, что по схеме
организаторов, все выступавшие артисты, и наши, и иностранные, были полноценными участниками
феста, а не чьим-либо "разогревом".
Тем временем на сцене появились NURSTRESS - "сводный оркестр" с участием музыкантов московской
группы INNER CONFLICT и саратовского женского коллектива EMPLOSIA, дополненный приглашенным
гитаристом Baby Max и очень уместно подобранным видеорядом, где мелькали кадры из прошлых живых
выступлений музыкантов вперемешку с крупными планами прелестниц-вокалисток. Это видео очень
оживляло само исполнение, по ходу которого было исполненно три англоязычные композиции
в стиле "интеллектуальный синт-поп" - но, если честно, то с большим удовольствием я бы послушал
каждую из двух групп по-отдельности.
На экране возник "тру-индустриальный" черно-белый видеоряд из дымящихся труб ТЭЦ - следующими
на сцене появились DIGITAL MACHINE из Ярославля. В последнее время эта молодая группа старается
чаще появляться на московских клубных сценах, удачно отметилась на недавно вышедшей
синти-компиляции "SET One", а также селф-релизом выпустила уже несколько хит-синглов. Все это
ведет к тому, что группа явно набирает популярность среди поклонников синти-музыки - это
чувствовалось уже по тому, как публика приветствовала вышедших на сцену музыкантов. Музыка группы
динамична и хитова, испытывает влияния классиков жанра (DM, KRAFTWERK, CAMOUFLAGE...), но вместе
с тем самобытна и узнаваема. И, наконец-то с начала вечера, зазвучали песни на русском языке -
припев песни "Храни" (слова которой, по ироничному определению вокалиста, и есть "вся правда о
русском синти-попе"), фэны, рубившиеся у сцены, самостоятельно пропели в микрофон, протянутый
вокалистом в зал. Умение общаться с публикой - еще один плюс в копилку DIGITAL MACHINE (помимо
рослой прелестницы клавишницы/бэквокалистки=).
Пятым участником была известная и активно выступающая московская группа MODULE (которыя не
так давно удачно отыграла и на одной из готик-вечеринок www.gothic.ru). Гм, вот дела... если еще
недавно MODULE звучали как "синти-поп с гитарами" (MESH, MICHIGAN...), то сейчас они почему-то
решили дать слишком уж ощутимый крен в сторону гитарной "альтарнативы", или даже скорее
поп-панковой музыки "молодежного" MTV-формата - простенькие мелодии, но оглушительно громкие
гитары и барабаны, "отрывающийся по полной", но при этом безбожно лажающий вокалист у микрофона
- честно говоря, я был несколько озадачен этим выступлением...
И вот на сцене первая "забугорная" группа - LOGIKA METRO из Минска. Я слышал их в первый раз и
не был разочарован - белорусское трио в составе вокалиста и двух клавишников исполнило три
композиции, продемонстрировав сильный вокал, умение писать на русском и на английском и сочинять
драйвовую современную synth- или даже скорее futurepop-музыку.
Следом - опять новое для меня название - D.SIGN (Орел). Первая песня, средентемповая или даже
медленная, вокалист со страдающими интонациями - это музыка не произвела на меня особого
впечатления... Зазвучало бодрое интро второй песни - и тут на смену статичному вокалисту к
микрофону выскочила эдакая прыгающая и скачащая как коза вокалистка мелкого росточка и, казалось,
такого же возраста. Её молодой прыгучей энергии хватило на целую песню. Гм, забавно, забавно.
Потом была еще пара композиции, но место у микрофона прочно оккупировал вокалист-страдалец - так
и не дал молоденькой козочке еще разок порезвиться...
И еще одно абсолютно новое имя - SENSOR из Нижнего Новгорода впервые выступали в Москве. Трио
предстало на сцене в довольно нетривиальном для synthpop-музыки составе - вокалист, клавишник и
ударник за барабанной установкой. Группа нон-стопом отыграла три англоязычные композиции, сразу
же обратив внимание сильным и красивым вокалом, динамичным и подчеркнуто электронным звучанием,
качественной интересной музыкой - SENSOR стали для меня одним из приятных открытий феста. И даже
избалованный и привередливый ценитель и знаток Serega_M, стоявший во время выступления группы
рядом со мной, изрек свой веский мега-положительный отзыв в адрес оного проекта.
Как я уже кажется говорил выше, заранее точного расписания всего мероприятия публике не было
оглашено, поэтому каждая следующая выходившая группа была очередным маленьким сюрпризом. И вот
ведущий представил очередных участников - "группу с высоким вокалистом - КОММУТАТОР".
Реакция зала была незамедлительной и весьма бурной - многие из стоявших в зале плотнее
подтянулись к сцене и с первых же знакомых аккордов стали рубиться под хитовые композиции группы,
возглавляемой действительно очень высоким и представительным вокалистом. Прямой, качающий бит,
подчеркнутый жесткими гитарными риффами, хитовая мелодика, мужественный ровный вокал, искренние
тексты - песни КОММУТАТОРА звучат мощно и убедительно, никого не оставляя равнодушным, "грузя"
одних слушателей, и приводя в восторг других - коих, я надеюсь, всегда будет больше.
