19 ноября (суббота), 19:00, Санкт-Петербург, "Red Club"
20 ноября (воскресенье), 20:00, Москва, клуб "Tabula Rasa"
В ноябре 2005 года в рамках европейского турне The Man
Among The Ruins в России пройдут концерты двух легендарных проектов,
относящихся к apocalyptic-folk сцене. Австрийский проект ALLERSEELEN уже
знаком постоянным посетителям Heilige Feuer, он принимал участие в нашем
фестивале в 2003 году. Американская группа CHANGES, предтечи стиля dark folk,
приедет в Россию впервые. В туре примут участие и российские группы - концерт
в Санкт-Петербурге откроет питерский проект RITUAL FRONT, московский концерт
начнется с выступления группы NEUTRAL.
RITUAL FRONT
Питерский проект RITUAL FRONT образовался сравнительно недавно, но уже имеет
один виниловый релиз на российском лэйбле Der Angriff. Группа играет
dark-folk с элементами industrial, и по эмоциональному накалу многие вещи
проекта не уступают таким классическим образцам стиля, как ранние работы Death
In June и Sol Invictus. Типично дарк-фолковая акустическая гитара, электронный
бэкграунд и русские тексты о Вере и Чести, стремлении к Абсолюту и моментах
Отчаяния создают искреннюю и правдивую атмосферу экзистенциального выживания
человека в современной пучине Кали-Юги.
В 2004-ом году RITUAL FRONT принял участие в фестивале Heilige Feuer V, где
достойно и успешно выступил на одной сцене с такими культовыми индустриальными
группами, как Deutsch Nepal, Grey Wolves и Brighter Death Now. Вот-вот должен
выйти первый полный альбом группы. Как и дебютный миньон, этот компакт-диск
также будет выпущен российским лэйблом Der Angriff, песни с него лягут в о
снову живого выступления RITUAL FRONT в рамках тура "The Man Among The Ruins".
NEUTRAL
Московская группа NEUTRAL - заслуженный ветеран российского дарк-фолка, их
выступление 1998-го года положило начало российской истории стиля. Входя
наряду с Moon Far Away и Romowe Rikoito в высшую лигу отечественной "темной
сцены", за 11 лет существования группа дала множество концертов, как в России,
так и в Европе, выступая на одной сцене с такими мастерами dark-folk и martial
industrial, как Scivias и Der Blutharsch. Будучи преимущественно концертной
группой, Neutral имеет в активе помимо множества self-released записей два
официальных CD, последний из которых вышел в 2004 на французской фирме
Cynfeirdd. Сейчас музыканты, а в нынешний состав входят Ash - бессменный лидер
проекта - и Евгений Вороновский (Cisfinitum), готовят третий альбом,
запланированный к выходу на культовом немецком лэйбле Eis&Licht.
NEUTRAL в новой своей инкарнации - красивый и проникновенный акустический
дарк-фолк, отличающийся превосходными печальными мелодиями и прекрасно
аранжированный. Глубокий низкий голос лидера группы Ash напоминает Майкла Гиру
(Swans) начала 90-ых своей сдержанной и прочувствованно аскетичной манерой
исполнения, гитарная техника впитала в себя лучшие наработки таких основателей
стиля, как Current 93 и Death In June, а скрипка Евгения Вороновского придает
музыке Neutral благородный академический оттенок, не теряя при этом ни живости
чувства, ни полноты эмоций. Выступление в рамках тура "The Man Among The
Ruins" будет для группы первым после большого перерыва, и мы от всей души
рекомендуем не пропустить это замечательное возвращение, поскольку новая
программа NEUTRAL - настоящая жемчужина российской дарк-фолк сцены.
CHANGES
Американский дуэт CHANGES образовался еще в 1969 году. С различными
изменениями в составе и некоторыми перерывами деятельность проекта продолжалась
до конца 70-ых. После того, как группа распалась, оба лидера CHANGES Роберт
Тэйлор и Николас Теслук продолжали сочинять песни и писать стихи по
отдельности, не планируя продолжать совместную музыкальную карьеру. В 1993-ем
году книга стихов Роберта под названием "Lyrics And Ballads" попалась Майклу
Мойнихэну, лидеру культовой индустриальной группы Blood Axis и хозяину
издательства и рекорд-лэйбла Storm. Заинтересованный содержанием книги, в
надежде, что для этих текстов есть и музыка, он навел справки и разыскал
автора. Такие демо-записи действительно существовали. Получив их, Мойнихэн еще
больше загорелся желанием выпустить этот материал на CD. Так на фирме Storm в
ассоциации с немецким лэйблом Cthulhu вышел первый компакт-диск CHANGES с
записями 60-70-ых под названием "Fire Of Life". Диск был тепло встречен прессой,
у группы появились поклонники, и CHANGES решили продолжать. В 1995-ом дуэт
приехал в студию Absenta в Колорадо, где впервые за 18 лет Николас и Роберт
вновь играли вместе. Материал этой трехдневной сессии в основном вошел в
альбом "Legends", вышедший в 1998 на американской фирме Taproot, однако помимо
него была записана дюжина акустических баллад, составивших изданный в прошлом
году на Hau Ruck! альбом "Orphan In The Storm".
