В России выступления Current 93 ждали напряженно, долго и безуспешно. Время
шло, и с каждым годом надежда увидеть законодателей стиля апокалиптик-фолк
становилась все более призрачной. К счастью, организаторы не бездействовали -
было множество попыток привезти коллектив. Когда на официальном сайте Dutro
(лейбл, который занимается выпуском дисков и концертной деятельностью Current
93) я впервые увидел анонс мероприятия в Москве, помимо радости у меня возникло
и некоторое недоумение - неужели на этот раз, действительно, приедут? Приехали!
И выступили так, что мои семь лет ожидания разом окупились!
Творческую деятельность Current 93 не получится описать в двух словах, их
сложно отнести к какому-то определенному музыкальному направлению: в разные
этапы своего развития коллектив сочетал в своей музыке индастриал, дарк-фолк,
эмбиент, нойз и даже прогрессив-рок. Основатель и, по совместительству, главная
фигура Current 93 - Дэвид Тибет (Дэвид Майкл Бантинг) является обладателем
волшебного голоса и автором лирики коллектива. Синтезаторный кудесник Стивен
Стэплтон (Nurse With Wound) и автор практически всех гитарных партий Майкл
Кэшмор, также входят в число постоянных участников. Нельзя недооценивать и
других музыкантов, которые в разное время существования формации помогали
Тибету: Дуглас Пирс (Death In June), Джон Бэленс (Coil), Роуз МакДауэлл
(Strawberry Switchblade), Тони Вейкфорд (Sol Invictus) и многие другие именитые
люди, которые внесли внушительный вклад в творчество Current 93.
Двухдневный концерт был запланирован в московском клубе "Икра" и приурочен к
выходу "Black Ships At The Sky", хотя было ясно, что плэй-лист не ограничится
последним альбомом. Те, кто посещал концерты известных команд в этом клубе,
хорошо знают, что клуб "Икра" имеет сравнительно небольшую площадку, желающих же
попасть туда было очень, очень много, и занимать места недалеко от сцены
становилось несколько проблематично. С помощью видеоряда на сцене все желающие
могли ознакомиться с анонсами клуба, а также лицезреть звукорежиссера, который
проверял: все ли готово к началу концерта. Стоит упомянуть, что по просьбе
Тибета в зале было запрещено курить! Я, хоть и являюсь человеком курящим, но по
вполне понятным причинам (600 человек на маленьком танц-поле) полностью
поддержал инициативу Дэвида.
СУББОТА:
Открывать субботний вечер должна была Clodahg Simons из мало кому известного
коллектива Fovea Hex. К моменту её появления на сцене зал был полностью забит
посетителями. Поприветствовав аудиторию, КлОда исполнила за фортепьяно моменты
своего сольного творчества. Её красивого голоса в столь подходящем музыкальном
сопровождении было достаточно, чтобы проникнуться атмосферой проекта и понять,
что её музыка будет интересна для прослушивания в уединении, дома. Увы, для
обширной аудитории, томившейся в предвкушении Current 93, сольные треки Клоды
Симондс казались немного затянутыми. Отыграв несколько своих композиций,
участница Fovea Hex исполнила песню авторства Сида Баррета (Pink Floyd) и,
напоследок, духовный гимн Idumea с последнего альбома Current 93, затем под
продолжительные аплодисменты аудитории покинула сцену.
После некоторой паузы, к удивлению многочисленной публики, из колонок клуба
начал доноситься зацикленный 10-ти секундный отрывок знаменитой мелодии
"Воздушная кукуруза", причем в грубой электронной обработке. От набирающего
громкость басового шума у многих посетителей заложило уши. Барабанные перепонки
аудитории еще не успели восстановиться после атаки "инфернальной кукурузы", как
на сцене друг за другом начали появляться музыканты Current 93. Так как кроме
Тибета, Кэшмора и Степлтона (последние два, к моему большому сожалению, в
Москву так и не доехали) состав коллектива неоднократно менялся - я думаю,
стоит подробней рассказать о тех музыкантах, которые помогали Тибету в
двухдневном концерте в Москве. Ответственная за скрипку, флейту и бэк-вокал
была ни кто иная, как Джули Вуд - она же участвовала практически во всех
классических альбомах Current 93. На акустической гитаре был Саймон Финн,
который только недавно начал сотрудничать с Тибетом. Примечательна данная
личность тем, что еще в 1969 году(!) Финн выпустил свой первый альбом "Pass the
Distance", в какой-то мере повлиявший на формирование будущего стиля
"дарк-фолк". Фортепьянной составляющей заведовала Майя Элиот, принявшая участие
в таких альбомах как "Soft Black Stars" и "Hypnagogue". Бейби Ди (аккордеон,
арфа), Джон Контрерас (виолончель) и Вильям Бриз (электро скрипка),
участвовавшие в последнем альбоме "Black Ships Ate The Sky", замыкали круг
музыкантов субботнего вечера.
Невозможно передать те эмоции, которые овладели мной, когда на сцене появился
Дэвид Тибет, а зал просто взревел, узрев наконец своего кумира! Дэвид, в
свойственной ему манере эмоционального шизофреника, начал выступление с
репертуара "Black Ships At The Sky". Поведение Тибета казалось отстраненным,
негармоничным, но стоило пройти нескольким минутам, как стало ясно - движения
его отлично подчеркивают настроение выступления, а окружающая музыкальная
вязь - лишь атмосфера апокалиптических пророчеств Дэвида.
Несмотря на явный приоритет треков с последнего альбома, в плэй-лист
выступления также вошли композиции с альбомов "Soft Black Stars", "Imperium",
"Sleep Has his House", "Swastikas For Noddy". Вещи со старых альбомов
находили у аудитории куда бОльший отклик, нежели с "Black Ships At The Sky", но
это не значит, что композиции с последнего альбома слабее предыдущих - просто
они не успели еще перейти в разряд "классических", тех, которые большинство
поклонников знают наизусть.
