Международный фестиваль индустриальной музыки HEILIGE FEUER IV
Санкт-Петербург, клуб "Red"
18 октября 2003
Фотогалерея
Впечатления Fazgir
Впечатления Fazgir
Когда-то давно, приход осени у меня вполне однозначно ассоциировался в музыкальном плане только с грядущим празднованием Хелловина в рамках готического party, организовываемого RGP. Но последние пару лет к ожидаемым осенью событиям прибавились еще пара: фестивали Ландшафт и Священный Огонь, проводимый традиционно в Питере. К великому огорчению в этом году тема Ландшафта не получила своего воплощения и вниманию меломанов от индастриала и сочувствующей публике было предложено на выбор меню из одного блюда – Heilige Feuer IV.
Ознакомившись с пресс-релизом на предстоящий фестиваль, я не ощутил в себе, должно признаться, никаких внутренних позывов на посещение сея события. Из всех пяти анонсированных проектов знакомым оказался только один (да и тот своими последними работами несколько отбил желание продолжать это знакомство – после альбома Venecia я стал косо поглядывать на ALLERSEELEN), а все остальные вызывали смутные подозрения в полнейшем отсутствии «музыкальной» ценности. Но время само расставило все точки над «i» и мною, в силу множества как объективных, так и субъективных факторов, было принято решение совершить путешествие из Москвы в С-Пб. Билеты были куплены, вещи собраны, координаты явок обговорены и не оставалось ничего более чем просто сесть в поезд и посетить сие мероприятие, что и было с успехом воплощено в жизнь.
Не буду утомлять читателя рассказом о том, как я и компания сотоварищей проводили время в северной столице, выражу только пару благодарностей людям которые мужественно и женственно, взяли на себя роль гостеприимных и радушных хозяев и провожатых – большое им за это СПАСИБО!
Ну, хватит предисловий – к телу… ой, к делу… да, ближе к делу. Расставшись с верхней одеждой и сумками, мы прорвались через дотошно ощупывающего охранника и оказались в чреве Red Club. В помещении, не взирая на индустриальное шумелово диджей-сэта, царила какая-то совершенно не индустриальная атмосфера, чем-то напомнившая мне московский Р-Клуб (даже названия близкие). Вскоре на сцене я заметил какое-то шевеление, которое мною было интерпретировано не иначе как подготовка к предстоящему акту – это меня приятно удивило, так как все шло к тому, что концерт начнется практически вовремя без обычных длительных проволочек.
Одним существенным минусом организации мероприятия я бы назвал то, что никем не объявляется о том, кто готовится к выступлению. Так, к примеру, когда я увидел двух дядек, которые вышли на сцену, и сев друг напротив друга и боком к зрителям сразу начали крутить ручки своих электронных приборчиков, я долго не мог сообразить, чего же такое мне тут явилось со сцены и прямо в уши. Благо нашлись добрые люди, которые смогли перекричать мартиальный шум и донести до моего сознания, что передо мной на сцене никто иные как отечественные ВЕТРОФОНИЯ в лице Александра Лебедева-Фронтова (LINIJA MASS, STALNOJ PAKT) и Николая Судника (ZGA). Из динамиков «жирно» и мощно выливались звуки всевозможных сэмплов, рисующие в сознании образы Великой Отечественной Войны. Картинка видеоряда являла зрителю черно-белое гипнотически завораживающее бушующее пламя кострища. Судя по последующим отзывам, такое начало выступления многим понравилось, но вот о себе я такого сказать к сожалению не мог… мне стало скучно и единственное развлечение которое я мог себе найти так это стоять и пялиться на видеоряд. Но вот, видеоряд сменился, и вместе с ним в корне изменилось звуковое полотно. Я уж не помню, что именно пришло на смену полыхающему огню, но вот на смену martial industrial пришел power noise и меня начало «втыкать». Я вполне понимаю, почему многим не нравится такое звуковое месилово, но сам лично этого мнения не разделяю. В порыве вдохновенного проникновения звуком, который в клубе особым качеством не блистал, я отдался на волю низкочастотным вибрациям и начал с бОльшим интересом изучать происходящее. Мой взгляд скользил по сцене, наблюдая за работой музыкантов, потом перескакивал на проекции картинок видеоряда, являющих то ускоренные изображения тибетских ритуальных танцев с масками гневных божеств, то работающие станки и прочие механизмы. После окончания выступления группы в голове еще долго стоял гул, а перед глазами мелькали различные отрывки видеоряда.
Ну, между первой и второй перерывчик небольшой, как гласит старинная русская присказка. Не успев отойти от ВЕТРОФОНИИ, я был вынужден готовится к новой порции «музыки» - на сцене уже копошился загадочный персонаж в псевдо-военной униформе с подтяжками, бородой-пучком и пирсингом. Как выяснилось чуть позже, это был единственный участник проекта PAINSLUT, анонсировать выступление которого в пресс-релизе вообще забыли. На заднем фоне в видеоряде замелькала голая женская фигурка, в ушах разорвались дикие резкие звуки ритм-нойзового характера. Мне это дело сразу же почему-то не понравилось, но я героически устоял на месте и собрав волю в кулак начал наблюдать за развитием событий. Но мое серьезное медитативное отношение к происходящему было наглым образом нарушено видом, начавшего самозабвенно орать благим оревом персонажем на сцене. Сначала я несколько удивился, но потом, глядя на его умиленное собственным актом творчества лицо я подумал: «ну хорошо, что хоть кого-то это истинно прет». Так вот и прошло выступление PAINSLUT: то он блаженно орал в микрофон, то похотливо поглядывая на собственный видеоряд крутил ручки пульта, то просто искренне «втыкал» и, пританцовывая перся под собственную КАКАфонию.
