Dreams of Sanity
Статья к выходу второго альбома группы - "Masquerade".
by Сергей Меренков
В этой статье я хочу проследить творческий путь одной из весьма перспективных, на мой скромный взгляд, команд, играющих в стиле "gothic-metal". Начнем же мы, как обычно, с краткой биографии...
Dreams Of Sanity (приблизительный перевод - Сны Здравого Ума) как группа была сформирована в далеком 1991 году, в городе Инсбрук (Innsbruk), Австрия. В первоначальном составе было всего три участника - барабанщик Ромед Астнер (Romed Astner), гитарист, поэт и основной вдохновитель Кристиан Маркс (Christian Marx) и басист Майкл Кнофлач (Michael Knoflach). Основной идеей новообразовавшегося коллектива было - создать другое звучание, отличное от того, которое имели многие команды андерграундной сцены того времени, большинство из которых, играло блэк метал. Dreams Of Sanity тогда называли себя "Dreams of a Non-Sick Mind" (Сны Не Больного Разума), и играли музыку, которую сами музыканты могли охарактеризовать как "heavy metal", или как "melodic doom metal", но которая, на самом деле, слабо годилась для навешивания ярлыков. Корни их музыкального творчества лежали в поп музыке середины восьмидесятых, которую они слушали по радио, в heavy metal конца восьмидесятых, таких групп как Iron Maiden, Helloween, King Dimond и Queensreche, а также мюзиклах и инструментальной музыке, которую создавал, к примеру, Майк Олдфилд (Mike Oldfield).
Однако музыка группы не стояла на месте, и по мере того как она эволюционировала и усложнялась, участники "Снов" вынуждены были расширить свой состав до двух гитар и клавишных, пригласив Андреаса Вилдауэра (Andreas Wildauer) и Стефана Мангеса (Stefan Manges) соответственно. Но до сих пор они не имели вокалиста. Усиленные поиски подходящего мужского вокала ни к чему позитивному так и не привели. В подобной ситуации единственная мысль, которая только могла придти в голову - попробовать использовать женский вокал, что они с успехом и сделали... Таким образом, группа пополнилась еще одним участником - Сандрой Шлерет (Sandra Schleret). Поначалу, Кристиан исполнял все "бэк вокальные" партии, но когда они стали для него слишком сложными - группа сделала следующий шаг - нашла на эту роль вторую вокалистку - Мартину Хорнбачер (Martina Hornbacher).
Итак, в 1994 году команда записывает свое первое демо (одна из песен которого - "Dead" (Мертв), может быть услышана на японском издании "Komodia"), которое не привлекло к себе большого внимания. В 1996 они опубликовали 2 песни (Komodia part 1 and 2) на сэмплере, который привел группу к тому, что они получили "Lacrimosa Prize" (Приз Lacrimosa), а впоследствии - подписали контракт с лейблом "Hall Of Sermon". В конце года они отправились в "Dark Winter Nights" (Темные Зимние Ночи) тур вместе с Lacrimosa, The Gathering, Sentenced и D-Age, а в январе 1997 записали "Komodia".
С этого момента начинаются "неприятности" с составом. Группа вынуждена расстаться с Мартиной и Ромедом, потому что с ними было уже абсолютно невозможно работать вместе, по музыкальным и личным мотивам одновременно. Чуть позже, Стефан также покинул группу. Поэтому, оставшиеся участники были заняты поиском новых музыкантов, усиленно репетируя и пытаясь восстановить группу как единую команду, а не просто сборище людей, играющих каждый на своем инструменте. В этот сложный период к ним присоединились Фредерик Хейл (Frederic Heil), клавиши, и Харальд Обексер (Harald Obexer), ударные. Поначалу, группа попыталась снова найти вторую вокалистку, чтобы заменить Мартину, но внезапно все участники поняли, что единственный голос Сандры привносит в композиции намного больше эмоций и энергии, чем вторая вокалистка когда-либо делала. Поэтому, группа решила двигаться в этом направлении, полностью переложив вокал на Сандру... Что в конечном итоге вылилось в их последний (и лучший) на сегодняшний момент альбом - "Masquerade".
