Russian Gothic Project - открытие готической Terra Incognita
Статья из журнала ZILLO, номер 7-8 за 2000 год. Автор статьи - Dirk Hoffmann.
На западе очень мало знают о жизни в России и еще меньше о русской молодежной субкультуре. В то, что Россия располагает вполне жизнеспособной готической субкультурой, трудно поверить. Но, несмотря на свою изолированность не столько внутри страны, сколько по отношению к пульсирующей западной цивилизации, многие русские музыканты, журналисты, художники, критики объединились в проект RGP, обратив на себя внимание как собственным сайтом (www.gothic.ru), так и отличным сборником под названием "Edge of the night".
Этот музыкально многослойный и графически очень требовательно оформленный диск позаимствовал свое название у одноименной Gothic Halloween Party, ежегодно устраиваемой RGP в ночном клубе "Край".
На компиляции представлено 16 групп. Каждая - одним треком из своего творчества, которое отчасти уже содержится на демо-записях, вернее, CD собственного производства. Так, например, начинавшая когда-то с Doom-Metal группа CANONIS играет сейчас ethereal-folk и записала уже три демо. Московская группа CAPRICE исполняет эльфийскую музыку с элементами барокко и неоклассики и логично назвала свой второй альбом "Elvenmusic". Известной русской готической командой считается ROMOWE RIKOITO, которая уже в 1996 г. издала свой дебютный альбом "Narcissism" на известном местном лэйбле для такого рода музыки Brudenia (у нас в дистрибьюции Triton'а). Калининградская же gothic-rock команда NO MAN'S LAND уже записала несколько альбомов и работает сейчас над следующим релизом. Московский dark-folk проект NEUTRAL самостоятельно выпустил 2 CD - "The Dream that Destroys the Dreamer" и "Playroom", в то время как существующий с середины 90-х годов оккультный коллектив DVAR до сих пор скрывал всякую информацию о себе. Московская же dark-trip-wave команда DAMSEL'S DREAM уже выпустила свой третий альбом "Twilight", а очень известная на родине industrial-darkwave команда CYCLOTIMIA после различных демо выпустила свой дебютный альбом "New Death Order" на немецком лэйбле StateArt. Новосибирская medieval группа DJEMBE скоро выпустит свой дебютный альбом "The Hits of the Middle Ages". За названием LUNOPHOBIA скрывается несколько готов-интеллектуалов, у которых уже готов альбом "Dreaming of the Sun". Известная русская готическая группа MOON FAR AWAY только что записала свой второй альбом "Sator", представленный у нас Triton'ом. Московская industrial-darkwave команда TNT ART записала для сборника кавер-версию песни SWANS "Better Than You" и работает сейчас над своим вторым альбомом "Metamorphosis", в то время как CISFINITUM увековечили свой dark-ambient уже на нескольких пластинках.
Если не знать, что речь идет о сборнике русских групп, то, благодаря внушительному качеству не только музыки, но и внешнего вида диска, можно подумать, что речь идет о компиляции западных команд, тем более что лишь немногие из них (например, NO MAN'S LAND и PHANTOM BERTHA) поют на родном языке. То, что у России есть потенциал, заслуживающий внимания публики, Андрею "Coroner" стало ясно еще четыре года назад, когда он констатировал, что не единственный, кто интересуется готикой. Сначала была создана русскоязычная готическая конференция в сети fidonet, позднее породившая RGP, которая вскоре стала не просто персональной homepage Андрея, но скорее официальным русским готическим сайтом для сочувствующих готике со всего мира. "Три года спустя RGP превратилась в огромный онлайновый ресурс, занимающийся не только музыкой, но и литературой, искусством, кино и всеми другими сторонами готики", - объясняет Андрей. Как сообщает Андрей, русской готической тусовке сложно утвердиться в постоянной форме. "Кажется, что готические группы и готика сама по себе могли бы существовать в России с самого начала. В середине 80-х существовала целая волна post-punk групп, таких как КИНО, АЛИСА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, АГАТА КРИСТИ, которые были очень близки к готике. Иные команды, такие как ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ вообще играли стопроцентную готику, но эти группы практически никогда не использовали это понятие для того, чтобы описать свою музыку. Как мы знаем из интервью, они читали NME, слушали BAUHAUS, THE CURE, SISTERS, использовали готический make-up, но заявляли при этом, что играют русский рок.
Главной проблемой была изоляция, из-за которой публика думала и свято верила в то, что эти группы играют нечто оригинальное. Когда большая часть этих групп перешла в поп-эшелон, публика была разочарована, аудитория была просто потеряна - им не на что было переключить свое внимание и к первой половине 90-х готика у нас вымерла. Впервые после этого подрастает новое поколение готических групп".
