Российская презентация последнего альбома группы LAIBACH "Anthems" состоится
9 сентября 2005 г. в Санкт-Петербурге в клубе "Порт" и 11 сентября в Москве в
клубе "Точка".
Пусть Вас не смущает дата концерта. Хотя нам не дано знать, совпадение это или умысел,
подозреваем, что вряд ли совпадение. Провокационная группа, самим фактом своего
существования поднимающая страшные темы, наверняка не пренебрегла возможностью еще
одной провокации.
Можно сказать, что LAIBACH почти предсказали 11 сентября 2001 года (шаг к Иракской
войне) в двух своих песнях “God is God” (CD “Jusus Christ Superstars”, 1996) и
“2525” (CD “Nato”, 1994). Пластинка десятилетней давности “Nato” была
исключительно о войне, отраженной в поп-хитах, которые группа переделала до
неузнаваемости: “The Final Countdown” EUROPE и, безусловно, главная военная песня
всех времен и народов “In The Army Now” STATUS QUO. Щелчок по носу получили даже
PINK FLOYD (“Dogs Of War”). Видно война на Балканах не прошла незамеченной для
LAIBACH - музыканты вообще считали политику проявлением своего музыкального
творчества. Они еще в 1987 году на концертах в Белграде говорят сербам о том, что
их снова будут бомбить, и даже показывают пропагандистский фильм о бомбардировке
Белграда и Сербии во время Второй Мировой.
Словенская группа LAIBACH - яркий пример культовой группы, почти
25-ти летняя история которой обросла немыслимым количеством слухов, домыслов и
загадок. Музыканты принимают участие в огромном количестве проектов, перформансов
и т.д., а так же строго придерживаются принципов анонимности, что вносит ещё
большую путаницу в, и без того, запутанную биографию коллектива. Чтобы не
порождать новых неточностей, неувязок и иных противоречий, представляем Вам
несколько, на наш взгляд, наиболее полных историй ансамбля, размещённых в Рунете.
Где, как и что происходило на самом деле... каждый решает сам.
LAIBACH официально образовался 1 июня 1980 года в Трбовлье, индустриальном городе
в центре Словении, специализирующемся на добыче угля. В сентябре LAIBACH
приготовил свой первый мультимедийный проект «Red Districts» (словен. «Rdeci
revirji»), бросающий вызов политической структуре города того времени. Проект был
запрещён ещё до его открытия за «неадекватное использование символов», и группа не
смогла появиться на сцене, хотя это и вызвало возмущённый протест прессы. Вскоре
призыв на военную службу разбрасывает членов группы по всей стране, однако даже в
этих условиях они умудряются организовать выставку своих графических и музыкальных
работ в Белграде, 14 июня 1981 года.
В 1982 году Laibach дебютируют в качестве концертной группы, сначала в Любляне (12
января), затем в Загребе (2 апреля) и Белграде (28 апреля). Эти концерты инициируют
повышенный интерес полиции к творчеству группы по причине использования
милитаристических приёмов в своих представлениях. Более чем через десять лет
записи этих концертов будут скомпонованы в альбом «Ljubljana-Zagreb-Beograd»
(1993), один из немногих альбомов, на котором можно будет услышать голос Томаса
Хостника, поэта и музыканта, одного из основателей Laibach, который во многом
определил стиль и идеологию группы. После концерта в Загребе 11 декабря 1982 года
Хостник покончил жизнь самоубийством. Незадолго до смерти он написал с
тихотворение, которое стало его своеобразной предсмертной запиской — это
стихотворение стало текстом песни «Apologija Laibach».
23 июня 1983 года группа впервые выступает с телевизионным интервью в телепрограмме
«TV Tednik». Интервью получилось довольно провокационным и вызвало обширную
реакцию общественности, что вылилось в запрете правительством концертов группы и
использования ей названия «Laibach». В ноябре и декабре этого же года LAIBACH
концертирует по Европе вместе с британской группой «Last Few Days». Она даёт 17
концертов в 16 городах 8 стран, как в Восточной, так и Западной Европе. В декабре
1984 года группа анонимно выступает с концертом в Любляне.
В 1984 году LAIBACH, вместе с группой художников «Irwin» и театральной труппой
«Scipion Nasice Sisters» организует неформальную организацию «Новое словенское
искусство» (нем. «Neue Slowenische Kunst», NSK). На сегодняшний день наиболее
значимыми членами этого движения являются: «Laibach», «Irwin», «Noordung», «Студия
нового коллективизма», «Отделение чистой и прикладной философии», а также множество
более мелких подразделений, которые появляются и исчезают по мере надобности. NSK
получила достаточно большое развитие в Словении, и даже организовала собственное
государство, разработав собственные паспорта, посольства, марки и т.д.