Теперь, по-моему, настало время поближе познакомиться с творчеством группы. Надо сказать, что лично я очень люблю концептуальные вещи - концепция преображает любую работу, делает ее осмысленной. Так вот, Dreams Of Sanity - концептуальная группа, каждый альбом которой несет в себе определенную философскую концепцию-исследование. Вкупе с замечательной лирикой и не менее достойной и интересной музыкой - их работы создают вокруг слушателя непередаваемую атмосферу, близкую к театральному представлению или опере. Итак - на сцене "Komodia"...
And as I entered the place of light
Произведение "Божественная Комедия" Данте Альери (The Divine Comedy by Dante Alighieri), оригинальное название которого "Comedia", - поэма - насчитывающая 15000 стихотворных строф, революционизировавшая Итальянскую поэзию четырнадцатого века. В ней Альери, или точнее его альтер эго, послал себя в долгое путешествие через Ад, Чистилище и в финале - Рай. Альери был менее обеспокоен личностными характеристиками своего персонажа, Данте, в угоду диалогам с известными личностями того времени, и весьма лиричным описаниям тех мест, где он побывал во время своего путешествия. Различные интерпретации этой темы подчеркивают символизм Альери и смысл его произведения для того времени. Dreams Of Sanity, с другой стороны, сконцентрировалась на вопросе - каковы причины того, что некто направился в путешествие через Рай и Ад, и какие эмоции испытал этот человек, после того как увидел столь сверхъестественные вещи, какие откровения познал...? Этот вопрос остался открытым в "Божественной Комедии", но явился причиной творческого поиска и вдохновения для создания цикла "Komodia", который является основной частью одноименного альбома.
A bird appeared before my eyes
And it twittered brightly into my ear
"Your aim is death, your grave stands here!"
So I lie down in the grass
Relax my arms my feet my heart
The burdens of my quest are gone
Now I know where I belong!
Now I know my way!
(Komodia - Part IV - The Ending)
Мелодичное пение, практически постоянно исполняемое дуэтом Сандры Шлерет и Мартины Хомбачер, поддерживаемое прекрасно аранжированными гитарными партиями, доминирует в музыке всего альбома. Музыка коллектива имеет достаточно тяжелое звучание, оттеняемое, однако, прекрасно исполненным вокалом и общей мрачной лиричностью. Коллективу удалось добиться того идеального сочетания, когда музыка и вокал идут в параллель, и дополняют и оттеняют достоинства друг друга, не перетягивая все одеяло на себя, а комплексно структурированные песни сформированы музыкальным и эмоциональным взаимодействием всех участников. "Категоризм" в определении стиля музыки, исполняемого группой, всегда напрягает музыкантов, поэтому я постараюсь не быть категоричным. Dreams Of Sanity играет современный метал, но история музыки явно оставила на них неизгладимый отпечаток. В их творчестве можно встретить влияния и отголоски огромного количества музыкальных течений, как прошлого, так и современности, в совокупности с большой любовью к классической музыке. Результат подобного слияния различных музыкальных стилей может характеризоваться как общие черты музыки конца столетия.
Komodia, безусловно, был запоминающимся релизом, обратившем внимание прессы и музыкальной общественности к себе, и к группе в целом. Было очевидно, что у команды есть огромный потенциал, который наверняка будет реализован в последующих работах. И действительно, "Сны" вполне оправдали подобные ожидания своим недавно вышедшим (25 января 1999 года) альбомом "Masquerade" (Маскарад). Как и в прошлый раз, группа не отошла от своих принципов создания концептуальных произведений... Настал черед Призрака Парижской Оперы...