Макс из Cyclotimia добавляет по поводу начал русского gothic-rock: "Да, я считаю, что это был настоящий gothic rock (судя по музыке, имиджу, лирике) в то время, и я не понимаю, почему это называлось "русский рок". Забавно то, что группы типа АЛИСА и АГАТА КРИСТИ позднее действительно стали играть настоящий "русский рок".
Все же нежные поросли нового готического поколения еще будут критически рассмотрены, тем более что посредством RGP создается иллюзия огромного коллектива, в то время как группы между собой едва общаются.
"К сожалению, я не очень-то знаком с готической сценой", - говорит Антон Брежестовский из Caprice - "Единственная готическая группа, которую мы знаем, это THE CURE. Можно сказать, что THE CURE "остаются самими собой" в музыке; в то время, как многое из того, что мы слышали на компиляции - это по-настоящему хорошие песни, но мы не уверены, представляют ли они собой нечто большее, нежели калька с западных готических групп."
Естественно, что такие легенды готики как BAUHAUS, THE SISTERS OF MERCY, FIELDS OF THE NEPHILIM и THE MISSION обрели бесчисленных подражателей и эпигонов не только на западе. И в России, кажется, многие группы берут пример с этих бессмертных величий. "Мы понимаем и уважаем людей, для которых готика - стиль жизни (нечто большее, чем стиль в одежде)", - говорит Антон. "Например, отношение Роберта Смита к жизни, смерти и искусству (и к его собственной музыке) заслуживает уважения. Неудивительно, что этот человек оказал влияние на такое большое количество людей."
Русские, несомненно, настроены серьезно, о чем по большому счету свидетельствует выпуск русских gothic- и wave-групп. Очевидно, что положение с записью в студии, выступлениями тоже улучшается.
"Мы очень сложно и долго шли к тому, что мы имеем сейчас", - объясняет Антон. "На данный момент ситуация несколько улучшилась по сравнению с теми временами, когда мы могли рассчитывать только на свои собственные деньги. Теперь нас поддерживает несколько звукозаписывающих студий, а также пресса. Мы играем в клубах и камерных залах". И все же Антону, как и многим другим командам, хочется еще большей поддержки со стороны средств массовой информации: необходимо познакомить потенциальную публику с их музыкой. Выход сборника "Edge of the Night" в этом смысле является знаковым не только за границей, где готическая культура вполне развита, но, прежде всего, на родине. Конечно, пока русская готическая культура переживает период становления, еще мало групп и их продукции, которая у нас представлена, прежде всего, Triton'ом. Но новые альбомы ROMOWE RIKOITO ("L'Automne Eternel") и MOON FAR AWAY ("SATOR") имеют полное право занять свое место в нише неофолка. Калининградский лейбл Brudenia, на котором вышли обе эти прекрасные пластинки, выпустил на русский рынок сборники best of ATTRITION и THE LEGANDARY PINK DOTS и рядом с RGP несомненно является мощной платформой для русских команд.
ROMOWE RIKOITO и MOON FAR AWAY связывают атмосферные электронные элементы с убедительными, типичными для неофолка акустическими гармониями струнных, гитар и чувственного вокала.
Особого внимания в России, несомненно, заслуживает мистический проект DVAR. Их музыка создается в полной изоляции от окружения, и никто, даже Андрей, не знает, кто скрывается за этим названием. По крайней мере, на e-mail от ZILLO DVAR ответили, нарушив свое упорное молчание, и обосновали тайну: "Однажды, одному из нас во сне явилось существо. В конце беседы существо сказало свое имя. На утро, был обнаружен листочек бумаги, на котором латинскими буквами было записано имя. И это имя было DVAR. Через некоторое время, мы стали делать DVAR. Невозможно объяснить, как это проходит через нас и выражается в фонетических и музыкальных формах. Мы стараемся не привносить ничего своего. Все что вы слышите - и есть DVAR".
На двадцатиминутном CD-R с пятью вещами "taai liira" были хоть и ранние, но вполне танцевальные вещи, а за потайным треком даже были записаны мистические электронные звуки. Но абсолютно троллий речитатив вполне способствует возникновению мысли о неком таинственном существе, которое - для человеческого уха мало понятно - пытается что-то выразить. Поэтому заявленный полноценный альбом DVAR можно с нетерпением ждать, как, впрочем, и все остальные последующие релизы, которые появятся на такой живой и креативной русской земле.
(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..