Международный фестиваль индустриальной музыки HEILIGE FEUER V
26-27 ноября 2004 года,
Культурный центр "В Почете", Москва, Россия
Впечатления Bleubarbe
Впечатления Bleubarbe
Вот уже в пятый раз проводится на просторах нашей необъятной родины международный
фестиваль индустриальной музыки "Heilige Feuer", что в переводе с немецкого означает "Священный
огонь". По замыслу организаторов, в этом году мероприятие должно было пройти с из
ряду вон выходящим размахом, как того и требует юбилейный порядковый номер.
Во-первых, фестиваль на сей раз проводился не в Санкт-Петербурге, а в Москве.
Во-вторых, впервые в истории "Священного огня" он должен был продлиться целых два
вечера - вернее, две ночи - в течении каждой из которых было запланировано по пять
выступлений. И наконец в-третьих, по номеру, но не по важности, на нынешний
фестиваль были приглашены участники самого первого "Heilige Feuer": REUTOFF,
DEUTSCH NEPAL и Аlbin Julius из DER BLUTHARSCH.
Местом проведения фестиваля был избран московский культурный центр "В Почете",
расположенный на задворках кинотеатра - заведение небольшое, но приятное. Помимо
обязательной концертной площадки, "в почете" имеется также весьма уютный буфет,
надежно изолированный от шумной сцены, где наша компания сотоварищей отдыхала и
набиралась сил в интервалах между выступлениями. Как известно каждому тусовщику со
стажем, наличие в клубе удобной chill-out зоны - это обстоятельство, значение
которого трудно переоценить. Цены в буфете и баре были, правда, завышенными, но
не запредельными.
Вечер 1.
REUTOFF, LES BRUITES RUSSES, DEUTSCH NEPAL, PROJECT HAT, GREY WOLVES
Народ в клубе собрался весьма разношерстный: помимо людей из
индустриально-готической среды обоих столиц, в зале было замечено некоторое
количество лиц, похожих на скинхедов. Впрочем, не буду никого дискриминировать:
все гости фестиваля в целом вели себя прилично, и мероприятие обошлось без
эксцессов, за исключением одного комичного эпизода, о котором я поведаю ниже.
Фестиваль открывала группа REUTOFF - одна из наиболее известных на российской
индустриальной сцене и, как я уже упомянул, лауреаты первого "Священного Огня".
Как и следовало ожидать, трио из славного подмосковного наукограда Реутова
исполнило программу на основе своего последнего альбома "Unseen Rituals". Во время
выступления проектор отображал на экране сцены из черно-белого фильма, где
действует некий волосатый человек, отдаленно смахивающий на Эйнштейна и где
присутствуют текстурированные абстрактные рисунки, похожие на тайнопись и,
вероятно, имеющие ритуально-мистический смысл, таинственные членистоногие,
сексуальные сцены и еще какие-то странные манипуляции на человеческой коже,
наподобие нанесения татуировки, показанные под большим увеличением.
Название следующих участников, записанное в программе как LES BRUITES RUSSES, не
должно вводить в заблуждение: это всего лишь перевод на французский наименования
коллектива ШУМЫ РОССИИ, который и предстал перед собравшейся публикой с
обновленной программой. Радикальных изменений, впрочем, не произошло: все тот же
терроризирующий грохот "всбесившегося холодильника", под который фронтмэн все так
же читает тексты, похожие на техническую документацию к какому-нибудь прибору -
скорее всего, это и есть техническая документация. Наибольшее и, не скрою,
приятное впечатление во всей этой психотропной атаке производит девушка, издающая
в темпе ускоренной пластинки совершенно безумные звуки, которые я бы
охарактеризовал как "Буратино в палате для буйнопомешанных".
Вслед за ШУМAМИ РОССИИ в программе стояло выступление британского проекта
CON-DOM, главным и единственным участником которого является человек по имени Майк
Дандо. Однако вместо этого на экране засветилась надпись DEUTSCH NEPAL. И
действительно, спустя некоторое время на сцене появился ни кто иной как Питер
Андерссон aka Lina Baby Doll. Если попытаться охарактеризовать его выступление
одним словом, то самым уместным будет "минимализм". Андерсон никак не "заводил"
публику и даже не стоял неподвижно "в позе надзирателя" - что тоже можно было бы
рассматривать как способ воздействия на публику. Он просто бродил по сцене с
кружкой пива в одной руке и сигаретой в другой, поочередно то затягиваясь, то
прикладываясь к кружке. У меня даже мелькнула мысль, что кружка пива имеет
какое-то отношение к нацистам, которые, как известно, начинали свою политическую
борьбу в мюнхенских пивных. Но навряд ли это так - скорее всего, чуваку просто
хотелось выпить:).