Я был премного наслышан о шоу РОБОТОВ, которые, по слухам, выступали чуть и не с какими-то
коробками на головах - но в этот раз "русский Крафтверк" предстал перед публикой в совершенно
неожиданном образе... "Крафтверк чеченский". Одинаковые черные цилиндрические шапочки на головах
участников проекта сильно смахивали на горские папахи, к этому же образу отсылали черные
облачения и повышенная бородатость-волосатость чернявого музыканта в центре. Отбросив некоторую
двусмысленность подобного маскарада, запишем очко в пользу РОБОТОВ - они были первыми из
выступавших, кто вышел в продуманных сценических нарядах, а не в том, в чем обычно выходят в
соседнюю булочную =). В противовес имиджу "детей гор", на экране крутился хайтековый видеоряд с
перспективами гигантского мегаполиса-муравейника и начинкой какого-то суперкомпьютера и звучала
навороченная и тревожная техногенная электро-кибер-музыка. Новое звучание РОБОТОВ было более
жестким и холодним, еще менее человечным, с минимумом вокалов, те же, что присутствовали, были
сильно искаженны вокодерными эффетами. Новые композиции понравились мне явно больше тех, что были
записаны на их дебютном диске - с нетерпением жду нового альбома.
Следующим номером программы стала одна из сенсаций, припасенных организаторами - выступление
легендарных электроиндустриальщиков 90х годов прошлого столетия, группы ТАНЦЫ НА ВОЛЕ. Когда-то
ТАНЦЫ НА ВОЛЕ были знакомы каждому посетителю Депеш-вечеринок, хотя их музыка всегда была ближе к
electro/EBM американской школы. Не случайно группа успела поработать с довольно известным
в данном жанре американскими коллегами SPAHN RANCH. К сожалению, в конце 90х коллектив распался,
а его участники полностью отошли от творчества. Организаторам пришлось немало позаморачиваться,
чтобы разыскать фронтмена ТНВ Валерия Валиева и убедить его в необходимости выступления на
"Майском Громе 2". И это было сделано не напрасно! Хотя музыканту пришлось выступать в
полном одиночестве (так как группы фактически не существует), под мунусовку исполняя старинные
электроиндустриальные брэйк-битовые хиты с культовых альбомов "Адаптация" и "Пластик", данное
выступление было одним из самых ярких на фесте! Валерий продемонстрировал прирожденный талант
настоящего шоумена, заводя и зажигая зал так, как это и не снилось некоторым группам с пятью
музыкантами в составе!
И вот настал черед выступить и гостям из Германии, группе !DISTAIN, исполняющей, на мой взгляд,
довольно типичный synthie pop германской школы. Тем не менее, для многих посетителей, особенно
женской части, эта группа стала одной из самых ожидаемых - в основном из-за смазливой внешности
музыкантов. Немецкие синти-профи (кстати сказать, выглядевшие на сцене, скорее как бедные
студенты) естественно, в грязь лицом не ударили, но и каких-либо "небесных картошек" тоже не
нахватали. Все у трицы прилежных немецких студентов было чистенько, гладенько, сладенько, публика
в зале активно их поддерживала, но что-то меня их песни совсем не взбудоражили, зато почему-то
принесли стойкое чувство дажа-вю в отношении недавнего выступления таких же аккуратных шведских
мальчиков из группы ELEGANT MACHINERY...
!DISTAIN пели долго, предоставив мне долгожданный повод расслабиться и на время отвлечься от сцены. И
тут, находясь в отвлеченном состоянии общения с кем-то из знакомых, я краем уха уловил, что
музыка вдруг стала намного оживленнее и интереснее! Обратив удивленный взор к сцене, я увидел там
все тех же умельцев из !DISTAIN - надо же, а ведь могут, когда захотят! - подумал я. Но не
тут-то было - в следующую минуту, кроме двоих дистайновцев, я различил на сцене парочку посторонних
челов, которых там раньше не наблюдалось и которые, при ближайшем рассмотрении, оказались dj RAM
и Baby Max - и только тогда я догадался, что слушаю уже русско-немецкий проект VIRTUAL SERVER (с
участием dj RAM плюс вокалист/клавишник !DISTAIN). Остается добавить, что модерновое
притрансованное синти-фьюче-электро звучание VIRTUAL SERVER пришлось мне весьма по вкусу.