В апреле 1985 года на лэйбле «Slovenian Ropot» выходит дебютный диск LAIBACH. По
причине официального запрета на использование названия LAIBACH, диск выходит
безымянным, но с символом группы на обложке. В этом же году, на гамбургской
независимой студии «Walter Ulbricht Schallfolien» выходит альбом «Rekapitulacija
1980—1984», первый альбом группы, получивший международное признание.
После выхода альбома «Nova Acropola» на британском независимом лэйбле Cherry Red,
группа заключает контракт со студией Mute, с которой сотрудничает и поныне. Первым
альбомом, выпущенным на Mute, стал «Opus Dei», выпущенный весной 1987 года, и
ознаменовавший определённый сдвиг в звучании LAIBACH. В феврале 1987 года группа
даёт первый официальный концерт в Словении со времён запрета 1983 года. Выход
дальнейших альбомов сопровождается обширным концертным туром по Европе и Америке.
26 декабря 1990 года группа впервые даёт концерт в своем родном городе, на
термоэлектростанции в Трбовлье, ознаменовав одновременно десятилетие LAIBACH и
основание «NSK Stat».
В последние годы группа активно концертирует по всему миру (в том числе и по
России), выступает на множестве фестивалей, но издавать новый материал не спешит.
LAIBACH продолжает участвовать в постановке спектаклей, в выставках
изобразительного искусства, создании документальных фильмов и книг. Музыканты
живут и работают в Любляне.
Осенью 1980-го LAIBACH отыграли свой первый концерт, осенью 2004-го они выпустили
свой первый сборник лучшего за два прошедших десятилетия — «Anthems». Тогда, в
начале 80-х, они выдали программное заявление: «Политика — это часть искусства. В
этом смысле мы всегда будем политиками». С тех пор группа с большой охотой
занималась разнообразными околополитическими провокациями. В результате их
называли то нацистами, то коммунистами, то последователями Муссолини, то типичными
художниками-постмодернистами, дурящими головы окружающих разнообразием
тоталитарного прошлого. Покопавшись в почти двадцатипятилетней истории провокаций
и профанации от LAIBACH, журнал "Rolling Stone" обнаружил 18 сомнительных заявлений членов
группы, сделанных в разное время, и попросил вокалиста Ивана Новака подтвердить
или опровергнуть их.
1. LAIBACH - одна из наиболее политизированных музыкальных команд.
Новак: «Демократия создается системой моральных и социальных ценностей, свободным
рынком, потреблением и т.д. А политические власти просто обеспечивают
функционирование этой системы. Поэтому бессмысленно быть к такой власти в
оппозиции. Нас вообще не интересует политика, хотя любая политическая ситуация
может нас вдохновить».
2. LAIBACH запрещались в социалистической Югославии, потому что музыканты были в
оппозиции к существующему режиму.
Новак: «Это было так давно. Я не помню... Хотя мы действительно никогда не
подлизывались к властям. Мы всегда были увлечены Броз Тито, а тогдашние власти
пытались уже в те времена о нем позабыть».
3. LAIBACH, выбирая между эстетикой коммунизма и национал-социализма, всегда
предпочитали последнее.
Новак: «XX век — это очаровательные времена, которые подарили нам идеологии, так
или иначе функционирующие до сих пор. Нам интересны все формы этих идеологических
систем — и коммунизм, и национал-социализм, и либеральная демократия... Когда
возникла группа, мы восхищались всеми прошлыми и нынешними формами взаимодействия
таких понятий, как Свобода и репрессия. Да и до сих пор мы этим восхищаемся».
4. LAIBACH некоторые время пропагандировали антикоммунизм.
Новак: «Мы такие же фашисты, как Гитлер художник. Это не имеет никакого отношения
к реальности. Мы никогда не занимались подобными вещами. Скорее даже наоборот —
единственная политическая идеология, которая когда-то была нам ближе других, — это
коммунизм. Во всяком случае, на уровне идеальной модели».
5. LAIBACH на первом концерне в 1980 году, играя на гигантских электрических пилах,
повергли публику в шок.
Новак: «Самые необычные инструменты, которые мы использовали, — это граммофон,
магнитофон и радиоприемник. Шокировали мы тогда в первую очередь самих себя».
6. LAIBACH считают своим главным вдохновителем югославского лидера Иосипа Броз
Тито.
