Клуб "Place", в котором был намечен совместный концерт "российских мастеров
гитарного дрона Оцепеневшие и австрийских корифеев краут-попа Allerseelen", за
свою недолгую историю уже стал, пожалуй, индустриальной меккой Северной
столицы. И хотя он не имеет пока такого богатого "послужного списка", как
московский "Дом", но интенции в этом направлении обнадеживают. Да и в самом к
лубе приятная атмосфера и уютные диваны ;)
Первыми вышли Оцепеневшие и сыграли нечто такое, что словно железными клещами
смыкается на горле и действительно вводит в какое-то оцепенение. В домашних
условиях, пожалуй, я бы такое слушать не стал (уж лучше старый добрый doom), но
в клубных условиях вполне-вполне. Правда, времени это заняло предательски мало
- ведь подобный дрон нужно смаковать неспеша, методично, проникновенно. А так
подразнили и кончили ;)
Ну а затем начался "эсхатологический рок-н-ролл" от герра Герхарда, сиречь Адама
Кадмона. Сей человечище известен как весьма продвинутый традиционалист и мистик,
издатель эзотерического журнала "Aorta". А в музыкальном плане как автор
довольно неординарных, эмбиентно-индустриальных альбомов, которые сначала
выходили на редких кассетах, а потом на дорогих винилах. Плюс интересные
коллаборации с Blood Axis, Changes и O Paradis. Это я все упоминаю для того,
чтобы сказать, что в этот раз (с Оцепеневшими) все было не совсем так. То
есть, концептуальная "подложка" была вполне кадмоновской (вселенная Георга
Тракля), но вот музыкальная... Как бы не характеризовали творчество Кадмона
("апокалиптический краут-поп", например), но мне совершенно очевидно, что оно
от альбома к альбому меняется до чрезвычайности. И то что он сделал в этот
раз с Оцепеневшими, не найти ни на недавних его релизах "Hallstatt" (2007) и
"Edelweiss" (2005), ни на совсем ранних шедеврах "Sturmlieder" (1997) или
"Gotos=Kalanda" (1995). Ни тем более на сплитах с неофолковыми коллективами
(такими как Men Among the Ruin (2006) с Changes). Музыкально это выглядело как
плотный и быстрый электронно-дроновый рок-н-ролл, который Герхард еще и
пытался перекричать. Отделить одну композицию от другой, не будь пауз, было бы
довольно сложно, зато все звучало энергично, зажигательно и... стебно. Да, я
не мог отделаться от ощущения, что слушаю совершенно отвязный стеб, в котором
"старому, доброму року" предлагается отплясывать какие-то неуместные для его
возраста па. Очаровательные притоптывания Кадмона ножкой в такт лишь усиливали
это чувство. После таких мыслей воспринимать Allerseelen серьезно и
ассоциировать их выступление с трагической поэзией Тракля совершенно
расхотелось. Впрочем, не в укор Кадмону и Оцепеневшим ни в коем случае. Ибо
каждому овощу свой фрукт. Достаточно было покориться неуемной энергии этого
немца, то отплясывавшего кругами перед сценой, то замиравшего с юберменшевским
выражением лица, и состояние радости приходило самовольно. Видимо, достижение
его и было тайной целью Кадмона, который привез в холодную Россию конечно же
не Тракля, не "Aорту" и даже не Allerseelen, а прежде всего самого себя, свой
уникальный опыт постижения сокровенных глубин и радикальных просторов. А там
поди отличи, простой стеб ли это, или дзенский удар музыкальной палкой?