Следующий проект, занявший сцену, назывался МЕСМЕР. Это также был один из организаторских
сюрпризов "для тех, кому за 30" - в начале 90х МЕСМЕР гремели почти-что наравне с ТЕХНОЛОГИЕЙ и
КАР-МЕН, но потом надолго ушли в тень. Дуэт в составе подвижного крепыша-вокалиста и миловидной
все время улыбающейся клавишницы в темных очках исполнил пару ультра-заводных электро-поп
композиций, и, что называется, не отходя от кассы, убедительно доказал, что наши могут не хуже
немцев - я имею в виду выступавший перед ними !DISTAIN.
Думаю, не нуждающийся в представлении дуэт ARRIVAL начал свое выступление с известного старого
боевика "Простые слова", потом были современные треки, уже хорошо известные и любимые публикой
хиты "Разводные Мосты" и "Город на Песке". На экран проецировался видеоряд, где фигурки дуэта
ARRIVAL дефилировали на фоне бескрайних залитых солнечным светом открытых пространств и было
много голубого чистого солнечного неба (этим видеоряд, по меткому замечанию, высказанному Al,
напоминал видео APOPTYGMA BERZERK). Народ в зале очень тепло воспринял это выступление, раздались
крики "Хотим еще! Еще!", но ARRIVAL извинились за плотную программу и передали слово следующим
ораторам.
Музыканты из ТЕХНОЛОГИИ решили в этот раз не эксплуатировать свои коронные мега-хиты, а
исполнили программу, целиком состоявшую из вещей, написанных после возрождения группы - "Камни",
"Последнее слово", "Люди", "Саморазрушенье" и новейшую композицию, названия которой я не знаю и
которую слышал в первый раз. Все песни прозвучали нон-стопом, очень динамично и хитово. Лично мне
современное творчество ТЕХНОЛОГИИ нравится не меньше того, что они сочиняли раньше, группу каждый
раз очень приятно наблюдать живьем, это выступление не было исключением - единственный минус,
который могу отметить - странные, гм... козлиные нотки "а-ля Борис Г.", проскакивающие иной раз
в голосе Романа Рябцева. По слухам, во время своего питерского шоу ТЕХНОЛОГИЯ исполняла кавер
АКВАРИУМА "Старик Козлодоев", вот, видимо, и вошел Рябцев в образ автора оного опуса. Пожелаю же
ему поскорее из него выйти! =)
Без преувеличения, главная сенсация вечера - выступление проекта БИО! После возвращения
ТЕХНОЛОГИИ и ARRIVAL, чрезвычайно отраден факт реанимации этого супер-мега-легендарного проекта,
стоявшего у истоков отечественной синти-сцены. Мэтр жанра Александр Яковлев начал свое
выступление с одной из моих любимых композиций - мощного EBM-боевика "Ритмы жизненых сред" с
альбома "Техноромантика" (с) 1993, потом последовала свежая композиция с недавно вышедшего
сборника "SET One", а затем - совершенно новая песня "Стальные круги" - очень воинственный трек,
отчасти напомнивший мне творчество КОММУТАТОР. На прощанье было обьявлено о выходе нового
альбома БИО этой осенью!
Ну а завершали этот вечер шведы S.P.O.C.K.. При взгляде на сцену, я сразу же проникся к этим
ребятам симпатией и уважением - ура!, они взяли с собой свои сценические костюмы !!! Этот факт
следует отметить особо - ибо уже давно я подозреваю, что в точкинской гримерке лежат несколько
комплектов черных рубашек и футболок, в которые облачаются приезжающие гастролеры и кладут на
место после выступления, видимо дабы не утруждать себя лишним багажом во время перелетов.
Зачастую именно в подобной стандартной рубашечно-маечной униформе заезжие звезды появляются
перед нашей публикой вместо тех ярких нарядов, которыми они блещут во время выступлений на
западных сценах (пример - хотя бы недавние выступления DIARY OF DREAMS м SAMSAS TRAUM). Итак,
шведы вышли в красивых серебристых космических комбинезонах, потому что, как известно, они
являются фэнами саги "Star Track" и воообще всего фантастическо-космического, типа межзвеэдных
перелетов, пришельцев, летающих тарелок и т.п. - подобные темы не редки в электронной музыке, но
у S.P.O.C.K. они поданы не в обычном мрачновато-таинственном ключе, а скорее в иронично-юморном.
Особой любви к S.P.O.C.K. у меня никогда не было, но надо отдать им должное, зажигали они на
славу и благодарная публика бодро пританцовывала под заводные, хотя довольно легковесные и
однообразные поп-мотивы и ритмы S.P.O.C.K. Во многом такой эффект был вызван умением группы
преподнести свою музыку со сцены, а особенно обаянием и умением общаться с залом фронтмена
Андроида (мне запомнилась его история-страшилка про Тунгусский метеорит, НЛО и коварных
пришельцев перед песней "Never Trust A Clingon"=).
В заключене хочется еще раз отметить четкую организацию мероприятия подобного масштаба, а так
же тот отрадный факт, что многие наши коллективы выступили достойно и вполне на уровне крепких
западных групп среднего эшелона типа S.P.O.C.K. и !DISTIAN.
MadMax2