Новак: «Среди исторических персонажей, которые сильно повлияли на нас, — Тито,
Тото, Тати, Туту и многие другие». (В прошлогоднем интервью на вопрос: «Кого из
современных коллективов вы могли бы назвать близкими вам по духу?» — Новак
ответил: «Тито, Тото, Тати, Туту, Тату».)
7. LAIBACH называли себя естественной частью культурной элиты.
Новак: «Нас спросили, были ли мы слишком экстремальными и для социалистической
Югославии и для Запада раньше. И не превратились ли сейчас в элиту. И не мешает ли
нам такое превращение. Так вот, мы всегда считали себя "избранными" — то есть были
частью настоящей элиты. Нас выбрали, потому что мы были теми, кем мы являемся. И
это всегда сложно — придерживаться такой "избранности"».
8. LAIBACH всегда большое внимание уделяли философской основе собственного
творчества.
Новак: «Философия — отличная штука. Правда, она почти всегда абсолютно бесполезна.
Мы предпочитаем "практическую философию", ту, что может научить, как изменить
что-нибудь в мире... Некоторые относят нас к философии постмодернизма. Может, и
так... Но все же главное достоинство постмодернистских философов — это их имена:
Фуко, Бодрийяр...».
9. LAIBACH на самом деле ни- когда не принимали всерьез тоталитарные идеологии и просто использовали их для эпатажа публики.
Новак: «Художника-творца в классическом понимании в XXI веке не существует. Забудьте о таком художнике, и вы сможете сделать что-то по-настоящему интересное. И кстати, огромное количество классических произведений было сделано с элементами иронии и гротеска».
10. LAIBACH до сих пор продолжают называть себя группой из Югославии.
Новак: «Мы не говорим "югославская" или "словенская". Мы предпочитаем говорить
"вселенская группа"».
11. LAIBACH активно участвуют в современной политической жизни Словении.
Новак: «Не имеем к этому никакого отношения. Все члены группы — граждане
государства NSK. И это значит, что живем по его законам. Мы не ходим на выборы и
не участвуем в политическом процессе. Если бы мы были гражданами России или США,
мы обязательно бы голосовали. Мы вообще законопослушные».
12. LAIBACH предпочитают «каверы» собственным композициям.
Новак: «Нас вдохновляет очень многое, и это не только музыка. И конечно же,
создание "каверов" — не единственное наше настоящее увлечение».
13. LAIBACH выступают против глобализации и сопровождающих ее процессов.
Новак: «Глобализация и американизация — это естественные и необратимые тенденции
(вы же не можете заниматься сексом и при этом оставаться девственником!). Но
ошибочно думать, что единственно возможное отношение к этим процессам находится в
рамках иронии. Есть и еще кое-что».
14. Laibach слушают дома только немецкие марши и Вагнера.
Новак: «Перед интервью мы слушали Бетховена — концерты № 1 и 2 для фортепиано с оркестром, потом альбом Феликса Кубина "Matki Wandalki», Дэвида Боуи, "The Last Emperor» Сакамото и Бирна и сборник "Femmes de Paris»... И мы, естественно, в курсе того, что происходит вокруг. Нам не избежать Мадонны, Принца и всего, что творится на MTV».
15. LAIBACH всегда были частью индустриальной музыки.
Новак: «Вся современная музыка — индустриальная. Классика, джаз, поп, рэп, фолк.
Все, что производится для массового слушателя. Индустриальная музыка как жанр —
это популярная музыка, анализирующая сама себя. Я люблю такие индустриальные
группы, как PET SHOP BOYS, DEPECHE MODE, L'2. BLACK EYED PEAS, R.E.M.».
16. LAIBACH вот-вот создадут стиль, который станет основой музыки будущего.
Новак: «Некоторые считают, что время новаторства прошло, якобы все, что можно
придумать, уже придумали. Но на самом деле для новаторства всегда есть время.
Время — величайший новатор... Нас интересуют все стили, направления, формы,
которые пока еще не созданы или еще не были изучены и которые не обязательно
связаны с самой музыкой. Я бы назвал такой стиль "перспективизм"».
17. LAIBACH маскируют в музыке политическую агитацию.
Новак: «Если говорить по правде, то мы никогда не рассматривали нашу работу как
чисто музыкальную. Музыка только один из наших интересов. Нам нравится музыка как
язык экспрессии, но мы ни в коем случае не ограничиваем себя только ею. Любое
пространство имеет отношение к политике. Вы не можете сказать, что у Элтона Джона
нет никакой политической окраски. Мы показали на примере песни "One Vision" группы
QUEEN, перепев ее на немецком языке, что любая композиция может в любой момент
приобрести политическую значимость. Традиционная цензура больше не работает.