CHRISTINE:
Все началось с книги французского прозаика Гастона Леру (1868-1927) "Призрак Оперы" (Le Fantome de l'Opera by Gaston Leroux), опубликованной в 1910 году. Новелла имела огромный успех, была неоднократно экранизирована (одна из последних экранизаций - The Phantom Of The Opera 1989 года с Робертом Инглундом (Robert Englund), широко известным по роли Фредди Крюгера в кино сериале "Кошмар На Улице Вязов" (Nightmare On Elm Street) и Джил Шолен (Jill Schoelen) в главных ролях), а также имела множество успешных театральных постановок. Эта книга также явилась основой для создания мюзикла Эндрю Ллойда Вебера и Чарльза Харта "Призрак Оперы" (Music by Andrew Lloyd Webber/Lyrics by Charles Hart - The Phantom Of The Opera), мгновенно снискавшего себе мировую славу и популярность. Тогда как большинство произведений на эту тему были лишь неплохо созданной продукцией, практически слово в слово пересказывающей события книги, лишь несколько из них приблизились к тому, чтобы заглянуть за маску, и поближе подойти к личности основных персонажей, Фантома Эрика и молодой певицы Кристины. Вопрос, который естественным образом назревает, это - сколь велика степень перемен в человеке, вынужденного скрывать свою собственную личность и приспособиться к этому, для того чтобы выжить. Основанные на событиях, описанных в книге, во внимательном и близком рассмотрении его личности, группа провела многоплановые исследования мотивов основного персонажа, страдающего от душевного беспорядка в самом себе, и вынесла результаты своей работы на широкий суд слушателей.
In sleep he sang to me,
in dreams he came...
that voice which calls to me
and speaks my name...
And do I dream again?
For now I find
the Phantom of the Opera is there -
inside my mind...
PHANTOM:
Sing once again with me
our strange duet...
My power over you
grows stronger yet...
And though you turn from me,
to glance behind,
the Phantom of the Opera is there -
inside your mind...
CHRISTINE:
Those who have seen your face
draw back in fear...
I am the mask you wear...
PHANTOM:
It's me they hear...
BOTH:
Your/my spirit and your/my voice,
in one combined:
the Phantom of the Opera is there -
inside your/my mind...
(Scene 4 - The Labyrinth Underground
(The Phantom of The Opera - Christine and Phantom Area) )
Музыкальное решение данного альбома, достаточно сильно отличается от предыдущей работы. Так как у музыкантов уже был успешный пример музыкального воплощения этого произведения, который, несомненно, задавал определенную планку и настрой всей композиции, то решить музыкальное сопровождение в радикально ином ключе, было бы не совсем правильным. Поэтому в музыке группы появились акустические элементы, скрипки и акустические гитары, удачно добавившие еще одно измерение в общую музыкальную концепцию, оттенив наиболее лиричные моменты всего произведения в целом. Чтобы быть ближе к оригинальному духу мюзикла, Dreams Of Sanity записали кавер версию центральной композиции мюзикла Вебера, The Phantom Of The Opera (слова из которой вынесены в эпиграф), снабдив ее своим собственным, уникальным звучанием и обработкой. Вокал Сандры ни в чем не уступает исполнению Сары Брайтман (Sarah Brightman), исполнительницы роли Кристины в мюзикле Вебера, а в чем-то даже превосходит его, добавляя всей арии чувственности и трагизма. В качестве же исполнителя партии Фантома, был, по моему мнению, весьма удачно, приглашен Тило Вольф (Tilo Wolff), лидер группы Lacrimosa, а по совместительству владелец лейбла Hall Of Sermon. Его необычный вокал и экспрессивная исполнительская манера добавили новых красок в палитру оригинальной версии, выразив намного больше эмоций и душевных страданий, чем это было в оригинале. Последующие композиции альбома еще глубже раскрывают трагедию этого человека, хаос и стремление к чистому творчеству, красоте искусства. Благодаря своей музыке, практически магическому ореолу книги, и уникальному подходу к исполнению вокальных партий Сандры Шлерет, Dreams Of Sanity удалось по новому взглянуть на саму идею книги, и воплотить ее в новых, оригинальных и необычных красках.
Оглядываясь назад и сравнивая эти два альбома, можно легко проследить музыкальную эволюцию группы, от достаточно жесткого звучания, к более мягким композициям, где сильно чувствуется влияние классических традиций, духа театра и оперы. У этой группы есть огромный нерастраченный потенциал, крупицами которого они делятся с нами, и я уверен, что мы еще не раз станем свидетелями их будущих успехов и, безусловно, дальнейшего развития...
Дискография:
Demo'94
Demo'96
Komodia'97
Masquerade'99
(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..