
11 сентября (воскресенье), 18:00, Клуб "Точка"
Российская презентация последнего альбома группы LAIBACH "Anthems" состоится
9 сентября 2005 г. в Санкт-Петербурге в клубе "Порт" и 11 сентября в Москве в
клубе "Точка".
Пусть Вас не смущает дата концерта. Хотя нам не дано знать, совпадение это или умысел,
подозреваем, что вряд ли совпадение. Провокационная группа, самим фактом своего
существования поднимающая страшные темы, наверняка не пренебрегла возможностью еще
одной провокации.
Можно сказать, что LAIBACH почти предсказали 11 сентября 2001 года (шаг к Иракской
войне) в двух своих песнях “God is God” (CD “Jusus Christ Superstars”, 1996) и
“2525” (CD “Nato”, 1994). Пластинка десятилетней давности “Nato” была
исключительно о войне, отраженной в поп-хитах, которые группа переделала до
неузнаваемости: “The Final Countdown” EUROPE и, безусловно, главная военная песня
всех времен и народов “In The Army Now” STATUS QUO. Щелчок по носу получили даже
PINK FLOYD (“Dogs Of War”). Видно война на Балканах не прошла незамеченной для
LAIBACH - музыканты вообще считали политику проявлением своего музыкального
творчества. Они еще в 1987 году на концертах в Белграде говорят сербам о том, что
их снова будут бомбить, и даже показывают пропагандистский фильм о бомбардировке
Белграда и Сербии во время Второй Мировой.
Словенская группа LAIBACH - яркий пример культовой группы, почти
25-ти летняя история которой обросла немыслимым количеством слухов, домыслов и
загадок. Музыканты принимают участие в огромном количестве проектов, перформансов
и т.д., а так же строго придерживаются принципов анонимности, что вносит ещё
большую путаницу в, и без того, запутанную биографию коллектива. Чтобы не
порождать новых неточностей, неувязок и иных противоречий, представляем Вам
несколько, на наш взгляд, наиболее полных историй ансамбля, размещённых в Рунете.
Где, как и что происходило на самом деле... каждый решает сам.
LAIBACH официально образовался 1 июня 1980 года в Трбовлье, индустриальном городе
в центре Словении, специализирующемся на добыче угля. В сентябре LAIBACH
приготовил свой первый мультимедийный проект «Red Districts» (словен. «Rdeci
revirji»), бросающий вызов политической структуре города того времени. Проект был
запрещён ещё до его открытия за «неадекватное использование символов», и группа не
смогла появиться на сцене, хотя это и вызвало возмущённый протест прессы. Вскоре
призыв на военную службу разбрасывает членов группы по всей стране, однако даже в
этих условиях они умудряются организовать выставку своих графических и музыкальных
работ в Белграде, 14 июня 1981 года.
После выхода альбома «Nova Acropola» на британском независимом лэйбле Cherry Red,
группа заключает контракт со студией Mute, с которой сотрудничает и поныне. Первым
альбомом, выпущенным на Mute, стал «Opus Dei», выпущенный весной 1987 года, и
ознаменовавший определённый сдвиг в звучании LAIBACH. В феврале 1987 года группа
даёт первый официальный концерт в Словении со времён запрета 1983 года. Выход
дальнейших альбомов сопровождается обширным концертным туром по Европе и Америке.
26 декабря 1990 года группа впервые даёт концерт в своем родном городе, на
термоэлектростанции в Трбовлье, ознаменовав одновременно десятилетие LAIBACH и
основание «NSK Stat».
В конце мая 1992-го года в Москве открылось временное посольство самопровозглашенного государства под названием Нойе Словенише Кунст (NSK), государства, существующего не в пространстве, а во времени, но тем не менее имеющего свои паспорта и валюту (NSK 1= $ 1,8). Государство NSK сняло обычную трехкомнатную квартиру на Ленинском проспекте, провозгласило ее "посольством" и пригласило гостей. Как выяснилось, "посольством" был назван салон словенской художественной организации "Новое Словенское Искусство", группирующегося вокруг одной из самых ярких и знаменитых групп европейского индепендента Laibach. В посольстве NSK проходила выставка живописных работ и инсталляций входящей в организацию художественной группы Irwin, полузакрытые акции Космокинетического Кабинета Noordung (объединяет в себе балетную труппу Red Pilot и театр Scipion Nasice Sisters), напоминавшие, по отзывам, пребывание в гестаповских застенках, и просмотр видеоклипов Laibach.