В интервалах между затяжками и отхлебываниями Лина декламировал тексты композиций
под монотонный гул минусовки. Все это дополнялось статичным видеорядом на заднем
плане: он представлял собой зацикленное слайд-шоу с декадентскими композициями из
цветов и обнаженных антропоморфных монстров в манере ар-деко. Несмотря на такое на
редкость не динамичное выступление, публика встетила DEUTSCH NEPAL тепло и не
"растекалась" вплоть до его окончания, а после оного - искренне ему аплодировала.
Группу PROJECT HAT я пропустил, о чем, признаться, не особо жалею, и к половине
четвертого подтянулся в зал посмотреть на CON-DOM. Вот тут-то и случился главный
сюрприз первого вечера фестиваля. Вместо одного бритоголового перца со шнобелем на
сцену вышли сразу два, и это были THE GREY WOLVES, причем одним из них был
пресловутый Майк Дандо, принявший на сей раз участие в этой дружественной ему
формации. Они вытащили на сцену стол, на котором разложили какую-то опутанную
проводами аппаратуру со множеством рычажков и ручек. Не знаю, что это было, могу
лишь предположить, что это были самодельные синтезаторы. Перед самым началом
выступления какой-то бритоголовый молодчик из партера, вскинув руку в нацистском
приветствии, выкрикнул (явно "не в кассу", поскольку THE GREY WOLWES - не
американцы): "F**k the America!". "F**k you Russian goats!" - парировали "Волки".
В других странах после такого в музыкантов полетели бы как минимум пивные
бутылки, а то и что похлеще, но у нас народ то ли более терпеливый, то ли с
лучшим чувством юмора - как бы то ни было, но вызов остался без ответа. Наконец,
настройка аппаратуры была закончена, и из колонок на радость поклонникам power
electronics полился злобный оглушительный рев, под которой "Волки" выкрикивали
бессвязные угрозы, не слишком остроумно перемежавшиеся бесконечно повторяемой
английской идиомой, обозначающей посылание по известному адресу. Впрочим, для
выражения ненависти остроумие - излишняя роскошь. Видеоряд был набран из
веселенького японского техно-ужастика "Тецуо - железный человек" - больше всего
меня прикольнул преследовавший девушку сладострастный монстр с вращающейся
огромной многодисковой фрезой в качестве "мужского достоинства". В целом, все это
выглядело довольно забавно, хотя и быстро приелось.
Выступление THE GREY WOLWES было последним в ту ночь, CON-DOM на сцене так и
появился, и рано утром публика начала разъезжаться по домам - отсыпаться, а особо
стойкие - набираться сил перед следующей ночью.
Вечер 2.
REUTOFF/Albin Julius, RITUAL FRONT, BRIGHTER DEATH NOW, CON-DOM, HLADNA
Во вторую ночь фестиваля ожидалось выступление французского проекта TRIBE OF CIRCLE
с участием Альбина Юлиуса из DER BLUTHARSCH, шведского андеграунд-героя
Роджера Карманика в составе BRIGHTER DEATH NOW, ну и, конечно же, "потерявшегося"
CON-DOM. Так вот, TRIBE OF CIRCLE в Москву не приехали - говорят, они не успели
оформить визы. Тем не менее, Альбин все-таки принял участие в фестивале в
сопровождении уже отыгравших в первый день REUTOFF. Как и когда они успели
приготовить еще одну концертную программу - для меня загадка, но в любом случае за
это они заслуживают уважения.