Музыка CHANGES представляет собой достаточно традиционный фолк начала 70-ых
годов, отличает группу от множества других проектов того времени прежде всего
настроение и направленность текстов. Ницшеанство, традиционализм,
апокалиптические настроения, эзотерика и психоделия - все это в той или иной
мере было присуще группам той поры, однако только у Changes все это соединялось
в таких же пропорциях и было выражено с такой же яркостью, как у лидеров
дарк-фолка, музыки, сформировавшейся много позже. Сейчас CHANGES по праву
заняли свое место как предтечи этого стиля, получив запоздалое, но заслуженное
признание его поклонников. Простые, но трогательные, порою грустные и даже
мрачные, порою светлые и проникнутые надеждой мелодии дуэта не оставляют
равнодушными сердца слушателей, а тексты, изящные образно и точные по
формулировке, заставляют задуматься о том, что происходит вокруг. И хотя музыка
CHANGES лишена типичных дарк-фолковых клише, ее внутреннее наполнение
совершенно то же самое, что и у лучших представителей этого жанра.
ALLERSEELEN
Австрийский проект ALLERSEELEN определяет свое творчество как Apocalyptic
Krautpop + Industrial Folklore. Несомненно, нестандартное определение, но
музыка ALLERSEELEN чужда стилевых привязок и выходит за рамки устоявшихся
представлений о том или ином жанре, заставляя вводить новые понятия и
создавать новый язык для ее описания.
История проекта начинается в конце 80-ых, когда поэт, мистик и издатель
эзотерического журнала Aorta Герхард Петак, использовавший в то время
псевдоним Kadmon, опубликовал первые свои музыкальные произведения. Созданного
за несколько лет материала хватило на 8 альбомов, изданных Кадмоном
самостоятельно на кассетах в 1989-1990 годах. Музыка раннего периода была по
сути дела продолжением и дополнением историософских и конспирологических
исследований, проводимых Герхардом на страницах своего журнала. Среди тем,
рассматривавшихся "Аортой", можно обнаружить как эзотерическую конспирологию
(Монсегюр и катары, общество Аненербе, Фридрих II) и европейскую традицию
(митраизм, итальянский культ змей, арагонский праздник Каланда, мистические
аспекты католицизма), так и некоторые современные явления и персоналии,
представляющие интерес для конспиролога и традиционалиста (Кеннет Энгер,
Чарльз Мэнсон, Майкл Мойнихэн и Blood Axis, Burzum). В процессе работы над
материалами для журнала Герхард постоянно чувствовал, что раскрывать
исчерпывающе столь сложные и многомерные темы посредством одного лишь
словесного выражения просто невозможно, и только музыка могла помочь выразить
тонкие нематериальные нюансы, ускользающие с кончика пера.
Результат был превосходен - дыхание магической и ритуальной вселенной
явственно ощущается в этих работах, слушающихся и сейчас, 15 лет спустя, свежо
и актуально. Формально впитав в себя влияния как ритуального индастриала типа
раннего Current 93, Zero Kama или Zoviet France, так и традиционной ритуальной
музыки, прежде всего тибетской, звуковые структуры Кадмона были уникальны и ни
на что не похожи, перенося слушателя в девственные леса древней Европы,
погружая в атмосферу забытых ритуалов, пробуждая подавленные современной
цивилизацией архетипы. В музыке того времени, основанной на простых, но в то
же время странных ритмах, помимо сэмплеров и синтезаторов использовались
флейты из человеческих костей, разнообразная перкуссия, множество различных
редких натуральных инструментов, что усиливало ритуальное воздействие и
создавало удивительную ауру, будто сотканную из теней прошлого.
В 1994-ом году ALLERSEELEN выпускает свой первый CD "Cruor", в который вошли
лучшие треки с ранних кассетных альбомов, а в следующем году выходит второй
компакт-диск "Gotos=Kalanda", основанный на работах немецкого мистика
Карла-Марии Вилигута, знатока рун и древнегерманской традиции. Двенадцать
треков посвящены двенадцати месяцам готского календаря, составлявшим годичный
цикл у древних европейских народов. Музыкально этот альбом стоит особняком,
уникальный сплав шершавых абразивных маршевых ритмов с элементами ритуального
индастриала оказывал на слушателя своеобразный трансовый эффект, при этом
парадоксальным образом вызывая ощущение бодрости и устремленности вперед. В
это же время у проекта выходят совместные миньоны с культовым американским
проектом Blood Axis.