История этого удивительного движения началась в 1980-м, когда в небольшом словенском шахтерском городе Трбовле Иван Новак, Деян Кнез и Милан Фрас организовали музыкальный коллектив под названием Лайбах ( так звучало имперское название столицы Словении Любляны, когда она входила в состав Австро-Венгрии), которому было суждено стать единственной группой из т.н. Mitteleuropa не то что не уступающей ведущим "независимым" индустриалистам\авангардистам Запада (Test Department, Einstuerzende Neubauten) , но и художественно и творчески превосходящей многие из них. Родившись в маленькой стране, находящейся в геополитической "буферной зоне", на перекрестке влияний и амбиций Востока и Запада, переходящей из рук в руки и испытавшей сильное влияние немецкой и, шире, католической культуры и коммунистического режима маршала Тито, группа сделала эклектичность тоталитарных форм своим незыблемым принципом.
Суть и истинное лицо LAIBACH постоянно ускользает от обыденного понимания. Одни их
творчество считают неонацистским, другие - ерническим издевательством над
тоталитаризмом в духе т.н. "соц-арта", но, скорее всего, в нем выражена идеология
"Третьего Пути" - не "левая" или "правая", а синтез путей "левой руки" и "правой
руки", правда во внешних, экзотерических формах. Дело в том, что LAIBACH занимаются
искусством новаторским, которое именно и непереносимо как для реальных
исторических диктатур, так и для прогнившего западного либерального "общества
потребления". На Западе долгое время пытались представить музыку LAIBACH, как
сатиру на коммунизм и социализм, вроде соц-артовских клоунов комаров-меламидов, но
первый же западный релиз коллектива - их дебютный альбом для фирмы Mute, "Opus
Dei" ("Работа Бога") - был поначалу принят буквально "в штыки" либеральной
публичкой: на обложке пластинки красовалась свастика из четырех скрещенных
топоров! У "софти" отлегло от сердца только когда они выяснили, что это - работа
английского художника, антинацистского пропагандиста Джона Хартфилда, работавшего
в тридцатые годы в саарбрюккенском антифашистском журнале "AIZ". LAIBACH создали
идеальный вариант государственного тоталитарного искусства, опасного именно живым
творческим духом, причем не ограничились сферой музыки, а вместе с вышеупомянутыми
художественными и театральными группами создали единый фронт Neue Slowenische
Kunst. Организация NSK построена по четкому пирамидальному принципу с иерархической
структурой, наподобие любой тоталитарной партии (как говорил Ленин - "партии
нового типа") или промышленного производства. Были созданы отделы всех видов
искусств и, естественно, бюрократические службы. В 1982 году LAIBACH принимают
"Конвент" из десяти пунктов, ставящий во главу угла принцип сознательного отречения
от личного вкуса и растворение в коллективе. Идеология получила название "Новый
Коллективизм", и, наверное, следование ей и обусловило анонимность музыкантов и
художников, подписывающих свои работы названием группы. "Конвент" требует
тотальной идеологизированности, потому что "каждое искусство подвержено
политической манипуляции, кроме искусства, говорящего на языке той же самой
манипуляции".
Возможно, не стоит все это воспринимать слишком всерьез, тем более что LAIBACH
неразрывно связан с театральным лицедейством. Музыка их сама по себе исключительно
драматична и помпезна, да к тому же они много и плодотворно работали и
непосредственно для театра. В их активе - саундтрек к спектаклю "Krst Pod Triglavom
(Baptism)" и превосходный CD "Macbeth" (Mute, 1989) с музыкой к шекспировской
постановке. Объектом художественной переработки LAIBACH со временем стала не
природа, а культура: предметами манипуляций являются и нацистское монументальное
искусство, и поп-культура, и соцреализм. В их алхимическую реторту попадают
Мейерхольд, Малевич, Маяковский, Родченко, Эль Лисицкий и русские конструктивисты
20-х, итальянский футуризм Маринетти, братьев Руссоло и Габриэле Д'Аннунцио
(знаменитое лайбаховское "хэйа-хэйа-а-ла-ла" - не что иное, как боевой клич
итальянских отрядов "ардити", возглавлявшихся Д'Аннунцио), "фашистский стиль"
Армина Мелера - дисциплина, ответственность, последовательность, единство фразы и
действия, прославление крестьянского труда (по доктрине Вальтера Дарре "Кровь И
Почва" была названа одна из лучших ранних композиций LAIBACH "Krvava Gruda, Plodna
Zemlja"), символы и эмблемы нацизма, коммунизма, католической церкви - свастики,
оленьи рога, факелы, горны, молоты, кресты, портреты вождей и молодых атлетов.
Музыка и идеология Laibach находятся как раз в том месте, где Змий Искусства кусает
свой хвост, но сквозь зловещий оскал Его пасти проглядывает ироничная улыбка.