Собственно, выступлением REUTOFF с Альбином вечер и открылся. Когда я вошел в зал,
сцена и все происходящее на ней были скрыты клубами бутафорского дыма, а красный
свет софитов придал всему заведению вид некоего индустриального притона, где
звероподобные морлоки-пролетарии куют насилие и ненависть. Вскоре дым немного
рассеялся и открыл взору обнаженный торс качка-гитариста, рубившего на гитаре как
молотом по наковальне, а затем - и других участников действа. Такое
ретро-индустриальное вступление меня весьма позабавило. Далее музыканты перешли к
более спокойному дарк-фолку в стиле THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD, под который Альбин декламировал стихи
на русском языке. Выучить он их, видимо, не успел, поэтому читал по бумажке,
подобно какому-нибудь Генеральному секретарю ЦК КПСС.
За Reutoff последовал питерский бэнд RITUAL FRONT. Исполняли они гитарный дарк-фолк
с воинственными текстами на русском языке, но ничего примечательного в них я не
обнаружил, кроме до невозможности патетичных песен и такой же манеры держаться.
Больше всего мне запомнился внешний вид вокалиста: суровый молодой человек, одетый
в весьма красноречивые темную рубашечку и брюки на подтяжках и с челкой a-la
Третий Рейх, гнусавящий мрачно-героические баллады о кровавых битвах и воинской
доблести.
И вот, наконец, наступило центральное событие второго вечера фестиваля: на
подмостках появились BRIGHTER DEATH NOW. Перед началом выступления они украсили
сцену гирляндами из листков бумаги с различными экстремистскими лозунгами и
"пожеланиями из четырех букв", а затем устроили со зрителями "перестрелку"
воздушными шариками. Но жестоко просчитался бы тот, кто счел бы после такого
вступления Роджера Карманика добрым Дедушкой Морозом! Чтобы не оставить никаких
сомнений в своей злонамеренности, Карманик побрызгал на гостей какой-то пенной
жидкостью из чего-то, с большого удаления показавшегося мне пробиркой. Но подойдя
ближе, я увидел, что это просто-напросто пиво - а я уж было решил, что это нечто
более пикантное! Однако помимо циничных выходок, BRIGHTER DEATH NOW представили
еще и весьма интересный и разноплановый саунд, а дуэт рычащего как раненый бизон
Карманика и истошного сопрано девушки в истинно скандинавском ярко-блондинистом
парике вообще был выше всяких похвал.
После недолгого перерыва наконец-то состоялось долгожданное выступление CON-DOM.
Из-за поломки видеоплеера Майку пришлось обойтись без обычного видеоряда, но это
не помешало его успеху. На сцену Майк вышел в капроновой куртке из серии "лучшие
модели секонд хэнд", делавшей его похожим на бомжа в метро, и постепенно
разоблачился до полуголого состояния. В начале выступления я расположился подальше
от сцены и из-за этого пропустил "волнующий" момент, когда CON-DOM расстегнул
ширинку и запустил туда руку. Стоявшие ближе к сцене зрители внутренне напряглись
и поспешили отодвинуться, опасаясь за сохранность своей одежды и причесок. Но то
ли к счастью, то ли к сожалению, продолжения не последовало. Вместо этого CON-DOM
бросился в партер и принялся жарко обнимать всех попавшихся на его пути девушек.
Смею вас заверить, что объятия эти далеко выходили за категорию братских или д
ружеских. Что до саунда, то он куда интереснее, чем у THE GREY WOLVES, хотя до
BRIGHTER DEATH NOW все же не дотягивал.
Закрывала фестиваль питерская HLADNA. Единственный ее участник, скрючившийся, как
Голлум, в мертвенно-зеленом свете софитов, смотрелся весьма эффектно, но вот
музыка никакого впечатления не произвела. Было уже раннее утро, когда HLADNA сошел
со сцены. А оставшееся время до закрытия клуба прошло очень даже неплохо благодаря
зажигательному сету от dj Negative.
Подводя общие итоги мероприятия, можно сказать, что пятый "Heilige Feuer"
определенно удался. Признаться, я не большой поклонник стиля power electronics,
который составлял львиную долю фестиваля, и даже не могу сказать, что меня так уж
перло во время выступлений, но как ни странно, чем дальше - тем сильнее я ощущаю
полученный на "Heilige Feuer" положительный заряд энергии и тем более теплыми
становятся мои воспоминания о нем. Остается лишь пожелать, чтобы "Священный огонь"
никогда не угас, а напротив - разгорался с каждым годом все ярче и ярче.
Bleubarbe