Государство должно закрывать дискотеки и не допускать проведения концертов. Музыка
больше не освобождает, а порабощает. Это система контроля. Как еще можно
рассматривать MTV?»
18. LAIBACH предсказывают развитие политической ситуации в мире.
Новак: «Мы прогнозировали кое-какие события. Например, мы спели об 11 сентября в
"God Is God" еще в 1996 году. А в 1989 году в Белграде наши концерты
сопровождались демонстрацией хроники военных лет: немцы бомбят Белград. Через 10
лет это повторилось в реальной жизни. Но главные предсказатели работают в
Голливуде. О нападении на Америку снята уйма фильмов, да и о бомбежке Сербии они
тоже предупреждали - в фильме "Хвост виляет собакой" ("Wag the Dog»)».
ЕЩЕ 7 ВОПРОСОВ ИВАНУ НОВАКУ:
Что думаете о RAMMSTEIN? Они ваши последователи или профанаторы?
Новак: Мы знакомы с RAMMSTEIN, они приходят к нам на концерты. Сегодня RAMMSTEIN -
это LAIBACH для юношей, a LAIBACH - это RAMMSTEIN для взрослых.
Вам в первую очередь интересен образ или само творчество того или иного персонажа?
Новак: Интересен образ как часть творчества.
Считаете ли возможным иметь гражданскую позицию?
Новак: А что это? Цивилизация — это утопия, которая всегда где-то впереди. В XXI
веке мы все Солдаты Судьбы!
Почему вы тогда — в 80-х — выбрали эстетику тоталитаризма?
Новак: Мне нравились напористость и волшебство, присущие тоталитарным системам.
Меняется ли ваша аудитория?
Новак: Мы никогда не выбирали аудиторию, это она выбирала нас. А мы просто брали
то, что дают.
Прокомментируйте, пожалуйста, следующие имена: Шостакович, Прокофьев, Шнитке,
THE BEATLES, Бритни Спирс.
Новак: Шостакович. Великий бомбардир классической музыки. Прокофьев. Мастер
современной оперы и балета. Нам больше, правда, нравятся его сочинения для
фортепиано. Шнитке. Главное, что в его фамилии присутствуют буквы «Ш» и «Н», как у
Шумана и других знаменитых композиторов. Значит, что-то в нем есть, иначе бы о нем
столько не говорили. THE BEATLES. Безусловно, основа современной музыки и
культуры. Britney Spears. Копье (англ. Spear - копье) Судьбы для всей поп-культуры.
Кто из современных политиков вас привлекает?
Новак: Нас больше привлекают хорошенькие девушки.
(Источник: журнал "Rolling Stone – Russia" № 5, 2004)
Дискография LAIBACH
Альбомы и синглы:
1984 «Through the Occupied Netherlands»
1985 «Laibach»
1985 «Nova Akropola»
1986 «Baptism»
1987 «Opus Dei»
1988 «Let It Be»
1988 «Sympathy for the Devil»
1990 «Macbeth»
1991 «Occupied 1985 Europe Tour» [live]
1992 «Kapital»
1993 «Ljubljana-Zagreb-Beograd Grey»
1994 «NATO»
1995 «In the Army Now/War»
1995 «Slovenska Akropola»
1996 «Final Countdown»
1996 «Jesus Christ Superstars»
1996 «Occupied Europe NATO Tour 1994-95» [live]
1997 «M.B. December 21, 1984» [live]
1997 «Laibach» [live]
1999 «Laibach»
2001 «John Peel Sessions»
2002 «Nova Acropola»
2003 «Neu Konservatiw»
2003 «Tanz Mit Laibach»
2003 «WAT»
Вход в клуб будет открыт с 18:00.
Самые дешёвые билеты пока ещё в продаже по 650 руб. (партер) и 1500 руб. (VIP) в кассах клуба "Точка" и рок-галерее "Зиг-Заг". Со временем билеты будут дорожать.
Справки по тел. 737-76-66
Клуб "Точка", г. Москва, м. "Октябрьская", Ленинский пр. д. 6.
Адрес клуба «Точка»:
г. Москва, м. "Октябрьская" (кольцевая), Ленинский пр. д. 6.
от метро - 666/2 м. пешком: пройти по Ленинскому пр-ту до МГГУ (Горный университет), повернуть направо, прямо до конца, налево и вниз по лестнице.