Безумная энергетика заряжала зал. Что и говорить, Current 93 в концертном
исполнении, конечно, сильно отличается от Current 93 в записи, благодаря
невероятному накалу эмоций и удивительным метаморфозам Тибета-шоумена.
После того, как завершилась основная программа выступления, аудитория не хотела
отпускать коллектив и была вознаграждена двумя выходами "на бис", в один из
которых группа исполнила один из самых динамичных своих треков - "Coal Black
Smith". После того как уже всем стало ясно, что концерт закончился, никому
уходить не хотелось, и минут через 30 около сцены появился сам Дэвид Тибет. На
протяжении получаса он раздавал автографы, фотографировался и общался со всеми
желающими. Для меня и для тех людей, которые ждали его, это было последним
этапом завершения великолепного вечера в клубе "Икра".
ВОСКРЕСЕНЬЕ:
По мнению многих, воскресная программа концерта не должна была сильно отличаться
от субботней. И были отчасти правы. Но лишь отчасти. В воскресенье зрителей
пришло заметно меньше, поэтому заполненности "под завязку" и субботней давки
удалось избежать, устроившись в комфортной близости к сцене.
Первым появился Бэн Чанси со своим проектом Six Organs of Admittance. Бэн
участвовал в последнем альбоме Current 93, ему принадлежат все партии
электрогитары на "Black Ships At The Sky". В одиночку Чанси начал свое
выступление с незамысловатых гитарных мелодий, которые шли аккомпанементом к
его хрипловатому вокалу, на третьем треке Бен начал во всю использовать
эффект-процессор, который преобразовывал гитарные партии в нескончаемый поток
шумовых ландшафтов. Иногда казалось, что звуковые потоки уже и вовсе ни кем не
контролируются, но по достижению мелодией "пиковых" моментов, Бен выходил из
экстаза и стена звука рассеивалась, превращаясь те же незамысловатые мелодии.
За отведенные 20 минут Чанси дал понять, что про Six Organs of Admittance стоит
узнать поподробней.
При первых же звуках "инфернальной кукурузы" можно было вычислять субботних
посетитилей, приготовившихся закрывать уши ладонями. Методично убивающая мозг
"кукуруза" подходила-таки к концу, а на сцене уже начали появляться участники
воскресного вечера. Изменения в составе произошли минимальные - собственно,
появился Бен Ченси с электрогитарой, в остальном же состав музыкантов остался
прежним. На сцене арфу поменяли местами с фортепьяно, ближе к зрителям, её
стало лучше видно, что, конечно, сильно порадовало - не часто на выступлении
авангардных групп можно наблюдать столь изящный инструмент.
Во время воскресного концерта Дэвиду уже не удавалось скрывать своих эмоций и
практически после каждой песни его лицо озарялось улыбкой. Не сложно было
заметить, что ему очень нравилась поддержка аудитории, которая состояла не
только из москвичей, но и из тех, кто специально приехал на концерт Current 93
из других городов России.
Репертуар выступления слегка отличался от субботнего, на этот раз мне удалось
получить в качестве сувенира плэй-лист концерта, с готовностью перечисляю все
треки основной программы воскресного концерта:
1. Judas As Black Moth
2. Time of the Last Persecution
3. Idumea (Baby Dee на вокале)
4. Sunset (The Death of Thumbelina)
5. Black Ships Ate The Sky
6. Gothic Love Song
7. Neimandswasser
8. Larkspur And Lazarus
9. Calling For Vanished Faces
10. Black Flowers Please
11. Inerrant Infallible
12. The Bloodbells Chime
13. Monkey Paw
14. Bind Your Tortoise Mouth
15. The Sadness Song
16. Coal Black Smith
17. Mockingbird
После двух выходов "на бис", на одном из которых совместно со всеми
сопровождающими Тибета в туре музыкантами была исполнена композиция "At The
Blue Gates Of Death", Дэвид признался: "Нам бы уже уезжать пора, но мы не хотим
и это плохо!", чем неописуемо порадовал публику, которая аплодисментами
удерживала музыкантов на сцене и умоляла продолжить. И концерт продолжился!
Саймон Финн исполнил пару своих песен, включая известную "Jerusalem", затем
два своих сольных трека исполнила Baby Dee, после чего, уже за фортепьяно,
повеселила публику чуть ли не джазовой веселой импровизацией. Жена Тибета
исполнила невероятно красивую песню, Майя Элиот тоже воспользовалась моментом и
продемонстрировала виртуозную игру на фортепьяно, и, напоследок, уже Тибет
вместе с Элиот исполнили композицию с "Soft Black Stars".
По моим подсчетам воскресный концерт продлился два с половиной часа -
практически в два раза больше, нежели субботний. После концерта мне удалось уже
во второй пообщаться и сфотографироваться с Тибетом. Да, кстати, он обещал
вернуться! Что ж, будем ждать!
Огромное спасибо организаторам за удавшиеся на все 100% выходные.
p.s.
Я протянул Тибету сувенирный плэй-лист, и, не долго думая, попросил его
нарисовать на обороте лошадку. "Лошадку? - удивился Тибет, - я никогда в жизни
не рисовал лошадок!" - заметил он, изображая что-то на листочке. Дэвид сразу
сказал, что получится не очень, но я его приободрил, ведь впервые нарисованные
лошадки всегда получаются…не очень. Что ж, вот так я и стал обладателем
эксклюзивного рисунка от Дэвида Тибета. (хотя, по правде, лошадка больше
смахивает на аццкого монстра :)