Следующим номером в программе было выступление австрийцев BEARER OF THE INMOST SUN. На сцене появились два серьезного вида товарища в комбинезонах снежного цвета с целеустремленными лицами. Они начали колошматить в барабаны и довольно жестко чеканить слова песен. И даже не взирая на то, что когда мой взгляд падал на второго барабанщика, стоявшего в глубине сцены, и у меня в голове проскакивала смешная фраза «стучи, Форест, стучи!» (уж больно этот австриец был похож на этого киногероя) их выступление мне показалось весьма не дурным. В них был какой-то правильный дух, который делал шоу не просто стучанием и пением, а именно полноценным и законченным актом манифестации своего понимания жанра. Жаль только, что их старания были омрачнены рядом технических накладок, из-за чего лицо вокалиста было вынуждено периодически сбрасывать суровую нордическую маску и принимать виновато-улыбчивую форму. Но при всем при этом, общее впечатление от них осталось весьма и весьма положительное.
Немного передохнув и запасшись тоником в жестяной баночке я занял позицию перед сценой ожидая выход следующего проекта. The next по плану должен был быть RASTHOF DACHAU - оно мне было наиболее симпатично по названию (из всех неизвестных в анонсе фестиваля) и я возлагал большие надежды на этих немцев. Но, черт подери, что я вижу: на сцену вновь вскарабкивается «перец» из PAINSLUT и с ним еще один и тоже в миллитари прикиде. И понеслось… На сей раз никакого ритма не было и был только довольно жесткий и практически бесструктурный нойз. Вместо одного блаженно орущего на сцене уже было два «ревуна» которые на перебой верещали что-то про white power и прочее, но на сей раз мне стало действительно смешно. Апогеем моего веселье стал момент, когда Макс П (тот который собственно и являет собой сам проект RASTHOF DACHAU и к которому наглым образом притисался пучко-бородый проказник из PAINSLUT) достал красную книгу… тут в моем воображении почему-то возникла идея что сейчас он будет зачитывать со сцены списки вымирающих животных и от такого предположения я чуть не выпал из рядов слушателей с дикой истерикой. Благо мое предположение не подтвердилось и все продолжилось своим чередом. На сцену смотреть мне стало как-то неинтересно и я обратил свое внимание на публику. Около меня происходило нечто – прямо передо мной резвилась парочка «готих», показывающих эротическое лесбо-шоу друг с другом. Они пытались ритмично извиваться и притираясь друг к другу, следовать за рисунком царящего «музыкального» хаоса, но так как никакого ритма в производимых RASTHOF DACHAU звуках не наблюдалось они постоянно обламывались, но с завидным упорством продолжали пытаться подстроиться к теме – это зрелище весьма умиляло.
Нойзовое выступление RASTHOF DACHAU плавно перетекло в power electronics от LEGION CONDOR. В составе музыкантов на сцене ничего не изменилось, но вот музыка претерпела значительные изменения, и это было большим плюсом. Звуки приобрели более размеренные и увесистые формы – ведь умеют, черти, когда хотят. Но выступление этого проекта продлилось не долго.
Хэдлайнерами фестиваля были безусловные короли индустриальной сцены – австрийский проект ALLERSEELEN. И как бы я не относился к их позднему творчеству, все равно, самыми желаемыми и ожидаемыми в этот день были именно они. ALLERSEELEN вышли на сцену в составе трех человек: сам Кадмон, перкуссионист и барабанщик. И, шоу началось. Как же меня начало колбасить, когда я услышал, как живьем звучит эта формация. ALLERSEELEN с «живыми» барабаниами, с прущимся, от своей музыки, мило пританцовывающим у микрофона Кадмоном в духе поп-звезд эстрады 40-х – это ЧУДО!. В зале зашевелилось: у сцены люди начали двигаться в такт музыке, а самые смелые даже начали подпевать. В паре метров от меня «зажигали» пучко-бородый бес из PAINSLUT и Макс П. (RASTHOF DACHAU). Когда же зазвучала «Heilige blut» я уж и сам начал притопывать и бурчать себе под нос знакомые слова. Старый материал вполне органично сочетался с поздними вещами и не только не вызывал у меня былого раздражения, но и стимулировал неподдельный интерес к себе. После концерта у меня появилось параноидальное желание докупить себе отсутствующие в коллекции альбомы, даже не исключая «Венецию». Да, выступление удалось на славу, и только оно одно уже полностью окупало потраченные на вход и дорогу деньги.
Подводя итог можно сказать, что при всем обилии полученных на фестивале впечатлений при объективном анализе все же трудно оценить данное мероприятие выше, чем на отметку «удовлетворительно». Если бы не столь понравившийся ALLERSEELEN то и положительные впечатления от ВЕТРОФОНИИ утонули бы в куче отрицательных эмоций от выступления PAINSLUT и RASTHOF DACHAU, кои нойзовые и ритм-нойзовые потуги иначе как дерьмом и назвать то сложно. А ведь весьма удивительно, вернувшись домой и послушав полноформатник RASTHOF DACHAU «Blut & Boden» я счел его более чем приемлемым к прослушиванию. Отсюда вывод – все испортил этот пучко-бородый бес из PAINSLUT.
Fazgir