Парадоксальное сочетание героического лицедейства и остроумной жестокости привлекли
в ряды поклонников LAIBACH и "новых правых", и левых радикалов, и просто фэнов
неординарной талантливой музыки: в своих произведениях LAIBACH сплавляют венские
вальсы и индустриальные сэмплы, тоталитарные марши и народные словенские мелодии,
техно-ритмы, симфонические оркестровки и дэт-металлические гитарные риффы. С 87-го
года они обратились к переработкам классики рока и поп-музыки, исполнив старый хит
уже забытой австрийской группы OPUS "Life is Life" и нетленку QUEEN - "One Vision",
получившей иное название - "Geburt Einer Nation", "Рождение Нации" (альбом "Opus
Dei", Mute, 1987). Потом настала очередь "Sympathy For The Devil" ROLLING STOUNS
("Sympathy For The Devil", Mute, 1988), записанной в восьми вариантах, от
маршеобразного гимна до эсидхаусной танцевальной пьесы. Апофеоз подобной
провокационной деятельности наступил в 88-м, когда словенские музыканты почти
полностью перепели последний альбом THE BEATLES "Let It Be". Использовав
мелодический потенциал Леннона\Маккартни, они создали неимоверно тяжелую и мрачную
пластинку, абсолютно чуждую светлому битловскому духу и завершающемуся к тому же
победным маршем ("Let It Be", Mute 1988). Обложка альбома даже повторяла
оригинальный битловский дизайн, но вместо фотографий добрых битлов на зрителя
глядели суровые и аскетичные лица участников LAIBACH, да еще на фоне четырех
скачущих всадников Апокалипсиса. Битломанам слушать этот альбом не рекомендуется -
может случиться родимчик.
С тех пор популярность LAIBACH неизменно возрастала. Сказались и высочайший
музыкальный уровень материала, и падкость на провокации, а следовательно, и
внимание музыкальных критиков, и продуманная политика фирмы Mute. Следующий их
альбом, "Kapital" (Mute, 1992), ждали уже с нескрываемым нетерпением. Полностью
авторский материал альбома представлял часть большого проекта под тем же названием,
осуществленного всеми подразделениями NSK. К Марксу это "Капитал", впрочем, имел
довольно опосредованное отношение, главная лайбаховская идея этой пластинки была
выражена во фразе: "Каждое подлинное политическое и эстетическое действие основано
на капитале, но не на капитале денег, а капитале Разума и Силы". После небольшого
творческого перерыва LAIBACH инициируют проект "Trans-Slovenia Express"
(Mute, 1994), где вместе европейскими индустриальными группами (BORGHESIA, COPTIC
RAIN, STRELNIKOFF и другими) исполняют совершенно неимоверные кавер-версии
легендарных KRAFTWERK, а позже в том же году выходит альбом "NATO". Стремление
Северо-Атлантического Союза к глобальной гегемонии, провоцирование натовскими
войсками братоубийственной войны в республиках бывшей Югославии и их беспардонное
присутствие и кровавые акции на Балканах никак не могли оставить LAIBACH
равнодушными. На этом альбоме музыканты вновь возвращаются к переработкам
рок-н-ролльной классики. Безжалостной вивисекции подверглись сопливые песенки
(якобы на военные темы) всяких статус-кво, пинкфлойдов и прочих европ, а весь
альбом в целом проникнут духом тревожного ожидания катастрофы.
Осенью 1980-го LAIBACH отыграли свой первый концерт, осенью 2004-го они выпустили
свой первый сборник лучшего за два прошедших десятилетия — «Anthems». Тогда, в
начале 80-х, они выдали программное заявление: «Политика — это часть искусства. В
этом смысле мы всегда будем политиками». С тех пор группа с большой охотой
занималась разнообразными околополитическими провокациями. В результате их
называли то нацистами, то коммунистами, то последователями Муссолини, то типичными
художниками-постмодернистами, дурящими головы окружающих разнообразием
тоталитарного прошлого. Покопавшись в почти двадцатипятилетней истории провокаций
и профанации от LAIBACH, журнал "Rolling Stone" обнаружил 18 сомнительных заявлений членов
группы, сделанных в разное время, и попросил вокалиста Ивана Новака подтвердить
или опровергнуть их.
4. LAIBACH некоторые время пропагандировали антикоммунизм.
13. LAIBACH выступают против глобализации и сопровождающих ее процессов.
ЕЩЕ 7 ВОПРОСОВ ИВАНУ НОВАКУ:
Вход в клуб будет открыт с 18:00.(c) 2005 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 2004
..