В 1997-ом году издается третий альбом "Sturmlieder", в 1999 - четвертый,
"Stirb und Werde", а в 2000 - пятый, "Neuschwabenland", посвященной
таинственным пространствам, открытым в конце 30-ых годов немецкой экспедицией
в Антарктиде. Музыка постепенно становится мягче, мелодичнее и как-то
интравертнее, погруженнее в себя. Апогея эта тенденция достигает на шестом
альбоме "Venezia", вышедешем в 2001 году. Как нетрудно догадаться по названию,
альбом посвящен Венеции - мистическому и таинственному городу, вызывавшему
вдохновение у великого множества талантливых артистов на протяжение всей своей
истории. Пожалуй, это самый красивый и загадочный альбом ALLERSEELEN, тонко
передающий атмосферу зыбкого ирреального существования удивительного
города-сказки, сна наяву, миража в туманной зимней лагуне. На "Venezia"
впервые появляются элементы фольклора, в альбоме немало неоклассических и
джазовых паттернов, при этом саунд становится заметно более электронным,
индустриальные шумы пропадают, уступая место гипнотическим сэмплерным ритмам,
призрачным голосам и обволакивающему психоделическому бэкграунду, напоминающему
скорее о трип-хопе, нежели о музыке ALLERSEELEN середины 90-ых.
2002 год приносит очередной поворот в творчестве Герхарда Петака. Вышедший в
этом году альбом "Abenteuerliches Herz" проникнут испанскими и португальскими
фольклорными мотивами, насыщен сэмплами из различных неожиданных источников, в
первую очередь гитарными риффами из краут-роковых и прогрессив-фолковых
пластинок начала 70-ых, электронные ритмы практически исчезают. Этим альбомом
Герхард открывает новую страницу в творчестве ALLERSEELEN - теперь этот
удивительный проект надо характеризовать как апокалиптический краут-поп с
примесью индустриального фольклора.
В 2003 году на новом лэйбле Герхарда под названием Ahnstern стартовало
масштабное издание творческого наследия ALLERSEELEN на виниле. В
очаровательный деревянный бокс коллекционеры со временем любовно уложат десять
двойных виниловых альбомов, два из которых содержат избранные вещи с кассет
раннего периода, а остальные - треки со всех восьми номерных альбомов проекта.
Каждое из переизданий будет включать неизданные и редкие композиции,
принадлежащие периоду записи соответствующего компакт-диска. Подобное
масштабное начинание стало возможным благодаря сотрудничеству с известнейшим
австрийским лэйблом Steinklang. Переиздание началось с альбома "Flamme",
состоявшего в основном из обработок ранее изданных вещей, где в качестве
приглашенного вокалиста присутствовал Josef K из Von Thronstahl.
В конце 2003 года ALLERSEELEN впервые приезжает в Россию, чтобы принять
участие в ежегодном международном фестивале Heilige Feuer. Выступление проекта
было очень успешным и стало, по мнению прессы, истинным венцом фестиваля.
Голос Герхарда, бас-гитара и тимпаны, наложенные на электронный подклад,
создавали странное впечатление слияния тевтонского холода со средиземноморским
теплом, сочетания строгости и непринужденности, балансирования между ритуалом
и фиестой.
На декабрь 2005 года запланирован выход нового, девятого по счету номерного
альбома под названием "Edelweiss". В альбом войдут песни, представляющие
сегодняшнее лицо ALLERSEELEN, "более мягкое и близкое к гипнотическому
краут-року и психоактивному краут-фолку, нежели ранние индустриальные и
пост-индустриальные работы группы". Некоторые из этих песен будут исполнены
вживую во время нынешнего европейского тура ALLERSEELEN, не станут исключением
и российские концерты проекта.
Видеосопровождение московского выступления: VJ EPS
Вадим Эпштейн / VJ EPS
Московский медиа-художник, теоретик и практик, VJ,
организатор многочисленных клубных мероприятий. Среди используемых методов
воздействия - манипулирование контекстом, ритуальные техники, нелинейность
восприятия, смещение внутренних табу и др. Среди прочего - многочисленные
живые выступления, участие в большинстве крупных московских электронных
фестивалей, и многолетнее сотрудничество с лучшими российскими
электронно-музыкальными проектами.
Санкт-Петербургский концерт является частью международного фестиваля "Нойз
против Гламура-2", подробности по адресу
http://www.electro-industria.narod.ru/press9.html