Международный фестиваль индустриальной музыки HEILIGE FEUER III
Санкт-Петербург, клуб "Red"
19 октября 2002
Фотогалерея
Впечатления coroner
Впечатления coroner
Фестиваль Heilige Feuer прошёл в Санкт-Петербурге уже в третий раз - подобная стабильность не может не вызывать уважения, по крайней мере, больше подобных прецедентов в нашей стране нет. К сожалению, ближайший конкурент - московский Land(Schaft), в этом году в Москве переименованный в "Архаика и Технология", и экспортированный в Питер как Land(Schaft) 2, значительно отстаёт и по представительности и по концептуальности действа. Вот уже во второй раз HF приютился в Red Club - место для проведения подобного мероприятия без сомнения спорное - гигантский "Спартак", в котором проходил Heilige Feuer I был куда более подходящим залом, однако, по словам организаторов, реальной альтернативы Red Club для проведения таких концертов в Санкт-Петербурге сейчас нет. Если говорить о минусах самого клуба, то это в первую очередь небольшая его площадь и не очень хорошая акустика - в зале постоянно раздавался лязг резонирующих металлических конструкций. На билете было заявлено время "doors open" - 20:00, которое многие по старой советской традиции почему-то сочли временем непосредственного начала концерта - сами выступления групп начались лишь в 22:30.
Порядок выступления коллективов сначала вызывал некоторое недоумение - INADE, CYCLOTIMIA, LUNAR ABYSS QUARTET, WAPPENBUND и LES JOYAUX DE LA PRINCESSE, подобное расположение не то чтобы традиционно - обычно локальные группы ставят в начале, как разогрев, но, по сути, на Heilige Feuer III был выбран абсолютно верный подход - равнозначности коллективов, действительно - те же CYCLOTIMIA с несколькими западными релизами, уже далеко не новички на индустриально-шумовой сцене.
Фестиваль открывал немецкий проект INADE - частота их концертов в России поражает воображение - такое не по плечу даже поп-рок бэндам - три концерта за два года - на Land(Schaft) как INADE, на Heilige Feuer II как EX.ORDER и на нынешнем фестивале опять как INADE. Что является причиной подобной любви организаторов индустриальных фестивалей к этому дуэту - для меня загадка - возможно, своего рода откуп за деятельность отечественных пиратов из Ars Nova неслабо пропиаривших INADE, выпустив пиратский релиз альбома "Aldebaran"? Как бы то ни было, многие, в том числе и я, остались, разочарованы последним концертом INADE, несмотря на огрехи со звуком, их же выступление на прошлогоднем Heilige Feuer, как EX.ORDER было и мощней и интересней, тут же была довольно формальная работа со звуком - всё профессионально, но не очень убедительно.
Для московского коллектива CYCLOTIMIA выступление на HF3 стало первым иногородним концертом, впрочем, и московскую публику своими концертами они не часто радуют. После INADE, CYCLOTIMIA воспринимались очень хорошо - музыка была агрессивной и ритмичной, впрочем, эту ритмичность потом многие упоминали в качестве отрицательного момента. Нынешние видео-нарезки стали менее провокационными, чем несколько лет назад - сейчас CYCLOTIMIA полностью ушла в анти-глобализм и стёб над западными ценностями, поэтому и видео было составлено по большей части из всяческих бизнес новостей. Этот подход можно критиковать, но уж однозначно это оригинальней набивших оскомину ретро-лент или компьютерных абстракций.
LUNAR ABYSS QUARTET возможно коллектив и хороший, но тут они оказались совершенно "не в теме", вообще выбор питерских участников удивил и в прошлом году - тогда это был проект 2012, видимо Питерская традиция dark ambient не представляет подобной музыки без этнической составляющей. LAQ не только можно упрекнуть в этничности, но и в нью-эйджевости - возможно для поклонников музыки типа O YUKI CONJUGATE это плюс, но тут они просто не вписались в контекст фестиваля и поэтому выступление можно охарактеризовать как провальное. На фестивалях подобным HF3, где все группы, по сути, представляют материал из одной плоскости, значительный крен в другие музыкальные жанры воспринимается как нечто раздражающее.
Немцы WAPPENBUND были своеобразными серыми кардиналами фестиваля - из тройки западных участников они наименее именитые, и меньше всего известны у нас, однако восторженных отзывов об их выступлении после фестиваля было чуть ли не больше чем у всех остальных проектов. Объясняется это довольно просто - любит у нас народ martial industrial, и в этой области WAPPENBUND оказались ужасающе примитивны, но вместе с тем драйвовы и энергичны. Перкуссионист удивил - похоже, он просто слабо себе представлял, как он вообще очутился на сцене. Вокалист отличился "фашистским" вокалом, в равной степени инспирированным голосами Гитлера и Геббельса. Эта провокационность без сомнения подогрела интерес к этому проекту, но мне выступление показалось абсолютно пустым и бестолковым - для тех, кто пищит от восторга от любого проявления "наци" радикализма, это возможно и было открытием, но сам музыкальный материал был скучным и однообразным - такая музыка должна звать за собой, оставлять ощущение "мощи", тут же всё было скорее комично, нежели брутально.
Хедлайнерами фестиваля стали французские традиционалисты LES JOYAUX DE LA PRINCESSE - коллектив без сомнения наиболее именитый и большая часть посетилей на фестиваль была привлечена именно этим именем. В отличие от того, прямолинейного и туповатого материала, что представили WAPPENBUND, LJDLP практикуют "умный милитаризм" - музыку, отсылающую к архетипам, наполненную символизмом и ретро-эстетикой. Не удивительно, что большая часть тех, кто воодушевились выступлением прямолинейных немцев, остались равнодушными к эффектному действу LJDLP, а зря - без сомнения их выступление стало главной удачей фестиваля, настоящим экзистенциальным переживанием. По рассказам очевидцев (я этот момент не застал) в конце случился своеобразный инцидент с пьяным придурком, прикурившем от факела (креста?) - который в какой-то степени разрушил романтику момента.
Этим выступлением фестиваль и закрылся - до открытия метро оставалось ещё несколько часов, и народ расползся по клубу, общаясь, и обсуждая прошедшее действо. Лично для меня на этом фестивале было два ярких выступления - LES JOYAUX DE LA PRINCESSE и CYCLOTIMIA, WAPPENBUND и INADE понравились гораздо меньше, LUNAR ABYSS QUARTET не понравились вообще. Отзывы других посетителей достаточно полярны, но что приятно радует - недовольных фестивалем в целом - просто на просто нет!
coroner