Концерт IN EXTREMO (Германия)
2 апреля 2006,
Клуб "Точка", Москва, Россия
Впечатления Alexis_Ch aka Bleubarbe
Среди всех коллективов, исполняющих гитарную музыку с элементами средневековья,
IN EXTREMO, пожалуй, наиболее интересный проект, заслуженно пользующийся популярностью,
и в то же время, а во многом и в силу этого - наиболее спорный. Я не намерен
вдаваться в бесконечный дискурс по поводу того, имеет ли сам жанр право на
существования - и без того уже много сломано копий. Лично я согласен с Вольтером:
все жанры хороши, кроме скучного! К тому же смешение традиции и модернизма - не
есть порождение нашего времени: достаточно вспомнить хотя бы Гийома Аполлинера с
его стихотворными стилизациями под средневековье. Другое дело, что это
направление, как это не прискорбно, по-видимому, себя исчерпало: новые альбомы и
коллективы появляются с завидной регулярностью, а вот свежих идей уже не заметно -
и это признают даже поклонники!
Так получилось, что я слегка припозднился и пропустил начало концерта. Зато
избежал длительного стояния в очереди на входе - по отзывам, она была агромадная -
как всегда в "Точке" при наезде мировой знаменитости. Таким образом, я несколько
отсрочил встречу со всей гигантской толпой, пришедшей на IN EXTREMO - чтобы
натолкнуться на нее сразу же, как только прошел обычную процедуру контроля и
отворил дверь в хорошо знакомую точкинскую "яму".
Сказать, что зал был полон - значит ничего не сказать! Даже на лестнице народ
стоял вплотную, более того, отдельные личности уселись на узком приступочке
стены, примерно на трехметровой высоте над уровнем танцпола - не дать не взять
куры на насесте. Публика разная, как цивильного вида, так и металлерского, но
готов в толпе, за исключением нескольких человек, не замечено вовсе - очевидно,
наша аудитория предпочла VNV NATION, концерт которых параллельно проходил в
клубе "Икра". Среди прочей публики выделялась пара ребят в
клетчатых повязках вокруг пояса, видимо, изображавших килты. Но вообще говоря,
кроме этих двоих, оригинальных, тем паче - средневековых костюмов я не заметил.
Переводим взгляд на сцену: солист Michael aka Das Letzte Einhorn, как и
ожидалось, вышел на сцену с голым торсом и в кожаных штанах якобы средневекового покроя.
Примерно так же выглядели гитарист и басист. Не знаю, как у других, а у меня эта
униформа вызывает ассоциации с парижскими кабошьенами - восставшими живодерами,
которые захватили во времена Столетней войны власть в городе и, как водится,
учинили кровавый террор. А вот волынщики обрядились не столь традиционно: в
тельняшки, береты и бриджи - не то матросы, не то десантники, не то пираты -
пожалуй, все же скорее третье. Во всяком случае, придумано оригинально.
Играли тоже весело, с шутками и прибаутками на немецком в паузах между песнями.
Порадовало превосходное качество звука: все было чисто и сочно, отчетливо была
слышна каждая нота, но никаких бьющих по ушам искажений: даже для "Точки" такое
редкость. Несомненно, привезли своего звукача, невозможно поверить, что это
работа наших "мастеров"! Отлично было слышно даже в билльярдной, чем я
воспользовался в середине концерта, чтобы отдохнуть от тесноты, духоты и
соседства с разгоряченной публикой. Благодаря стеклянной стенке, группу было не
только слышно, но и видно, так что я ничего не пропустил.
Единственное, о чем можно пожалеть - это программа: к сожалению, очень мало
прозвучало вещей с ранних альбомов - только "Ai Vis Lo Lop", "Palastinalied", и,
разумеется, "Herr Mannelig" - последнюю песню зал пел хором вместе с солистом. В
основном же звучали песни с последних альбомов, то есть тех, где основу
составляет уже не средневековье в рок-интерпретациях, а наоборот - тяжелый
немецкий металлический рок с элементом стилизации под средневековье. Для
современной целевой аудитории IN EXTREMO это, может, и хорошо, а мне все же
больше интересен ранний IN EXTREMO.
Еще могу отметить, что группа и прежде всего Михаэль как фронтмен вели себя на
сцене весьма сдержанно. Чего нельзя сказать о публике - зрители в основной своей
массе рубились и слэмились, не замечая ничего вокруг себя. Вышеупомянутая парочка
в "килтах" бешено отплясывала рилу, обхватив друг друга за плечи. Ближе к концу
выступления нескольким человекам удалось прорваться на сцену - кто-то, если мне
не изменяет память, даже обнимался с группой. Кажется, музыканты были в шоке -
надеюсь только, что в хорошем смысле этого слова.
На следующей за "Herr Mannelig" песне - я ее не узнал - Моргенштерн зажигает
барабанные палочки, в знак того, что эта песня прощальная. И принимается...
неужели играть? Да-да, вы не ошиблись - ни в чем не бывало Моргенштерн стучит
по "бочке" этими двумя огненными факелами - и как только барабанный пластик не
лопнул?
Эстафетные - простите, барабанные палочки у Моргенштерна принимает Das Letzte
Einhorn: хватив керосину из пластиковой бутылки, он несколько раз выдыхает огонь.
Бутылка с горючим летит в партер - публика в восторге! Дальнейшую судьбу бутылки,
я, к сожалению, не отследил. Достаточно странно было потом прочитать
восторженные отзывы об этом шоу в RGPJournal и LiveJournal - людям явно не приходилось
видеть выступление отечественного ансамбля MUSICA RADICUM, у которых "огненная
феерия" длится по полчаса (и видимо, как раз из-за этого шоу к ним и прилепился
ничем другим не оправданный штамп "русских IN EXTREMO"). Но в конце концов,
главное - музыка, а не выдыхание огня.
На этом концерт закончен. Мосты - вернее, палочки - сожжены, играть барабанщику
больше нечем, волей-неволей приходится уходить со сцены, какой бы ор ни
поднимали фанаты. Пора и мне закругляться - посему ставлю точку.